Файл: Российской Федерации Сибирский университет потребительской кооперации.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эмоциональноговозбуждениянаблюдалосьу 91 % студентов. Причемнаиболеезаметноонадействоваланатех, ктораньшеснейбылнезнаком. Подвоздействиемджазовоймузыкиэмоциональноевозбуждениепонизилосьтолькоу 52 % студентов. Замеченобылотакже, чемвышемузыкальностьчеловека, тембыстреевосстанавливалсяуровеньэмоциональногосостояния.
Смоейточкизрения, музыкулучшевсегоиспользоватьвпериодыотдыха. Крометого, прирешениивопросаовключениимузыкивпроцессумственнойдеятельностицелесообразноучитыватьспецификупредстоящейработы. Выполнениесложнойработытребуеттишины, котораяпомогаетсосредоточиться. Еслижеумственнаядеятельностьболеепростая, как, например, решениезадачпоизвестномуалгоритму, переводсиностранногоязыкасословарем, переписываниеконспектаит, п., томузыкуможетускоритьсе. Надозаметитьтакже, чтовлияниемузыкинакачествоумственнойработызависитотиндивидуальныхпривычек.
Гигиенаумственноготрудапредъявляеттребованияикодежде. Важно, чтобыонасвободнооблегалатело, воротникрубашкиилисвитеранедолженсдавливатьсосудышеи (тесныйворотзатрудняеткровоснабжениемозга).
Необходимоконтролироватьиосанку. Частоприходитсянаблюдать, какстудентысидятзастоломссогнутойспиной, низконаклонивголову. Втакомположениихужефункционируютлегкие, сердце, искривляетсяпозвоночник, сдавливаютсясонныеартерии. Сидетьследуетсослегканаклоненнымтуловищем (на 75-80°) иприподнятойголовой, котораядолжнасоставлятьсоспинойпрямуюлинию. Понаблюдайтенесколькоднейзаправильностьюсвоейпозы, ионастанетдляваспривычной.
Настолежелательноиметьпюпитр - подставкудлякниги. Вместоподставкиможноиспользоватьстопкукниг. Этопозволитменьшенаклонятьтуловищеиослабитнапряжениемышцглазногояблока.
АкадемикН. С. Введенскийразработалобщиерекомендации, важныедляуспешногоумственноготруда:
1. Втягиватьсяиработупостепенно, какпосленочногосна, такипослеотпуска.
2. Подбиратьудобныйдлясебяиндивидуальныйритмработы. Оптимальнымученыйсчитаетравномерный, среднийтемп. Утомляетнеритмичностьичрезмернаяскоростьумственноготруда. Приэтомбыстреенаступаетутомление.
3. Соблюдатьпривычнуюпоследовательностьисистематичностьумственнойработы. Ученыйсчитает,
чтоработоспособностьзначительновыше, еслипридерживатьсязаранеезапланированногораспорядкадняисменывидовумственноготруда.
4. Установитьправильное, рациональноечередованиетрудаиотдыха. Этопоможетболеебыстромувосстановлениюумственнойработоспособности, поддержаниюеенаоптимальномуровне.
Впоследниегодыактивизировалосьвниманиекздоровомуобразужизнистудентов, этосвязаносозабоченностьюобществапоповодуздоровьяспециалистов, выпускаемыхвысшейшколой, ростазаболеваемостивпроцессепрофессиональнойподготовки, последующимснижениемработоспособности. Необходимоотчётливопредставлять, чтонесуществуетздоровогообразажизникакнекойособеннойформыжизнедеятельностивнеобразажизнивцелом.
Здоровыйобразжизнивомногомзависитотценностныхориентацийстудента, мировоззрения, социальногоинравственногоопыта, воздействияприродныхисоциально-экологическихфакторов. Общественныенормы, ценностиздоровогообразажизнипринимаютсястудентамикакличностнозначимые, ноневсегдасовпадаютсценностями, выработаннымиобщественнымсознанием. Так, впроцессенакопленияличностьюсоциальногоопытавозможнадисгармонияпознавательных (научныеижитейскиезнания), психологических (формированиеинтеллектуальных, эмоциональных, волевыхструктур), социально-психологических (социальныеориентации, системаценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормыповедения, деятельность, отношения) процессов. Подобнаядисгармонияможет
статьпричинойформированияасоциальныхкачествличности. Поэтомуввузенеобходимообеспечитьсознательныйвыборличностьюобщественныхценностейздоровогообразажизнииформироватьнаихосновеустойчивую, индивидуальнуюсистемуценностныхориентаций, способнуюобеспечитьсаморегуляциюличности, мотивациюеёповеденияидеятельности.
Длястудентасвысокимуровнемразвитияличностихарактернонетолькостремлениепознатьсебя, ножеланиеиумениеизменятьсебя, микросреде, вкоторойоннаходится. Путёмактивногосамоизмененияиформируетсяличностьюеёобразжизни. Самосознание, вбираявсебяопытдостиженийличностивразличныхвидахдеятельности, проверяяфизическиеипсихическиекачествачерезвнешниевидыдеятельности, общение, формируетполноепредставлениестудентаосебе. Одновременносэтимвструктурусамосознаниявключаютсяидеалы, нормыиценности, общественныепосвоейсути. Ониприсваиваютсяличностью, становятсяеёсобственнымиидеалами, ценностями, нормами, частьюядраличности - еёсамосознания.
1. ЛаптевА.П., ПолиевскийС.А., Гигиена: учебникдляинститутовитехникумовфизическойкультуры. -
Смоейточкизрения, музыкулучшевсегоиспользоватьвпериодыотдыха. Крометого, прирешениивопросаовключениимузыкивпроцессумственнойдеятельностицелесообразноучитыватьспецификупредстоящейработы. Выполнениесложнойработытребуеттишины, котораяпомогаетсосредоточиться. Еслижеумственнаядеятельностьболеепростая, как, например, решениезадачпоизвестномуалгоритму, переводсиностранногоязыкасословарем, переписываниеконспектаит, п., томузыкуможетускоритьсе. Надозаметитьтакже, чтовлияниемузыкинакачествоумственнойработызависитотиндивидуальныхпривычек.
Гигиенаумственноготрудапредъявляеттребованияикодежде. Важно, чтобыонасвободнооблегалатело, воротникрубашкиилисвитеранедолженсдавливатьсосудышеи (тесныйворотзатрудняеткровоснабжениемозга).
Необходимоконтролироватьиосанку. Частоприходитсянаблюдать, какстудентысидятзастоломссогнутойспиной, низконаклонивголову. Втакомположениихужефункционируютлегкие, сердце, искривляетсяпозвоночник, сдавливаютсясонныеартерии. Сидетьследуетсослегканаклоненнымтуловищем (на 75-80°) иприподнятойголовой, котораядолжнасоставлятьсоспинойпрямуюлинию. Понаблюдайтенесколькоднейзаправильностьюсвоейпозы, ионастанетдляваспривычной.
Настолежелательноиметьпюпитр - подставкудлякниги. Вместоподставкиможноиспользоватьстопкукниг. Этопозволитменьшенаклонятьтуловищеиослабитнапряжениемышцглазногояблока.
АкадемикН. С. Введенскийразработалобщиерекомендации, важныедляуспешногоумственноготруда:
1. Втягиватьсяиработупостепенно, какпосленочногосна, такипослеотпуска.
2. Подбиратьудобныйдлясебяиндивидуальныйритмработы. Оптимальнымученыйсчитаетравномерный, среднийтемп. Утомляетнеритмичностьичрезмернаяскоростьумственноготруда. Приэтомбыстреенаступаетутомление.
3. Соблюдатьпривычнуюпоследовательностьисистематичностьумственнойработы. Ученыйсчитает,
чтоработоспособностьзначительновыше, еслипридерживатьсязаранеезапланированногораспорядкадняисменывидовумственноготруда.
4. Установитьправильное, рациональноечередованиетрудаиотдыха. Этопоможетболеебыстромувосстановлениюумственнойработоспособности, поддержаниюеенаоптимальномуровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впоследниегодыактивизировалосьвниманиекздоровомуобразужизнистудентов, этосвязаносозабоченностьюобществапоповодуздоровьяспециалистов, выпускаемыхвысшейшколой, ростазаболеваемостивпроцессепрофессиональнойподготовки, последующимснижениемработоспособности. Необходимоотчётливопредставлять, чтонесуществуетздоровогообразажизникакнекойособеннойформыжизнедеятельностивнеобразажизнивцелом.
Здоровыйобразжизнивомногомзависитотценностныхориентацийстудента, мировоззрения, социальногоинравственногоопыта, воздействияприродныхисоциально-экологическихфакторов. Общественныенормы, ценностиздоровогообразажизнипринимаютсястудентамикакличностнозначимые, ноневсегдасовпадаютсценностями, выработаннымиобщественнымсознанием. Так, впроцессенакопленияличностьюсоциальногоопытавозможнадисгармонияпознавательных (научныеижитейскиезнания), психологических (формированиеинтеллектуальных, эмоциональных, волевыхструктур), социально-психологических (социальныеориентации, системаценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормыповедения, деятельность, отношения) процессов. Подобнаядисгармонияможет
статьпричинойформированияасоциальныхкачествличности. Поэтомуввузенеобходимообеспечитьсознательныйвыборличностьюобщественныхценностейздоровогообразажизнииформироватьнаихосновеустойчивую, индивидуальнуюсистемуценностныхориентаций, способнуюобеспечитьсаморегуляциюличности, мотивациюеёповеденияидеятельности.
Длястудентасвысокимуровнемразвитияличностихарактернонетолькостремлениепознатьсебя, ножеланиеиумениеизменятьсебя, микросреде, вкоторойоннаходится. Путёмактивногосамоизмененияиформируетсяличностьюеёобразжизни. Самосознание, вбираявсебяопытдостиженийличностивразличныхвидахдеятельности, проверяяфизическиеипсихическиекачествачерезвнешниевидыдеятельности, общение, формируетполноепредставлениестудентаосебе. Одновременносэтимвструктурусамосознаниявключаютсяидеалы, нормыиценности, общественныепосвоейсути. Ониприсваиваютсяличностью, становятсяеёсобственнымиидеалами, ценностями, нормами, частьюядраличности - еёсамосознания.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. ЛаптевА.П., ПолиевскийС.А., Гигиена: учебникдляинститутовитехникумовфизическойкультуры. -