Файл: Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 1128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 утрачивает значительную часть социально активного населения, государство расходует значительные средства на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и излечение наркозависимых лиц и т.д.
1.2. Историко-правовой анализ борьбы с незаконным оборотом
наркотических средств или психотропных веществ
До XIX века на территории России массовое злоупотребление наркотиками не было распространено, а их нелегальный оборот был ограничен лишь религиозными или лечебными целями. Использование наркотиков было доверено священнослужителям, целителям и врачам.
Однако затем ситуация в сфере оборота наркотических веществ резко изменилась. Злоупотребление ими, особенно опиофагия и опиокурение, начало приобретать массовый характер. Каждый год темпы злоупотребления наркотическими веществами росли, а в начале XX века они приобрели характер социального бедствия.
На международном уровне первым шагом по созданию правовых основ противодействия этому социальному явлению было подписание Гаагской конвенции по опию 1912 г. Она предусматривала применение сторонами внутренних мер для сокращения и ликвидации производства и употребления опия, а также запрета его экспорта и импорта. Относительно морфина, кокаина, героина и кодеина, то Гаагская конвенция лишь указала на необходимость их использования для медицинских и других полезных нужд
(ст.ст.9-13), а также осуществление надлежащего контроля за производством этих веществ и торговлей ими. В соответствии с требованиями вышеупомянутой конвенции Россия приняла в 1915 г. закон о производстве и торговле опием, и приняла уголовно-правовую норму, которая предусматривала ответственность за незаконное изготовление, приобретение,

12 хранение с целью сбыта опия, а также трубок и других приспособлений для его курения
11
Безусловно, сложившаяся в СССР обстановка в сфере нелегального оборота наркотических средств, требовала принятия неотложных мер.
Поэтому Декретом Советов Народных комиссаров от 08.04.1918 г. сырье, находившееся в распоряжении алкалоидных заводов, было передано в ведение Народного комиссариата финансов. Указанному органу также были переданы запасы опия, изъятые у наркодельцов Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией
12
. Однако это оказалось неэффективным из-за отсутствия правовой нормы, которая запрещала бы нелегальную торговлю кокаином, злоупотребление которым имело характер эпидемии.
Декретом ВЦИК от 20.06.1919 г. «Об изъятии из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении»
13
органам Всероссийской
Чрезвычайной Комиссии и Губернским Чрезвычайным Комиссиям было предоставлено право принимать меры вплоть до расстрела лиц, виновных в незаконной торговле кокаином (п. 10 ч. I).
Впоследствии в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года
14
, в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств применялась ст.215, которая предусматривала наказание за незаконное изготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа до 300 руб. золотом или принудительных работ.
11
Маркова Л.А. история развития российского уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ в XX веке // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2009. – № 2. – С. 240.
12
В.И. Ленин и ВЧК: сборник документов. Часть I.1917-119 / Под ред. Л.М. Суриса. – М.;
Берлин: Директ-Медиа, 2017. –С. 63.
13
Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении:
Декрет ВЦИК от 20.06.1919 // СУ РСФСР. – 1919. - №27. – Ст. 301.
14
Уголовный кодекс РСФСР от 01.06.1922 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/


13
Вскоре Совет Народных комиссаров СССР 26.11.1924 г. издал Декрет
«О мерах регулирования торговли наркотическими веществами»
15
. Этим законодательным актом были установлены правила ввоза из-за границы кокаина и его солей, опия и его производных (морфина, героина, кодеина), их распределения, а также торговли ими на внутреннем рынке. Согласно
Декрету наркотические вещества должны поступать исключительно в распоряжение Народного комиссариата здоровья и распределяться его местными органами при строгом учете и контроле.
Параллельно с этим было издано постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Советов Народного Комиссариата
СССР от 22.12.1924 г. «О дополнении уголовных кодексов союзных республик статьей 140-д». Данной статьей устанавливалась уголовная ответственность за незаконное изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ.
В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г.
16
уголовная ответственность за незаконные операции с наркотиками предусматривалась статьей 104; при этом санкции за совершенное были значительно смягчены.
Важным правовым актом в сфере противодействия нелегальной выработке наркотикосодержащего сырья из опийного мака и конопли стало постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и
Советов Народного Комиссариата СССР от 27.10.1934 г. «О запрете посевов опийного мака и индийской конопли»
17
, которой была введена государственная монополия на культивирование этих растений. Чтобы посеять опийный мак и индийскую коноплю, урожаи которых
15
О мерах регулирования торговли наркотическими средствами: Декрет СНК РСФСР от
06.11.1924 // СУ РСФСР. – 1924. - №85. – Ст. 867.
16
Уголовный кодекс РСФСР от 22.11.1926 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D
0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0
%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_1926_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%
D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_05.03.1926 17
О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли: Постановление ЦИК СССР
№110, СНК СССР №2466 от 27.10.1934 // СЗ СССР. – 1934. - №56. – Ст. 422.

14 использовались исключительно для удовлетворения медицинских и научных потребностей, был необходим разрешение Народного комиссариата земледелия СССР, согласованное с Народным комиссариатом внешней торговли и народными комиссариатами здравоохранения союзных республик.
Знаменательной вехой в формировании антинаркотического законодательства стал приказ Народного комиссариата здравоохранения
СССР от 11.11.1938 г. Им впервые были введены правила приемки, хранения и отпуска ядовитых, сильнодействующих и наркотических веществ в клиниках, институтах, больницах и других медицинских учреждениях.
В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. предусматривалась ответственность за контрабанду наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ. производство, приобретение, хранение или сбыт ядовитых, сильнодействующих и наркотических веществ, а также нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки ядовитых, сильнодействующих и наркотических веществ, посев опийного мака и индийской конопли.
Важное значение для регулирования оборота наркотических лекарственных средств имел приказ Министерства здравоохранения СССР от
03.07.1968 г. № 523 «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств»
18
, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией» от 25 августа
1972 года
19 18
О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств: Приказ Минздрава СССР от
03.07.1968
№523
[Электронный ресурс].

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20574#065478599087423 9
19
О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией: Указ
Президиума Верховного Совета РСФСР т 25 августа 1972 года [Электронный ресурс]. –
URL: http://docs.cntd.ru/document/902006049


15 25.04.1974 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении борьбы с наркоманией»
20
, которым были установлены единые основания уголовной ответственности за участие в наркотизации и незаконном обороте наркотических веществ, в том числе, и санкции за содеянное. Это был систематизированный акт, который включал в себя ряд уголовно-правовых и административных норм. Он предусматривал ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку с целью сбыта наркотических веществ, а так же их сбыт. Указ положил начало развитию административного законодательства в сфере борьбы со злоупотреблением наркотиками и нейтрализации условий, способствовавших их распространению, а также ряда приказов Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения по вопросам в отношении лиц, употребляющих наркотические или другие средства, вызывающие одурманивание, их оформление и направление на принудительное лечение.
В 1987 году было принято два общесоюзных законодательные акта: постановление Совета Министров СССР от 12.06.1987 г. № 695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака»
21
и Указ
Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» от 22.06.1987 года
22
. Это, в свою очередь, привело к внесению изменений и дополнений в Уголовный кодекс
РСФСР, Кодекс об административных правонарушения и другие законодательные акты.
20
Об усилении борьбы с наркоманией: Указ Президиума ВС СССР от 25.04.1974 №5928-
VIII // Ведомости ВС СССР. – 1974. - №18. – Ст. 275.
21
О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака: постановление
Совета Министров СССР от 12.06.1987 г. № 695 [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/9004082 22
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР: Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. №7226-XI // Ведомости ВС
СССР. – 1987. - №25. – Ст. 354.

16
Уголовный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 января 1997 года
23
, содержал ст. 228. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств и психотропных веществ.
8 января 1998 года был принят Федеральный закон Российской
Федерации
№3-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах»
24
, который раскрывает понятие «нарушение установленных правил».
Позже в Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) вносился еще ряд изменений и дополнений, касающихся уголовно-правовой ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
8 декабря 2003 г. изменения коснулись статьи 228 УК РФ, в результате чего из ч. 5 ст. 228 УК РФ образовалась статья 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств».
В новой статье появились квалифицирующие признаки, а именно – совершение тех же деяний
(нарушений соответствующих правил) из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия.
В октябре 2012 г. было принято постановление Правительства
Российской Федерации, №1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо
23
Уголовный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Фе-дерации от
13.06.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – Ст.
2954.
24
О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от
08.01.1998 №3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - №2. – Ст. 219.


17 из частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 УК РФ»
25
Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что в связи с быстрым ростом масштаб распространения наркотиков в России, с начала XX века динамичное развитие получает законодательство, регулирующее оборот наркотических веществ. Это развитие было направлено, прежде всего, на ужесточение режима оборота наркотических средств и уголовно-правовой ответственности за его нарушение.
1.3. Меры противодействия незаконному обороту наркотических
средств в зарубежных странах
Ответственность за преступления в сфере оборота наркотических средств в зарубежных странах предусмотрена преимущественно в национальных уголовных кодексах, которые учитывают положения международных нормативно-правовых актов по противодействию наркопреступности. В некоторых государствах криминализация деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется в пределах специальных законов, нормы которых могут дублироваться как определенные статьи соответствующих уголовных кодексов. Иногда это не происходит. В таком случае национальные уголовные кодексы содержат бланкетные диспозиции, в которых есть ссылки на определенные нормы специальных законов, устанавливающих преступность и наказуемость рассматриваемого вида преступлений. Так, например Уголовный кодекс
Австрии не содержит отдельного раздела, посвященного уголовной ответственности за наркопреступления, поскольку она предусмотрена
25 5Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 01 октября 2012 №1002 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - №41. - Ст. 5624.

18
Законом о наркотических средствах. Однако в Кодексе указано, что уголовная ответственность за преступный сговор или организацию банды, деятельность которой связанная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, наступает с учетом § 28, абзацев 2-5 или § 31, абз. 2 Закона о наркотических средствах
26
. Аналогичная ситуация сложилась в ФРГ, Швейцарии, Нидерландах и некоторых других странах.
В целом уголовные кодексы и законы зарубежных государств тщательно разработанной системой наказаний за преступления в сфере оборота наркотических средств. При этом, наверное, ни один из видов преступлений не характеризуется настолько разнообразными по своей жесткости наказаниями за данные преступления – от смертной казни до административных штрафов. Так, в зависимости от жесткости законов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, зарубежные государства можно разделить на три группы.
К первой относятся государства с наиболее «либеральным» законодательством. Характерными представителями этой группы являются
Нидерланды, Португалия и Испания. В Нидерландах, как известно, разрешено употребление «легких» наркотиков (марихуана, гашиш и т. п) в специально отведенных для этого местах. При этом, достаточно суровая уголовная ответственность предусмотрена за сбыт и хранение «тяжелых» наркотиков (героин, кокаин, «крэк» и другие). За совершение такого преступления в пределах государства предусматривается лишение свободы на срок до восьми лет, а за международную торговлю – двенадцать лет лишения свободы. Некоторые голландские специалисты вынуждены признать, что разрешение употреблять «легкие» наркотические средства провоцирует к употреблению сильнодействующих наркотиков
27 26
Уголовный кодекс Австрии / Пер. с нем. – М. : ИКД «Зерцало–М», 2001. – С. 1–2 27
Савчишкина О.Г., Степанов Г.И. Зарубежное уголовное законодательство об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / О.Г. Савчишкина, Г.И. Степанов // Вестник ЧелГУ. – 2013. – №17 (308). – С. 75.


19
Показательным в этом отношении оказался опыт Испании, которая в
1985 г. ввела голландскую модель. Вследствие этого количество только официально зарегистрированных наркоманов увеличилось с 200 тыс. до 1,5 млн., а сама страна превратилась в настоящую перевалочную базу наркотиков, в первую очередь кокаина.
Вместе с тем, есть положительные примеры применения
«либерального» законодательства. Так, в 2001 году правительство
Португалии выработало новый курс по борьбе с распространением наркомании: оно криминализировало употребление наркотиков. Как следствие, за пять лет, количество смертей от передозировки снизилось с 400 до 290 человек в год. Количество наркоманов, которые заразились СПИДом через иглу, упало втрое: с 1400 в 2000 году до 400 в 2006 году.
Вместо того, чтобы лишать свободы наркоманов, их направляют в лечебные центры. До декриминализации Португалия была страной, которая насчитывала около 100 000 потребителей героина, что составляло 1% от населения страны. К 2008 году количество лиц, имеющих зависимость от наркотиков, снизилось до 55 тысяч
28
Ко второй группе следует отнести страны с «жестким» законодательством, которое предусматривает повышенную (включительно до смертной казни) ответственность за преступления, связанные с наркотиками. Это – Китай, Иран, Пакистан, Таиланд, Малайзия, Нигерия.
Например, в Иране только за полтора года в соответствии с Законом 1989 г., было публично казнено более тысячи преступников. Законодательство
Сингапура предусматривает смертную казнь при обнаружении у человека более 15 г героина, 30 г морфия или 500 г марихуаны.
К третьей группе государств относятся страны, составляющие подавляющее большинство – страны, где законодательство является более
28
Колосова В.И., Игнатьева А.Е. Проблемы незаконного оборота наркотиков в масштабах мира, России и Нижегородской области [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990195_West_pravo_2003_2(7)/B_3-12.pdf

20 умеренным и дифференцированным. К этой группе мы можем отнести и
Российскую Федерацию
29
В научной литературе иногда выделяют еще четвертую группу государств, включая в нее африканские и латиноамериканские страны, в которых уголовное законодательство об ответственности за незаконный оборот наркотиков находится на стадии формирования (становления), а уголовная политика четко не определена. В частности, не определена ответственность за отдельные деяния, которые международно-правовые акты относят к категории уголовно наказуемых, а чрезмерно жесткая ответственность за одни деликты соседствует с крайним либерализмом по отношению к другим правонарушениям
30
Следует отметить, что уже в 90-х гг. прошлого века в большинстве стран Европы наметилась тенденция по усилению антинаркотических законов. Почти во всех странах Европейского Союза предусматривается суровая ответственность за контрабанду и незаконную торговлю наркотиками. При этом степень наказание напрямую зависит от объемов сбытых наркотических средств, их вида и личности самого наркодельца.
Одновременно с внедрением значительно жесткого законодательства в отношении лиц, распространяющих наркотики в странах-членах
Европейского Союза, осуществлена либерализация законодательства в отношении лиц, которые болеют наркоманией и являются обычными потребителями наркотических средств психотропных веществ.
Определенные особенности касаются также непосредственно составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Так, например в Российской Федерации уголовно не преследуют лиц, потребляющих наркотики. В то же время в некоторых государствах
Содружества независимых государств (например, в Узбекистане или
29
Савчишкина О.Г., Степанов Г.И. Указ. соч. – С. 76.
30
Шалагин А. Е. Зарубежное законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков / А.Е. Шалагин // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. –
№4 (20). – С. 293.