Файл: Можно индивидуально подготовить выступление по следующему зазадию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема практического занятия: Эффекты восприятия в межличностной коммуникации Теоретические вопросы

  1. Общие закономерности восприятия.

  2. Роль первого впечатления для формирования восприятия.

  3. Психологические особенности участников коммуникации: влияние самооценки; проецирование; эффект ореола; эффект Прэтфелла стереотипизация.

  4. Особенности использования вербальных и невербальных средств в межличностной коммуникации.

  5. Модель «Окно Джохари»

Подготовить письменно краткие ответы на вопросы № 4 и 5 семинарского занятия по теме

Можно индивидуально подготовить выступление по следующему зазадию:

Прочитайте статью И.А.Стернина «Улыбка в русском коммуникативном поведении». Согласны ли вы с мнением автора? Произошли ли изменения в настоящее время (статья написана в 2000 году)? Дайте письменный ответ в тетради для СРС (1-2 с. рукописного текста или 0,5 – 1 с. печатного) http://lix.in/-a16b0c (нажать continue) или http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2000/Sternin4.htm / Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.- С. 53-61.

Вопросы для обсуждения

  1. Раскройте суть теорий «эффектов восприятия в межличностной коммуникации». Что такое эффект коммуникации?

  2. Дайте характеристику процессу восприятия в межличностной коммуникации.

  3. Какие вы знаете психологические барьеры межличностного общения?

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).

  1. В чем суть процессов

    1. влияние самооценки;

Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям.

    1. проецирование; Познающий может вкладывать свои состояния в

другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности

присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.


    1. эффект ореола;

Эффект ореола-это “название феномена, при котором оценщики склонны находиться под влиянием своих предыдущих суждений о производительности или личности”.

    1. эффект Прэтфелла. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то стараемся представить лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря.

    2. стереотипизация. Стереотипизация – это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Прокомментируйте в тетради высказывание, исходя из эффект Прэтфелла «Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше?!»

  1. Что вы знаете об особенностях использования вербальных и невербальных средств в межличностной коммуникации?

вербальная коммуникация не должна идти вразрез с неверебальной

  1. Что представляет собой «Окно Джохари» и от чего зависит межличностное восприятие (например, в Интернете)? «Окно Джохари» - метод самопознания,благодаря которому вы можете лучше понять свои сильные и слабые стороны и на основе этой информации определить направления личностного роста.

  2. Назовите способы управления чувствами и эмоциональными проявлениями в межличностной коммуникации.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Как вы понимаете афоризм Розенштока-Хюсси «С людьми надо разговаривать». Чем этот афоризм лучше определения риторики как науки об управлении поведением людей?

Задание 2. Прокомментировать: (письменно, в тетради) фрагмент из работы американского психолога Абрахам Харольд Маслоу о том,что нехватка красоты может быть патогенным фактором для психологического здоровья.

Задание 3. Провести небольшое исследование на тему: Подарок как средство межличностной коммуникации. Что принято и что не принято дарить в группе Ваших друзей, родственников, знакомых? Какова знаковая функция подарка в том или ином контексте. Как влияет ситуация и среда на вид и форму подарка? Какое речевое сообщение сопровождает коммуникативное действие дарения?

Задание 4. Провести небольшое исследование на тему: Украшения, которые носят мои друзья. Что принято носить, в каком контексте, каков хронотоп украшения (время + место)?

Какова знаковая функция украшений, как они воспринимаются самими носящими и их окружением?

Задание 5. Познакомьтесь с методикой «Окно Джохари». На практическом занятии заполняем окна.
Практика (упражнение)
1. Сначала необходимо описать себя прилагательными из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

5 cлов о себе:

величественный
влиятельный
внимательный
возмужавший
гордый
добрый
дружелюбный
заботливый
зависимый
задумчивый
застенчивый здравомыслящий
знающий
идеалистический
изобретательный
интравертный
ищущий
любвеобильный
мечтательный
мудрый
надежный
напористый напряженный
независимый
нервный
осторожный
остроумный
отважный
отзывчивый
помогающий
понимающий
преданный
приспособляющийся радостный
расслабленный
рациональный
религиозный
скромный
слабый
сложный
собранный
сочувственный
спокойный
спонтанный счастливый
талантливый
тихий
уверенный
умный
упорный
храбрый
чувствительный
щедрый
экстравертный
энергичный

2. Далее берем лист бумаги, делим его вертикально пополам и горизонтально пополам. Получится четыре "окна”.

В левое верхнее (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и общественном.
В левое нижнее (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
В правое верхнее (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
В правое нижнее (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

3. Исследуем результаты.

Размер створок «Окна Джохари» может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большой створкой является «Арена». Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим окном может являться «Слепое пятно» (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или «Неизвестное» (если мы списываем под партой!).

В психотерапии (а именно для этой области прилагали свой интеллектуальный труд Джо и Харри) терапевт работает над изменением «Слепого пятна» и «Неизвестного», переводя информацию из этих окон в «Арену» или «Фасад».


При взаимодействии человека с окружающей средой обычно зоны 1-2-3 увеличиваются за счет зоны 4. При развитой привычке к самоанализу человек может эффективно использовать «Неизвестное» для развития своего психологического репертуара, освоения новых знаний и навыков, расширения своей "зоны комфорта". Понятие "зона комфорта" используется для описания ситуаций, в которых человек чувствует себя привычно и комфортно. Расширить эту зону можно за счет выявления неизвестных личности способностей, что и способствует личностному росту.

«Окно Джохари» показывает, что открытость во взаимоотношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и расширять контакты.

Литература

  1. Лекция по МК на образовательном портале

  2. Окно Джохари

http://www.marusia.ru/polistayka/HTML/files/assets/common/downloads/page0047.pdf

  1. Басова Н. А. Основы теории коммуникации [Текст] : учебное пособие/ Н. А. Басова, М.В. Загидуллина .- Челябинск : ЧелГУ, 2008.- 237 c.

  2. Гавра, Д. Основы теории коммуникации [Текст] : учебное пособие/ Гавра, Д. .- СПб. : Питер, 2011.- 288 c.

  3. И.В. Сидорская. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ. – Минск, 2008.