Файл: Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к егэ и гиа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Это понятие имеет гораздо широкий спектр компетенций – от понимания смысла слов, знания грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает в себя умение восстанавливать и поддерживать свое понимание об окружающем мире на должном уровне.
Ученые выделяют ряд аспектов, мешающих развитию читательской грамотности учащихся: вынужденный характер чтения, обилие источников информации, малочитающие родители, невостребованность социумом начитанности, в основном развлекательная функция современной литературы.
Да и сегодняшние программы по литературе и русскому языку частично не решают поставленных задач. Их содержание, количество часов, постоянно уменьшаемое, форма аттестации в виде ГИА и ЕГЭ, порой несоответствие программы возрастным и психологическим особенностям учащихся – все это приводит к тому, что в процессе изучения школьных предметов не формируется читательская грамотность как личностное качество выпускника. В результате объективных социальных причин сложилась следующая картина: часть учащихся не читает вообще никаких текстов, кроме требуемых программой, а другая не умеет получать из текстов необходимую информацию. И лишь у некоторых сформировано такое личностное качество, как грамотность чтения.
Возникает вопрос: кто и в рамках какого предмета должен формировать читательскую грамотность? Традиционно обязанность эта возлагалась на учителя-словесника. Именно он на своих уроках должен воспитывать у учащихся культуру восприятия текста, стимулировать потребность в творческом чтении, обеспечивать интенсивное совершенствование навыков чтения учащихся через понимание уникальности литературного текста и слова как универсального знака. А чтобы все это находило свое воплощение, следует на должном уровне поддерживать мотивацию чтения.
Мотивация чтения, например, включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как:
- интерес, удовольствие от чтения как процесса и его результата,
- ощущение свободы выбора круга чтения,
- разнообразные и частые практики чтения,
-включенность в социальные отношения, опосредствованные текстами.
Я хочу в своем выступлении рассказать о наработках, которые, как мне кажется, помогают поддерживать читательский интерес у учащихся, погрузиться в неповторимый мир текста. На уроках русского языка и литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. В формировании правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст играют также немаловажную роль.
Что такое диалог с автором? С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
В качестве наглядного примера опишу эпизод (один из этапов) урока русского языка в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. Работа с художественным текстом при подготовке к написанию сочинения - рассуждения». Для прослушивания учащимся предлагается текст С.Воронина «Сын». Еще раз их внимание обращается на то, что определенная доля успеха при написании сочинения зависит от того, как они прочтут авторский текст. Только выразительное, осознанное, погруженное в содержание чтение позволит быстро и правильно справиться с этой трудной, но все-таки выполнимой задачей. Текст читается выразительно учителем.
Сын
Лечился я в санатории на Кавказе. Оставалось всего два дня до окончания срока, и решил я наведаться в Кутаиси, на рынок, чтобы купить гостинцев для своих домашних. Вот у ворот рынка он и стоял. Лет двенадцать ему, не больше. На ногах рваные сандалишки, в вылинявшей рубашонке, штаны в носки заправлены.
- Ты чей? Почему один?
Молчит. Глядит так это зверовато и испуганно.
- Ты не бойся, я тебе ничего плохого не сделаю. Отец, мать есть?
- Отца нет.
- А мать?
- Бросила меня… Как отец умер, мамка снова замуж вышла. Но новый муж ее не полюбил меня, и мамка отдала меня в детдом, а я убежал оттуда. И сказал ей, что каждый раз буду убегать. В Сочи мы тогда жили, а потом в этот город переехали. Отчим не хотел меня брать с собой, но я упросил маму. Плакала она. Говорила - не отдаст никому. А сама уехала с ним. Я спал еще, когда они уехали…Проснулся - их уже нет и вещей нет.
- Неужто так и бросила? - недоумеваю я.
- Так и бросила…
Приглядываюсь к нему, и какое-то сердечное расположение овладевает мною, - и жалко мне его, и помочь не знаю чем…Хороший такой мальчишечка. Волосы светлые, носик курносый, как картофелинка. И глаза живые, с озорнинкой. Глядит на меня, и на губах улыбка дрожит. Я немного прихожу в чувство от услышанного и совсем неожиданно для самого себя говорю мальчонке:
- Ты вот что…Приезжай завтра ко мне в санаторий.
- А зачем?
- В гости. Денег я тебе на автобус дам. Санаторий «Шахтер». Комната сто седьмая. Только не позднее семи часов вечера. Приедешь?
- Ладно.
На другой день жду его. После обеда в комнате у себя сижу. Пять часов, а его нет…Шесть пробило…Нет его… Вот уже и к семи часам стрелка подбирается… Вышел к автобусу…Гляжу: бежит ко мне…
- Садись в автобус, - говорю.
- А куда мы? - спрашивает мой приятель как-то испуганно.
- На вокзал. Уезжаю я, - тут же, не дав ему опомниться, - и тебя с собой забираю.
Он зыркнул на меня глазенками - что-то радостное в них и напряженное.
- А где вы живете?
- В Ленинграде.
- А что я буду делать у вас?
- Чудак человек, - засмеялся я. - Да разве я беру тебя к себе, чтобы ты что-то делал. Я сам работник. Будешь у нас жить как сын родной. В школу пойдешь. Ну, а после школы видно будет, что делать. Может, на завод ко мне пойдешь, а то и в институт…
Молчит, думает…
- Ну так как, - спрашиваю, - едешь со мной или нет? Надо билет покупать. Если нет, то оставайся тут, дуй на рынок.
- Я с вами хочу, как сын хочу…
Я глянул на мальчонку, а у него глаза темные стали. А может, это у меня в глазах потемнело, как услышал: «Как сын хочу»…Ах ты, парень ты мой хороший! Соскучился без родителей…Я бегом к кассе за вторым билетом…Взял он его и так улыбнулся, так на меня поглядел, что не выдержал я, отвернулся, смахивая непрошеную слезу…Фу ты, думаю, вот ведь какая она, жизнь! Думаешь, как ты живешь, так и все живут, а чуть вглядишься, сколько еще всякого неблагополучия!
- Звать-то тебя как?
- Толя.
- Ну, пошли, Толя на поезд.
И так на сердце стало хорошо, как давно не было, потому что хоть и жил честно, и работал как надо, а ничего похожего не было. Собой жил, своими проблемами. А тут вон какой случай. И чувствую, как все родней этот мальчуган мне становится, и уже радуюсь тому, что не обошла меня доброта стороной.
Минута дается учащимся для осмысления услышанного. (Следует отметить, что данный текст уже с самого начала завладел вниманием ребят: и рассказанная писателем история, и неподдельное волнение при чтении, и развязка оказали на них эмоциональное воздействие). Далее следует краткая беседа на восприятие.
- Какие чувства вызвал у вас этот текст? (И чувство радости оттого, что мальчик обретет свой дом, рядом с ним будет надежный человек, который заменит ему отца. И чувство негодования оттого, что ребенок брошен родной матерью на произвол судьбы. Не должно быть такого в человеческом обществе).
- Какое историческое время нашло в нем отражение? Какие реалии этого времени можно отметить в тексте? (Учащиеся говорят, что речь идет скорее всего о 60 - 70-х годах прошлого века, когда город Ленина еще Ленинградом назывался, когда на лечение в санатории рабочий человек себе мог свободно заработать, когда честность и труд были еще в почете. Да и название детской обуви - сандалии, в которые был обут маленький герой рассказа, - тоже подтверждают это).
- Словесный портрет мальчика в тексте дан, а вы постарайтесь устно описать мужчину. Каким вы его представляете? Каковы черты характера?
- Можно ли было уже в самом начале прослушивания предположить, как будут разворачиваться события? ( Вот здесь включается творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации они прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эта история).
- К какому функциональному стилю принадлежит текст?
- А каков тип речи?
После такой беседы учащимся необходимо еще раз перечитать отрывок или текст, но только уже самостоятельно, про себя, чтобы более детально ознакомиться с его содержанием, прочитать то, что по какой-то причине было не понято или не услышано. В любом случае повторное обращение к тексту обязательно, оно требует остановки по ходу чтения, обдумывания ответов, предположений и проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Далее идет непосредственная подготовка учащихся к написанию сочинения - рассуждения по данному художественному тексту. Им напоминается о том, что сочинение состоит из 3-х стандартных частей: вступления, основной части, заключения, которые тесно между собой взаимосвязаны. Во вступительной части после 2-3 предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему авторского текста. Проблема - это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст. Чаще всего проблема определяется уже в начале текста, она четко прописана автором. Но на экзамене могут встретиться и такие тексты, где ее нужно увидеть как бы между строк, потому что она зашифрована. Именно эта особенность отмечается в данном тексте. Автор свою проблему обозначил в недоуменном восклицании: « А чуть вглядишься: сколько еще всякого неблагополучия!» Делается ссылка на пособие для подготовки к ЕГЭ (стр.121), где речь идет о том, какие бывают проблемы (философские, политические, экологические, социальные, нравственные). Учащиеся формулируют проблему и записывают ее в рабочий лист, который у каждого ученика лежит на парте и в который в течение всей работы отмечается необходимая информация. Например: «Почему очерствели сердца и души людей, которые живут в мирное время, в мирной стране? Почему некоторые родители забывают об ответственности перед обществом за здоровье, воспитание, за жизнь своих детей?»
Далее говорится о том, что в основной части сочинения учащиеся должны:
- прокомментировать проблему;
- представить позицию автора;
- выразить свое к ней отношение;
- аргументировать его (2-3 аргумента).
Напоминается, что комментарий дается с опорой на авторский текст. Он должен свидетельствовать о том, что текст учениками понят глубоко, правильно, они умеют проследить ход авторской мысли. В комментарии нужно объяснить актуальность поднятой проблемы. Он удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию читателей или слушателей, делает её более яркой и эстетичной. Комментарий по данной проблеме может быть таким: « В тексте автор приводит наглядный пример безответственного отношения матери к судьбе своего сына. Никакие социальные, экономические, семейные трудности не могут оправдать эту женщину, которая устраивает свою личную жизнь, забыв о том, кому сейчас она особенно нужна. И таких примеров в нашей сегодняшней жизни очень много. То и дело видим по телевидению, читаем в газетах о брошенных на вокзалах, в поездах, в мусорных контейнерах детях. Не должно так быть, чтобы дети оказывались ненужными, лишними для своих родителей, как какая-то вещь. Не должны дети расплачиваться своим счастьем, здоровьем, а порою и жизнью за неустроенность, неблагополучие нашего общества».