Файл: Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к егэ и гиа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Позиция автора - это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к выдвинутой им же проблеме: социальное неблагополучие общества болью, страданием отзывается в душах и сердцах детей. Далее формулируется свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Когда дело доходит до аргументации собственного мнения, учащиеся в большинстве случаев испытывают определенные трудности по все тем же известным нам причинам. Поэтому в своем классе я с ребятами, начиная с 9 класса, во время изучения конкретного программного произведения по литературе стала составлять своего рода таблицу алгоритмов, в которой обозначаются проблемы, раскрываемые в том или ином художественном тексте. Например: проблема выбора жизненного пути (первая графа таблицы). Во второй записываются названия тех произведений, где она четко прослеживается: например, роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В третьей графе кратко комментируется эта проблема (жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Его считают странным, но эта черта - своего рода протест против социальных и духовных устоев общества). Сюда же по этой проблеме: Роман И.А.Гончарова «Обломов». Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращает его в бездельника и праздного лежебоку. Или другая проблема - проблема любви. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Писатель описывает путь духовного возрождения Раскольникова, преступившего закон, через веру и любовь к Соне Мармеладовой. А.А.Ахматова, поэма «Реквием». Показана беспредельная, не имеющая границ любовь матери к сыну. Русская женщина - мать способна на самопожертвование, готова физически и морально разделить боль и страдания со своими детьми. Такая работа с несплошными текстами (таблицами, схемами, памятками, алгоритмами) не только способствует формированию читательской грамотности выпускников, позволяет обобщить и систематизировать изученный материал, но и развивает в какой-то степени зрительную память. К моменту сдачи ЕГЭ у одиннадцатиклассников уже имеется солидная копилка подобных записей, своего рода памятка, к которой они многократно обращаются при написании тренировочных сочинений. Кроме того, у учащихся имеются речевые стандарты - клише. Все это помогает выпускникам создавать логически стройное сочинение - рассуждение по экзаменационному тексту.


Возвращаясь к разговору о тексте «Сын», только лишь отмечу, что учащиеся в качестве примера из художественной литературы приводят замечательный рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором речь идет о том, как главный герой Андрей Соколов, потеряв во время войны всю свою семью, приютил, пригрел мальчика-сироту, заменив ему погибшего на фронте отца. А кому-то из ребят вспомнились кадры художественного фильма, вошедшего в золотой фонд отечественного кинематографа «Тени исчезают в полдень»: эвакуированная женщина в военное лихолетье спасает, оберегает не только своих детей, но еще и пятерых осиротевших ребятишек, которые стали для нее родными. А вот суровая реальность нашего времени: в России на сегодняшний день насчитывается более 700 тысяч детей-сирот. Это численность населения больших городов, таких как Саратов, Воронеж, Ульяновск, взятых в отдельности.

В заключительной части сочинения учащиеся отмечают лексические, синтаксические особенности авторского текста, находят изобразительно - выразительные средства, помогающие раскрыть образы героев, выразить эмоциональное состояние писателя. В качестве домашнего задания учащиеся пишут сочинение - рассуждение по данному тексту, используя записи на рабочем листе.
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 9 классе также осуществляется на основе работы с текстами различных стилей, типов речи. При этом чтению отводится немаловажная роль. Ведь чтение – сложный вид речевой деятельности, потому что он содержит не только чисто техническую сторону (навык чтения), но и интеллектуальные умения (понимание содержания текста, извлечение из него необходимой информации, интерпретация и оценка прочитанного и т.д.). Умение грамотно читать обеспечивает формирование всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, письма), создаёт базу для обучения школьников написанию разных видов сочинений и изложений.

Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения учителя продумать алгоритм работы с текстом. Например:

1. Выбрать текст, который будет предложен ученикам для чтения на уроке (это может быть сплошной текст или его фрагменты, формулировки правил, определений, а также несплошной текст – таблица, схема и т.п.).

2. Определить место и роль данного текста на уроке:

- на каком этапе урока используется (введения, применения новых знаний, закрепления и др.).



3. Сформулировать задания для работы с текстом.

Одна из причин низкого результата выполнения выпускниками заданий и на ЕГЭ в 11 классе, и на ГИА в 9 классе связана с неспособностью школьников, прочитав текст, понять его, правильно воспринимая содержание, авторский замысел. Как считает Т.М.Пахнова, чтению текста мешает графический облик того, что предстоит прочитать и проанализировать: перед каждым предложением стоит цифра, заключенная в скобки (например, (1), (2) и т.д.). Это тормозит не только темп чтения, но и восприятие содержания текста, его целостности, связности, уничтожает интонацию, которую мы ощущаем, как часть замысла автора и воспроизводим «про себя», даже если не надо читать вслух. Известно, что точка между предложениями внутри текста - это не стена. Ощущение непрерывности в движении мысли, в звучании текста сохраняется. А что же происходит с экзаменационными текстами? Кроме точки или другого знака препинания в конце предложения появляются еще сразу три знака (скобка открывается, цифра, скобка закрывается). Вот уж, действительно, между предложениями воздвигается стена, какое-то оборонительное сооружение. Читательский опыт учащихся, связанный с восприятием текста как единого целого, «словесной ткани», мешает им понять то, что представлено в деформированном виде. Поэтому, наверное, у выпускников и возникает нежелание внимательно читать и перечитывать так называемый текст, и при этом еще справляться с заданиями, успех выполнения которых зависит от того, насколько глубоко они поймут авторский замысел. В ходе работы над тренировочными тестами, если мне нужно пронумеровать предложения для удобства выполнения ряда заданий, я эту нумерацию предложений выношу на поля. При этом не нарушается целостность самого текста.

Анализ текста в 9 классе так же, как и в 11 классе, начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Результативность такого подхода постараюсь показать на примере работы с тестом К. Паустовского. Цель работы - совершенствование умения учащихся выделять в тексте главное, отсекать второстепенное, сжимать исходный текст за счет обобщения, перевода частного в общее. Через мультимедийный проектор на экран поочередно воспроизводятся следующие слайды, по которым сразу же проводится необходимая работа. Первичное чтение текста с целью ознакомления.


Шли мы с лесником по мелколесью. В незапамятные времена было здесь болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий вековой мох да заросли багульника. Кое-где во мху попадались маленькие круглые лужицы-оконца. Вода в них казалась неподвижной, застывшей. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца подымается тихая струя воды, в которой вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

- Родник, - сказал лесник.- Должно быть, Волга тоже начинается из такого родника.

- Да, может быть, - согласился я.

- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно улыбнулся.- Бывает так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Я тоже невольно задумался над этим предположением. Действительно, родник родит реку, а река льется - течет через нашу матушку - землю, через всю родину… Как это складно получается - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.

- Как будто родня, - повторил я вслух и чему-то радостно улыбнулся.

Работаем над заданиями, которые обозначены на первом слайде.

1 слайд. Последовательность действий при написании сжатого изложения текста:

- Определение стиля, типа исходного текста.

(Художественный стиль, тип текста - повествование с элементами описания).

- Определение его темы и основной мысли.

( Тема родины, основная мысль - показать неброскую красоту родного края).

- Выявление микротем.

(Три микротемы)

- Составление плана. (Составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, делит текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом, выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст).

Примерный план

1.О болоте напоминал только мох да маленькие оконца воды.

2.Я слово «родник» давно приметил.

3.Родник, родина, народ - родственные слова.

- Запись ключевых слов, понятий производится во время повторного чтения в пункты плана
 (для этого следует после каждого пункта оставлять место.)

- Работа над черновым вариантом изложения.

- Проверка собственного текста.

2 слайд. Основные языковые приемы компрессии (сжатия) текста:

Замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

(В 4 и 17 предложениях: Вода в них казалась застывшей. Из родника рождается река, которая течет через всю нашу землю).

замена фрагмента предложения или текста синонимичным выражением;

(Предложение 5: Я пригляделся. Из глубины оконца поднимается тихая струйка воды).

- замена сложноподчиненного предложения простым.

(Предложение 2: С незапамятных времен здесь было болото, заросшее мхом).

3 слайд. Слияние:

Слияние нескольких предложений в одно.

4 слайд. Исключения:

исключение повторов;

- исключение одного или нескольких синонимов;

исключение фрагмента предложения. (В 5, 14 предложениях).

5 слайд. При сжатии любого текста

- опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств,

настроений;

- сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные

изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

Опираясь на план, который способствует последовательности изложения, и ключевые слова и словосочетания, помогающие вспомнить содержание, учащиеся приступают к созданию чернового варианта изложения. Еще раз обращается их внимание на то, что в созданном ими тексте должна быть передана основная мысль исходного текста, отражены все микротемы.

Почему сегодня надо уделять внимание читательской грамотности, проблеме чтения? В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению как к базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.