ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования муниципального образования « Макаровский городской округ»
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова»
-
Утверждаю
Руководитель ОУ___ Славина В.Я.
Приказ № от .09.2020 г.
Рабочая программа «Краеведение»
Составитель рабочей программы: Титова Ю. В.
г. Макаров
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Краеведение» соответствует примерной основной образовательной программе начального общего образования. Темы курса сопряжены с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).
Цель программы: формирование у младших школьников Сахалинской области региональной идентичности, уважительного отношения к своему региону, истории, культуре, природе Сахалинской области и её современной жизни.
Задачи.
1. Сохранение преемственности исторического опыта поколений;
2. Воспитание патриотизма, обеспечение социализации и интеграции младших школьников в социокультурную среду региона;
3. Формирование всесторонне образованной, инициативной личности, знающей географические особенности расположения, природы и хозяйства своего родного края;
4. Личностное развитие обучающихся: формирование мотивации к познанию и обучению, готовности к саморазвитию;
5. Формирование у учащихся знаний о быте, хозяйственной деятельности, традиционных промыслах, фольклоре коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, воспитание уважения к их национальной культуре;
6. Формирование личности, ориентированной на развитие способности защиты от внешних угроз природного происхождения, характерных для Сахалинской области;
7. Формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
Место учебного курса в учебном плане: учебный план рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты
Систематическое проведение занятий во втором классе содействует формированию личностных результатов:
-
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края; -
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области; -
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; -
установка на здоровый образ жизни; -
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -
формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомство с многонациональной культурой родного края.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -
использовать знаково — символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; -
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -
строить сообщения в устной и письменной форме; -
ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -
осуществлять синтез как составление целого из частей; -
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -
устанавливать причинно — следственные связи в изучаемом круге явлений; -
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ( в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -
формулировать собственное мнение и позицию; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов; -
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -
задавать вопросы; -
контролировать действия партнёра; -
использовать речь для регуляции своего действия; -
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД:
-
принимать и сохранять учебную задачу; -
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем ; -
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи ;
Предметные результаты: -
называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова, г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области; -
различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб; -
приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта; -
приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села); -
находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озера Сахалина; -
узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области; -
определять смену времен года в родном крае на основе наблюдений; -
наблюдать за погодой своего края; -
давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности края; -
называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоемам родного края; -
описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера на основе наблюдений); -
называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края; -
описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений); -
описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности); -
описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельны х исторических событий, связанных с ним; -
воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населенного пункта); региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и т.д. -
особенности труда людей родного края, их профессии; -
различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края; -
понимать место Сахалинской области с истории России; -
принимать посильное участие охране памятников природы, истории и культуры своего края; -
использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.
Содержание программы.
Родной край – Сахалинская область.
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте РФ, субъекты соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов; Большая и Малая Курильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно-Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.
Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озера, их расположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.
Природные пожары Сахалинской области.
Какие бывают пожары. Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.
Распространенные деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы.
Дикие животные Сахалинский области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование»
Культура и образование в Сахалинской области.
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А. П. Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию
Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.
Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.
Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.
Критерии и методы оценки эффективности работы по программе