Файл: Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 2181
Скачиваний: 86
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Установление точной причины для каждого случая невозможно.
На сегодняшний день факторы, которые провоцируют возникновения небных расщелин, разделены на две группы:
1) Окружающая среда.
Сюда входят внутриутробные инфекции. Среди них самые опасные герпес первого и второго типа, грипп, вирусный гепатит, сифилис, хламидиоз, цитомегаловирусная инфекция, микоплазмоз и прочие инфекции, которые передаются половым путем, особенно в острый период развития.
Химически активные вещества, такие как нефтепродукты, вещества, которые используются в изготовлении пластмасс, вискозы, синтетический каучук, анилиновые красители. Физические вещества, такие как высокая температура помещений на производстве, ионизирующая радиация.
Лекарственные вещества такие как витамин А, барбитураты, кортизон, цитостатики, антагонисты фолиевой кислоты также негативно влияют на развитие плода и вызывают различные пороки. Тератогенное действие этих факторов доказано.
Плохие социальные и экономические условия, поздний возраст родителей.
2) Наследственность. Вероятность рождения ребенка с небной расщелиной низка - приблизительно 0, 002%. Но, если один из родителей имеет такую патологию или один уже ребенок родился с такой патологией, то вероятность рождения ребенка с небной расщелиной возрастает до, приблизительно, 2 - 5%. Если же оба родителя имеют данный порок, или один родитель и один ребенок, то вероятность рождения ребенка с такой патологией становиться еще выше и составляет уже 13-14%. В том случае, если оба родителя и один ребенок страдают такой патологией, то вероятность будет уже составлять приблизительно 20 - 50%, однако такие случаи редки.
Конечно, особое внимание необходимо уделять наследственности, ведь этот фактор подразумевает нахождение заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Исключив этот фактор – можно добиться того, что в будущем у детей будет здоровое потомство. Однако, существует еще более 300 различных синдромов, которые влияют на развитие ринолалии у ребенка. Поэтому в момент рождения ребенка, необходима серьезная консультация у специалиста-генетика. Кроме того, родители должны получить при рождении ребенка всю возможную информацию о последствиях при последующей беременности в конкретном браке, а также меры по профилактике таких нарушений.
Дети с врожденными небными расщелинами страдают от тяжелых функциональных расстройств внешнего дыхания (дыхание становиться поверхностным из-за попадания наружного воздуха в верхние дыхательные пути), глотания (пища попадает в носовую полость), сосания и других расстройств, которые понижают устойчивость к разным болезням. Таким детям требуется регулярное наблюдение у врача и постоянное лечение. Психическое развитие детей с таким пороком весьма различно, то есть это могут быть дети с нормальным умственным развитием, дети с задержкой умственного развития, дети с олигофренией разной степени тяжести. У детей с врожденными небными расщелинами встречаются неврологические микро- симптомы, выражающиеся в нистагме, легкой асимметрии глазных щелей, повышении сухожильных и перистальных рефлексов, в асимметрии носогубных складок. В таких ситуациях наряду с ринолалией присутствует поражение центральной нервной системы. Еще чаще у детей с таким пороком присутствует повышенная возбудимость, психогенная реакция обусловленная дефектом, и прочие функциональные нарушения нервной системы.
Основные причины, приводящие к дефектному функционированию небно-глоточного затвора:
-врожденные расщелины мягкого и твердого неба (в редких случаях приобретенные), что приводит к абсолютной невозможности разобщения ротовой полости с носовой;
-нестандартное мягкое небо (короткое);
-раздвоенность и полное отсутствие маленького язычка;
-порезы или паралич мягкого неба, что исключает или сильно ограничивает возможность его движения, в свою очередь это мешает разобщению носовой и ротовой полостей;
-вялость мышц, отвечающих за артикуляцию, в частности мягкое небо. Такое часто наблюдается у физически слабых детей и препятствует формированию нормального небно-глоточного затвора. Подобные последствия могут развиться после удаления аденоидных разрастаний, которые препятствовали нормальному функционированию небно-глоточного затвора (либо последствия после дифтерийного паралича);
-искривление перегородки носа, полипы, аденоиды и различные опухоли в области носоглотки создают условия для изоляции ротовой и носовой полостей, но воздух практически не попадает в носовую полость, поэтому устная речь также характеризуется выраженным носовым оттенком;
-гиперфункция (повышенная) мягкого неба, приводят к хроническому поднятому положению, в том числе и при произношении всех звуков, в том числе и носовые, изолирует ротовую полость от носовой;
Первые пять перечисленных причин приводят к хроническому отсутствию обособленности ротовой полости от носовой, две последние причины приводят к хроническому отделению носовой и ротовой полостей при воспроизведении речи. Во всех перечисленных случаях заметны нарушения резонирования полости носа при воспроизведении речи, что способствует возникновению различных видов ринолалии (речь также имеет носовой оттенок, при выключении носового резонатора).
Приведенные причины ринолалии делят на функциональные и органические с учетом того, какое влияние они оказывают на строение речевого аппарата в центральном или периферическом отделе (с анатомической точки зрения), либо же приводят к функциональным дефектам. К органическим причинам относятся небные расщелины и другие выше названные дефекты полости носоглотки (органические повреждения периферического отдела речевого аппарата), паралич мягкого неба (органическое повреждение центрального отдела речедвигательного анализатора). К функциональным причинам относятся гиперфункция или гипофункция мягкого неба без наличия ярких признаков органических повреждений. Исключительные случаи, когда функциональной причиной ринолалии может стать подражание.
Творческое задание
Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект. Патологическое изменение тембра голоса, который оказывается избыточно назалированным и искаженное произнесение всех звуков речи. Нарушение звукопроизношения обусловлено нарушением артикуляционной моторики, патологической позой языка, нарушением речевого дыхания, деформацией зубочелюстной системы
Задание 3. Составьте занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией. (Конспект)
Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосторонне. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.
Расщелина нёба как анатомический дефект надставной трубы приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого неба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.
Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70 — 80 % подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость.
Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания и особенностями поведения людей, страдающих ринолалией или ринофонией.
В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «палатофония».
Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения.
К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.
Задание 4. Подберите дыхательные упражнения для формирования речевого дыхания. (Конспект)
Зима
• «Снег идет»
И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
• «Холодно зимой»
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2-обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3-4 раза.
• «Греем ручки»
И.п.: о.с. 1-потирать «озябшие» руки (вдох); 2-на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
• Снежки»
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп! Повторить 3-4 раза.
Весна
• «Ручеек журчит»
И.п.: о.с. 1-волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
• «Сосульки звенят»
И.п.: о.с. 1-поднять руки вверх, вдох носом; 2-ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон! Повторить 3-4 раза.
• «Капель стучит по крыше»
И.п.: о.с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.
Дикие животные
• «Олень»
И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1-вдох-выдох, руки вперед; 2-вдох, руки в стороны, выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.
• «Сердитый ежик»
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1-наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох); 2-на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-р-р». Повторить 3-4 раза.
• «Волк»
И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1-вдох – выдох, туловище слегка наклонить вперед
, правую руку выпятить перед собой; 2-вдох, и.п.; 3-выдох, то же левой рукой, и.п. Повторить 3-4 раза.
Дикие птицы
• «Кукушка»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и.п., на выдохе произносить: «Ку-ку! Ку-ку!». Повторить 3-4 раза.
• «Дятел»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и.п., на выдохе произносить: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук Повторить 3-4 раза
Задание 5. Подберите упражнения для нормализации положения языка (корень опущен, кончик языка находится у нижних резцов, спинка языка тоже опущена). (Конспект)
У детей с расщеплением губы и нёба (ринолалией) отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка; кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка детей, страдающих ринолалией, развивается в своей мощности, объеме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи.
Поэтому при проведении гимнастики языка особое внимание уделяется:
— стимуляции движений кончика языка, передне-средней и задней частей спинки языка;
— переключению артикуляционного фокуса в передние отделы ротового резонатора;
— развитию дифференцированного кинестетического восприятия;
— укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба).
Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта
1. Положить язык между губами.
2. Тянуть кончик языка к носу.
3. Тянуть кончик языка к подбородку.
4. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение.
5. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение.
6. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксировать данное положение.
7. Дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксировать данное положение.
8. Произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губы).
9. Произвести движение кончиком языка по нижней губе.
10. Произвести круговое движение кончиком языка по верх ней и нижней губе.
11. Протискивать язык с силой между зубами наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Каждая артикуляционная поза для укрепления мышц языка удерживается определенное время (под счет от 1 до 5).