Файл: Семинар по дипломатии 3 Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативная работа
В территориальных департаментах это вопросы, которые касаются дипломатических отношений со странами, входящими в их компетенцию. В департаментах функциональных, например правовом, это может быть работа над текстом, правовая и лингвистическая экспертиза проекта договора, который со временем станет предметом обсуждения между его эвентуальными участниками.

Но каковы бы ни были ли вопросы, их решение всегда опирается на необходимые информационно-аналитические материалы. Поэтому сбор и накопление служебной информации составляют одну из важнейших сторон деятельности сотрудника дипломатического ведомства. Умение извлечь необходимую информацию из источников, анализировать ее, обобщить все, что удалось добыть и использовать в своей работе, определяет одно из важнейших деловых качеств дипломатического служащего и каждого дипломата.

Это умение приходит не сразу. Оно приобретается с опытом. Именно поэтому молодым специалистам начинают прививать такой опыт с малого: с ежедневного или тематического обзора прессы, составления характеристики иностранного политического деятеля, написания краткой информации о том или ином событии. Только со временем им поручают написание аналитической справки с соответствующими выводами и предложениями. Так постепенно формируется дипломатический работник.

Работа дипломатического сотрудника сегодня немыслима без использования информационных технологий. Пользование компьютером, во-первых, позволяет занести в его память накапливаемую информацию извне, а также материалы, которые готовит сам сотрудник: справки, характеристики политических деятелей, анализы тех или иных документов, словом, все, что ранее составляло содержание многочисленных тематических досье, иногда насчитывавших не один десяток страниц. Компьютер позволяет значительно сократить их. Во-вторых, подключение компьютера к системе Интернет позволяет быстро получить практически любую информацию: данные о тех или иных международных организациях, их уставах, структурах, характеристики отдельных стран, сведения о персоналиях и т. п. Все это в значительной мере освобождает сотрудника от необходимости искать интересующие его сведения по другим источникам, позволяет более рационально использовать рабочее время.

Деятельность территориальных департаментов регулируется соответствующими положениями, в соответствии с которыми основными для них являются следующие виды работ:


  • — сбор, анализ и обобщение официальной документации и информационных материалов по всему комплексу отношений со странами, входящими в ведение департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти компьютера, образуя таким образом непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента;

  • — выполнение заданий, предусмотренных планом работы департамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых руководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отношений; разработка мер по расширению сотрудничества с указанными странами;

  • — выполнение отдельных поручений руководства МИД. Примером может быть подготовка материалов для предстоящих международных встреч и совещаний, разработка позиции российской делегации по отдельным вопросам повестки дня, составление текстов заявлений и коммюнике и др.;

  • — осуществление дипломатической переписки с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных контактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях;

  • — подготовка заключений на документы, поступившие из российских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой.


В своей основной части работа указанных департаментов сосредоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контактов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министерства.

Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он принимается министром или его заместителем, а в отдельных случаях — директором департамента. В других случаях такие встречи и беседы в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посольства — его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.



Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике, помимо записи содержания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы.

Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В отдельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Фор ма личных писем употребляется редко, и как правило, они касаются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т. п.).

Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т. п.). В таких случаях к работе, как правило, привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию. В составлении программы визита могут принимать участие представители департамента государственного протокола, особенно если намечаемый визит и переговоры будут проходить на высоком или высшем государственном уровне. В таких случаях всю церемониальную часть программы департамент примет исключительно на себя.

Работа территориального департамента, связанная с деятельностью российского посольства за рубежом, в основном выполняется с помощью переписки. Всякого рода запросы и ответы на них, поручения и т. п. направляются либо телеграфно (шифром), либо почтой с дипкурьерами. С дипкурьерской связью направляются в посольство более объемные материалы: проекты договоров, тексты документов, аналитическая информация, а также наиболее важная информация, поступающая из других источников, в том числе российских посольств и консульских учреждений в других странах.

В свою очередь департамент получает от посольств информацию по странам их пребывания. Она поступает в форме ежедневных шифротелеграмм, а также присылаемых дипломатической почтой других документов: справок, политических писем, записей бесед, годовых отчетов и т. п. Эта информация также тщательно анализируется, и свои замечания и рекомендации департамент направляет посольствам.


https://studme.org/383706/politologiya/operativnaya_rabota_tsentralnogo_apparata_rossii

функции, работа департаментов

5. Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации;

(пп. 2 в ред. Указа Президента РФ от 23.12.2015 N 656)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

3.1) обеспечение взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сфере содействия международному развитию;

(пп. 3.1 введен Указом Президента РФ от 23.12.2015 N 656)

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

4.1) обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма;

(пп. 4.1 введен Указом Президента РФ от 21.08.2012 N 1198)

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;


8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.