Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1022

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2

НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ»








Утверждаю

Ректор НОУ ВПО МИБО_________В.А. Шергалина

« » ___201_ г.



ПРОГРАММА

Государственных аттестационных испытаний

по специальности высшего профессионального образования


080103.65 «Национальная экономика»



















Мурманск 2013



Утверждена на заседании кафедры «Национальная экономика» протокол № 6 от 17 января 2013 г.






Программа итоговой государственной аттестации выпускников НОУ ВПО МИБО по специальности 080103.65 «Национальная экономика» подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.








1. Общие положения

Государственным образовательным стандартом по специальности 060700 Национальная экономика квалификация специалист, утвержденным Министерством образования Российской Федерации 23.03.2000 г. (номер го­сударственной регистрации 198 эк/сп) предусмотрена государственная атте­стация выпускников в виде:

а) итогового междисциплинарного экзамена,

б) защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы.


2. Определение содержания государственных испытаний


2.1.Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи про­фессиональной деятельности.

Экономист по специальности Национальная экономика должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах феде­рального, республиканского и муниципального уровней, в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собствен­ности на должностях, требующих высшего экономического образования со­гласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, спе­циалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37.

Экономист может осуществлять аналитическую, организаторскую (ад­министративную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях: исследование стратегических альтернатив, обоснова­ние и разработка антикризисных и стабилизационных программ в нацио­нальной экономике, регулирование, прогнозирование и стратегическое пла­нирование производственных, финансовых и информационных потоков, кад­ровых стратегий и научных исследований, проводимых в соответствующих организациях.

2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции) выпу­скника, необходимые для выполнения каждой из указанных профессиональ­ных задач.

Экономист должен уметь решать задачи, соответствующие его квали­фикации:

  • иметь системное представление о структурах и тенденциях разви­тия российской и мировой экономик;

  • понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

  • знать: - теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

  • принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

  • современные школы и теории национальной экономики, основы со­временной государственной экономической политики;

  • системы государственного регулирования национальной экономики, содержание и формы проведения инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, антимонопольной, внешнеэкономической политики;

  • основные цели, задачи и функции стратегического планирования;
    стратегические альтернативы национальной экономики, виды макроэконо­
    мических стратегий, опыт реализации национальных и корпоративных стра­тегий в зарубежных странах;

  • принципы моделирования и прогнозирования национального хо­зяйства, структуру и содержание важнейших балансовых, статистических и оптимизационных моделей; иметь представление об эконометрических сис­темах прогнозирования национальной экономики;


уметь: - выявлять проблемы экономического характера при ана­лизе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оцени­вать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и об­зоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, рефери­ровать, рецензировать тексты;

  • использовать основные и специальные методы экономического ана­лиза информации в сфере профессиональной деятельности;

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйствен­ных решений;

  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя для
    решения экономических задач;

  • проводить анализ программ социально-экономического развития, правильно определять эффективные стратегии отдельных хозяйствующих субъектов и их подразделений;

  • разрабатывать балансы производства и потребления важнейших видов продукции;

владеть: - специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, исполь­зуя современные образовательные технологии;

  • навыками профессиональной аргументации при разборе стандарт­ных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

  • основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, рационального природопользования и эффективного использования ресурсного потенциала;

  • навыками использования универсальных и специализированных па­кетов программ, включая пакеты обработки экспертной, статистической и межотраслевой информации на персональных компьютерах.





2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника,

необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний


Таблица 1.

Требования к профессиональной

подготовленности выпускника


Вид аттестационного испытания

Примеча­ние

ГОС. ЭКЗ.

защита ВКР


Должен знать: основы гуманитарных, социально-экономических, математиче­ских и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, соци­альных, научных и педагогических за­дач;

+

+


теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

+

+


принципы принятия и реализации эко­номических и управленческих решений;

+

+


современные школы и теории нацио­нальной экономики, основы современ­ной государственной эконо­мической политики;

+

+


системы государственного регулирова­ния национальной экономики, содержа­ние и формы проведения инвестицион­ной, финансовой, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, антимонопольной, внешнеэкономической политики;

+

+


основные цели, задачи и функции стра­тегического планирования; стратегиче­ские альтернативы национальной эко­номики, виды макроэкономических стратегий, опыт реализации националь­ных и корпоративных стратегий в зару­бежных странах;

+

+


принципы моделирования и прогнози­рования национального хозяйства, структуру и содержание важнейших ба­лансовых, статистических и оптимиза­ционных моделей.

+

+


Иметь представление об эконометрических системах прогнозирования на­циональной экономики.

+

+


Владеть основными методами разра­ботки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, рационального природопользования и эффективного использования ресурсного потенциала

+

+





3. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена (ГЭК)


3.1 Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене (программа государственного экзамена)


Перечень вопросов по курсу «Антимонопольная политика»


  1. Монополизм. Виды монополий.

  2. Демонополизация экономики, ее цели.

  3. Понятие и характерные черты недобросовестной конкуренции

  4. Предпосылки и целесообразность проведения государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды на товарных рынках Российской Федерации.

  5. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и органы, контроли­рующие его исполнение.

  6. Структура Закона «О защите конкуренции» и сфера его примене­ния.

  7. Антимонопольный контроль банков, товарных бирж и рынка цен­ных бумаг.

  8. Задачи и функции федерального антимонопольного органа (ФАС России).

  9. Эффективность государственного контроля и надзора за конкурентной средой в Российской Федерации.

  10. Роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции.

  11. Административные санкции за согласованные действия и соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

  12. Злоупотребление доминирующим положением как форма монополистических действий. Практика выявления и пресечения злоупотреблений доминирующим положением.

  13. Согласованные действия фирм, ограничивающие конкуренцию.

  14. Проблемы выявления соглашений фирм, ограничивающих конкуренцию.

  15. Характеристика антиконкурентных действий со стороны органов власти и практика наиболее типичных нарушений.


Методические указания


  1. Монополизм. Виды монополий.

Понятие монополии. Шесть типов монополизма. Негативные последствия государственного монополизма. Примеры монополий в Российской Федерации и за рубежом.

  1. Демонополизация экономики, ее цели.

Понятие демонополизации. Задачи государственного поощрения конкуренции. Цели и задачи государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. Требования к процессу демонополизации экономики.

  1. Понятие и характерные черты недобросовестной конкуренции

Понятие недобросовестной конкуренции. Три ее вида в соответствии с Парижской конвенцией 1883 г. по охране промышленной собст­венности и 12 видов в соответствии с Комментариями к Типовому Закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции

  1. Предпосылки и целесообразность проведения государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды на товарных рынках Российской Федерации.

Характеристика целей, определяющих эффективность функционирования рыночной системы. Антимонопольная и конкурентная политика как условия обеспечения функционирования рынка. Определение антимонопольной политики в узком и широком смысле.. Экономические цели антимонопольной политики. Принципы и методы реализации антимонопольной политики. Приоритетные задачи антимонопольной политики в настоящее время.


  1. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и органы, контроли­рующие его исполнение.

Формирование целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. Создание в 1990 году Государственного комитета по антимонопольной политике и защите предпринимательства. Образование в 1998 году Министерства РФ по антимонопольной политике. Преобразование МАП России в Федеральную антимонопольную службу. Характеристика контроля за деятельностью ФАС России.

  1. Структура Закона «О защите конкуренции» и сфера его примене­ния.

Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации. Общая характеристика основных положений Федерального Закона «О защите конкуренции»: общие положения; монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция; запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия центральных органов власти и Центрального банка РФ; антимонопольные требования к торгам и отбору финансовых организаций; государственная и муниципальная помощь; функции и порядок полномочия антимонопольного органа; государственный контроль за экономической концентрацией; ответственность за нарушение антимонопольного законодательства; порядок рассмотрения дел о нарушению антимонопольного законодательства. Достоинства и недостатки практики применения ФЗ «О конкуренции» в регулировании антимонопольной деятельности в Российской Федерации.

  1. Антимонопольный контроль банков, товарных бирж и рынка цен­ных бумаг.

Особенности финансовой конкуренции. Специфика финансовой конкуренции кредитных организаций. Задачи регулирования конкуренции в финансово-банковской сфере. Роль государства в процессе регулирования и развитии конкурентной среды в финансово-банковской сфере. Закономерности, определяющие развитие конкуренции на рынке банковских услуг. Антимонопольный контроль за осуществлением сделок на товарных и финансовых рынках. Особенности раскрытия информации при совершении сделок.

  1. Задачи и функции федерального антимонопольного органа (ФАС России).

Основные задачи и функции деятельности ФАС России. Место территориальных органов в системе антимонопольных органов РФ. Порядок осуществления деятельности ФАС на территории Российской Федерации.

  1. Эффективность государственного контроля и надзора за конкурентной средой в Российской Федерации.

Общая характеристика институтов государственной власти, участвующих в регулировании конкурентной среды. Эффективность института государственного контроля за конкурентной средой в сфере политики. Эффективность государственного контроля в экономике

  1. Роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции.

Определение рекламы и рекламного объекта в законодательстве. Признаки рекламы, существенные с экономии ческой и юридической точек зрения. Понятие ненадлежащей рекламы и ее признаки. Общие и специальные требования, предъявляемые к размещению рекламы. Взаимосвязь закона «О рекламе» и закона «О защите конкуренции». Некорректное сравнение рекламируемого товара с другим товаром. Введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара. Меры ответственности и пресечения, применяемые по отношению у недобросовестной рекламе.