Файл: Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 2180
Скачиваний: 86
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У ринолаликов в дооперационном периоде возможно воспитание правильной артикуляции всех речевых звуков не смотря на то, что утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то степени имеет место.
Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки.
Занятия следует возобновлять возможно раньше — на 12 — 15 день после операции, когда ринолалик находится еще в стационаре, в клинических условиях по поводу операции.
Не излагая подробно методики логопедической работы в дооперационном периоде, можно сформулировать несколько основных принципов, лежащих в ее основе; они не теряют своего значения и в послеоперационном периоде.
При врожденных расщелинах нижний и средний разделы речевого аппарата (дыхательный и голосовой) остаются сохранными. Дефектным является только часть верхнего отдела речевого аппарата (отсутствие нёба или его недостаточность).
В работе с ринолаликами и будет главным — перенесение центра тяжести при вызывании звуков на здоровые отделы речевого аппарата с возможно меньшей нагрузкой на дефектное нёбо (в верхнем отделе).
Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.
При исправлении речи у ринолаликов следует избегать грубых артикуляционных упражнений (высовывание языка, отведение высунутого языка в сторону, подъем кончика языка на верхнюю губу и т. п.), чтобы не утяжелять впоследствии произвольные движения, необходимые при закреплении артикуляций отдельных звуков. Тренируются только движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем необходимо следить, чтобы ребе нок выполнял показанное движение легко, без напряжения, которое может передаваться на другие группы мышц речевого аппарата. Например, при подъеме кончика языка вверх для вызывания звука Ш ребенок часто напрягает сильно губы, жевательные мышц Ы и тем самым затрудняет движения языка, делает его весь напряженным, малоподвижным. В данном случае ребенку предлагают выполнять движения языка вверх спокойней, легче, не настаивают на немедленном выполнении этого движения полностью.
Необходимо широко использовать физиологическое взаимодействие мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанность и взаимозависимость. Например, нужно переместить язык несколько вглубь рта. Для этого механическим путем выдвигают углы рта вперед. При отодвигании углов рта в стороны язык приближается вперед.
Указанные приемы используются с обязательным привлечением зрительного контроля (работа перед зеркалом).
Описанный способ получения правильных артикуляций помогает ребенку ощущать и осознавать движение и соответствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой.
До закрепления правильной артикуляции не следует фиксировать внимание ребенка на звуке для того, чтобы старая привычная артикуляция его не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. После закрепления произношения звука его вводят в слова и фразы, которые ребенок проговаривает под контролем логопеда.
Объем расщелины не должен смущать логопеда, ибо самостоятельная речь детей с полной двусторонней расщелиной характеризуется четкими гласными звуками; их речь более понятна для окружающих, чем речь детей с неполной врожденной расщелиной или с субмукозной щелью. Дооперационные занятия при полной расщелине дают более эффективные результаты и в логопедической практике