Файл: Рабочая программа Краеведение.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования муниципального образования « Макаровский городской округ»

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова»




Утверждаю

Руководитель ОУ___ Славина В.Я.

Приказ № от .09.2020 г.


Рабочая программа «Краеведение»

Составитель рабочей программы: Титова Ю. В.

г. Макаров

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Краеведение» соответствует примерной основной образовательной программе начального общего образования. Темы курса сопряжены с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).

Цель программы: формирование у младших школьников Сахалинской области региональной идентичности, уважительного отношения к своему региону, истории, культуре, природе Сахалинской области и её современной жизни.

Задачи.

1. Сохранение преемственности исторического опыта поколений;

2. Воспитание патриотизма, обеспечение социализации и интеграции младших школьников в социокультурную среду региона;

3. Формирование всесторонне образованной, инициативной личности, знающей географические особенности расположения, природы и хозяйства своего родного края;

4. Личностное развитие обучающихся: формирование мотивации к познанию и обучению, готовности к саморазвитию;

5. Формирование у учащихся знаний о быте, хозяйственной деятельности, традиционных промыслах, фольклоре коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, воспитание уважения к их национальной культуре;

6. Формирование личности, ориентированной на развитие способности защиты от внешних угроз природного происхождения, характерных для Сахалинской области;

7. Формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
Место учебного курса в учебном плане: учебный план рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты


Систематическое проведение занятий во втором классе содействует формированию личностных результатов:

  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомство с многонациональной культурой родного края.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково — символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно — следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ( в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем ;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи ;

    Предметные результаты:

  • называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова, г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области;

  • различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;

  • приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села);

  • находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озера Сахалина;

  • узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;

  • определять смену времен года в родном крае на основе наблюдений;

  • наблюдать за погодой своего края;

  • давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности края;

  • называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоемам родного края;

  • описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера на основе наблюдений);

  • называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;

  • описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений);

  • описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности);

  • описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельны х исторических событий, связанных с ним;

  • воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населенного пункта); региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и т.д.

  • особенности труда людей родного края, их профессии;

  • различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;

  • понимать место Сахалинской области с истории России;

  • принимать посильное участие охране памятников природы, истории и культуры своего края;

  • использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.




Содержание программы.

Родной край – Сахалинская область.

Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.

Сахалинская область на карте

Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте РФ, субъекты соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов; Большая и Малая Курильская гряда.

Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).

Главные государственные символы Сахалинской области: герб флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно-Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.

Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.

Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.

Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.

Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.

Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.

Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.

Составные части экономики Сахалинской области

Раздел «Природа»

Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.

Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озера, их расположение, очертания, основные природные особенности.

Опасные природные явления Сахалинской области.

Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.

Природные пожары Сахалинской области.

Какие бывают пожары. Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы спасения при пожаре.


Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов.

Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы, грибы.

Распространенные деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы.

Дикие животные Сахалинский области.

Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные.

Культурные растения Сахалинской области.

Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Домашние животные в Сахалинской области.

Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.

Взаимосвязи в природе.

Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование»

Культура и образование в Сахалинской области.

Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А. П. Чехова.
Раздел «Путешествия»

Путешествие по своему муниципальному образованию

Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.

Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований.

Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.

Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску.

Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.

Критерии и методы оценки эффективности работы по программе