Файл: Отражательная способность лесной растительности..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «землеустройство и кадастры»

СООБЩЕНИЕ

по аэрокосмическим методам

на тему: «Отражательная способность лесной растительности.»

Выполнил: студент 11 группы

Направления подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Форма обучения очная

Верженюк Максим Денисович

Проверила: Бабенышева Н.В

Оренбург 2019 г

1.Краткая история применения АКМ в лесном хозяйстве.

В 1794г. была опубликована инструкция, лично составленная М.В.Ломоносовым, в которой рекомендовалось применять камеру-обскуру для съемки местности в экспедиционных условия. В 1791-1792 гг. французский гидрограф Ботан-Бопре получил при помощи камеры-клары перспективное изображение береговой полосы острова Санта-Круц и использовал эти материалы для составления плана. В 1839 г. Дагер (Франция) сообщил о том, что оптическое изображение , воспринятое в камере обскура, можно фиксировать не графически на бумаге, а фотографически на серебряной пластине, на поверхности которой образрвано светочувствительной иодистое серебро. В 1858 г. во Франции был проведен опыт по фотографированию местности с привязанного аэростата. Это было сделано французским фотографом Надаром при землемерных работах с высоты в 80м. Однако снимок оказался весь в пятнах от действия газа, выделяемого из аэростата, на мокрый светочувствительный слой пластинки.

В 1871 г. были изобретены пластинки с сухим броможелатиновым слоем, изготавливаемые фабричным способом. В 1887-1889 гг. были созданы возможности использования в качестве подложки для броможелатиновой эмульсии не только стеклянные пластинки, но и целлулоидные пленки. В 1885 г. в Красном селе посторен первый самолет Можайским Александром Федоровичем (Красное село 1885) Для определения размера крыла, угла его установки и скорости, необходимых для подъема человека в воздух, поднимался сам на воздушном змее. Самолет Можайского имел: крылья (длина 23м, площади 330 м2), корпус, силовую установку (две нефтяных паровых машины на 20 и 10 л.с.), три четырехлопастных воздушных винта (Д около 4м), хвостовое оперение и шасси, т.е. все основные части современного самолета. Аэрофотосъемка получила значительное развитие в годы первой мировой войны 1914-1918. Первое фотографирование с самолета с ясно поставленными географическими целями было выполнено 1 ноября 1914 г. В марте 1915 г. был составлен по аэроснимкам план района Мазурских озер. 1913г. – инженер Потте создал полуавтоматический пленочный АФА 1907 г. В.Ф.Найденовым был написан курс « Измерительная фотография м применение ее в воздухоплавании». 1918 г. организуется первый аэрофотографический отряд. 1919 г. создается Аэрофотосъемочно-фотограмметрическая школа. 1923г. –создан гражданский воздушный флот. Лесоводы считаются пионерами использовваниия авиации (Тюрин, Турский, Болдырев). 1924г. – создан Аэротофототопографический отдел. 1925г. – проведена первая АФС для целей лесоустройства. Снижение стоимости и повышение качества таксационных работ способствовало значительному увеличению объемов АФС. К началу Великой Отечественной войны материалы АФС стали основой составления и подновления карт и проведения лесотаксационных работ. 1931г. – организована охрана лесов от пожаров в Горьковской обл. 1932г. – первые опыты тушения пожаров с воздуха. 1936г. –организован трест лесной авиации и аэротаксации лесов. 1947г. –создано Всесоюзное аэрофотолесоустроительное объединение «Леспроект». 1948г,- начало производства цветных фотоматериалов. 1954г. – для аэротаксации начинают применяться вертолеты. Параллельно с развитием авиации развивается и АФС 1954г. – спектрозональные (демаскирующие, цветные, инфрокрасные фотоматериалы) 1956 г. - закончено полное обследование территории СССР, составлена карта лесов и получены первые данные о лесном фонде


2.Состав и строение атмосферы

Состав приземного слоя атм-ры: N2– 78%, O– 21 %, в небольшом количестве сост-т CO– 0.03 %, O– 0,002% и др. газы, водный пар и др. аэрозоли. Различают 5 слоев атм-ры:

1. Тропосфера (0-10(18 км))

2. Стратосфера (10(18) – 50 км)

3. Мезосфера (50 – 80 км)

4. Термосфера (80 – 600(800)км)

5. Экзосфера (свыше 600 (800) км)

Переходный слой между тропосферой и стратосферой наз. стратопаузой, между мезосферой и термосферой – мезопаузой.

 

 

3.Оптические свойства атмосферы

Для солнечных лучей атмосфера является полупрозрачной средой, частично отражающей (30%), поглощающей (20%) и пропускающей (50%) солнечную радиацию. Прозрачность атмосферы увеличивается с увеличением длины волны. Фиолетовые, синие и голубые лучи рассеиваются атмосферой в 2,2 раза больше, чем красные. Поэтому небо имеет синий цвет, а солнце в утренние и вечерние часы – красное.

В результате рассеивания фиолетовых, синих и голубых лучей столб воздуха приобретает собственную яркость (свечение) – дымка первого рода. На снимках она изображается в виде равномерно серой вуали (пелены). В результате этого объекты местности с меньшей яркостью не находят изображения на снимках. Для устранения вредного влияния дымки первого рода используются желтые и оранжевые светофильтры, не пропускающие фиолетовых, синих и голубых лучей.

Твердые частицы пыли, дыма и льда в одинаковой мере рассеивают все лучи – дымка второго рода. При ее наличии АФС проводить запрещается.

Спектральные диапазоны, применяемые для съемки земной поверхности, и виды возможных съемок

Диапазон спектра электромагнитных волн

Прозрачность атмосферы

Возможный вид съемки

Время съемки

Вид получаемых данных

Гамма-лучи

10-4-10-2 нм

Очень слабая

Аэрогамма-съемка с высоты не более 200м

Всепогодные

Радиоактиность (число импульсов)

Рентгеновские лучи

10-2-10нм

Непрозрачная

Для съемки не применяют

 

 

УФ излучение

Дальняя зона: 0,01-0,3 мкм

То же

То же

 

 

Ближняя зона: 0,3-0,38

Очень слабая

Ультрафиолетовая с малых высот (в стадии эксперимента)

День

Сигнал, график, изображение

Видимое излучение

0,38-0,5 мкм

Удовлетворительная

Люминесцентная

Ночь

Изображение, сигнал, график

0,5-0,76 мкм

Хорошая

Фотографическая, телевизионная, сканерная, лазерная, спектрометрическая

День

Изображение, магнитная запись, спектрограмма

ИК излучение

Ближняя зона: 0,76-1,2 мкм

Хорошая

То же  

День

То же

Ближняя зона: 1,2-3 мкм

Слабая

ИК тепловая, спектрометрическая

День

 

Средняя зона: 3-5 мкм

Хорошая

То же

Ночь

Изображение, магнитная запись, спектрограмма

Средняя зона: 5-8 мкм

Очень слабая

Для съемки не применяют

 

 

Дальняя зона: 8-14 мкм

Хорошая

ИК тепловая

День, ночь

Изображение, магнитная запись, спектрограмма

 

Очень далекая зона: 14-1000 мкм

Непрозрачная

Для съемки не применяют

 

 

Радиодиапазон

0,3-1000 см

Хорошая

Радиолокационная

День, ночь, всепогодные

Изображение, сигнал, график

0,3-30 см

хорошая

Радиотепловая или микроволновая

То же

Сигнал, график


 

 

4. Возможность глазомерного восприятия объектов обусловлена различием их отражательной способности – яркости, которую характеризует коэффициент яркости (в долях единицы или %).

  B1- яркость отражающей поверхности (объекта) B0 – яркость абсолютно белой идеально рассеивающей поверхности (гипсовая пластинка или белая бумага покрытая сернокислым барием, отражает 90% света и принимается за 1,0, эталон).

Снег чистый – 88%, лес – 5%, Затемненные участки в лесу – 3%, желтые поля – 20%, песок желтый – 31%, песок мокрый – 18%.

Различные лучи спектра отражаются объектами не одинаково и для характеристики их отражения используются коэффициент спектральной яркости   -длина волны). 

Для оценки различия яркости объектов используются яркостные контрасты 

B- яркость объекта с большей яркостью, B2 – яркость объекта с меньшей яркостью,  r– коэффициент яркости первого объекта, r2- коэффициент яркости второго объекта.

Контраст абсолютно белых и черных объектов 1,0.

В природе таких объектов нет. Контрасты между древесными породами составляют от 0,03 до 0,2, т.е. малоконтрастны между освещенными и затененными частями крон 0,86, 0,87, 0,88, в ИК зоне 0,94-0,97.

Глаза человека воспринимают минимальные контрасты 0,01-0,02, который называется  пороговым контрастом зрительного восприятия. Глаз человека более чувствителен к цветам, чем серым (черно-белым) тонам. Передача естественных цветов не обязательна. Необходимы лишь наибольшие различия в цветах. Поэтому дешифровочные свойства спектрозональных АФС выше, чем черно-белых и цветных.

Спектральные характеристики природных объектов в натуре и с летательных аппаратов измеряются с помощью различных спектрометров, в которых результаты наблюдений регистрируются на фотопленке или фотоэлементом.

 

5. В течение вегетационного периода изменяется внешний вид и отражательная способность отдельных деревьев и древостоя в целом. Весной молодая хвоя и листва имеют ярко-зеленый цвет, летом – темно-зеленый вследствие насыщения хлорофиллом. Осенью с пожелтением листвы наблюдаются наибольшие различия в окраске между хвойными и лиственными породами. При этом кривые спектральных яркостей травянистой и древесной растительности имеют примерно одинаковый вид:


зона голубых, синих и фиолетовых лучей – минимум отражения и незначительные различия между древесными породами;

зона зеленых и желтых лучах (зона отражения хлорофилла) – максимум отражения и различия весной и особенно осенью;

зона оранжево-красных лучей (зона поглощения хлорофилла) – в весеннее и летнее время отражение и различия незначительны и резко увеличиваются осенью между хвойными и лиственными породами с пожелтением листвы;

зона инфракрасных лучей – наибольшее отражение и различия в летнее время.

С учетом изменения отражательной способности подбираются типы аэропленок:

весной и осенью – орто- и панхроматические,

летом –инфрахроматические и спектрозональные

В ИК зоне значительно увеличиваются различия отражательной способности здоровых, поврежденных, усыхающих и усохших деревьев.

6. Метеорологические условия съемок

АКС проводятся в ясные солнечные дни или при наличии высокой (даже сплошной) облачности, но выше полета летательных аппаратов. Очень сложно проведение КС. В любой момент облака покрывают примерно 65% Земли и около 75% стран СНГ. Изучение облачности проводится по данным многолетних наблюдений.

Фенологическое состояние деревьев и древостоев оказывает значительное влияние на их внешний вид, характер изображения на снимках и возможности дешифрирования. Для лесохозяйственных целей наиболее целесообразно увязывать сроки проведения АКС с развитием березы. Она растет повсеместно. У нее раньше других древесных пород появляется, начинает желтеть и опадать листва.

Весной на черно-белых аэропленках съемку начинают проводить через 2 недели после начала облиствления (средние многолетние данные –5-10мая), через месяц – на спектрозональные. Осенью съемка на спектрозональные пленки заканчивается с началом массового пожелтения листьев – середина-конец августа, на черно-белые – до опадения половины листвы – середина октября.

АФС начинают проводиться через 2 часа после восхода Солнца при высоте его стояния 15-200 и заканчивается за 3 часа до захода Солнца. В течение дня съемочное время обычно не превышает 3-4 часов. После 9-10 часов появляются кучевые облака и облачность достигает максимального развития к 13-15 часам.

Оформление полетной карты. Прежде чем приступить к проведению маршрутов, на полетную карту наносят границы участка, подлежащего съемке. После нанесения границ участка на полетной карте выбирают и прочерчивают начальный маршрут в направлении восток-запад или запад-восток; по обе стороны от начального маршрута проводят маршруты, отстоящие один от другого на установленном расстоянии, и параллельные начальному маршруту Начальный маршрут должен проходить по меньшей мере через два контура полетной карты. Такие контуры,
называемые основными ориентирами, должны хорошо и легко опознаваться на местности

 

 

7. Самолеты и вертолеты

Используемые для аэросъемки самолеты и вертолеты должны отвечать следующим требованиям: - обеспечивать устойчивый горизонтальный полет и разворот с одного курса на другой, иметь достаточный диапазон скоростей и необходимую дальность полета, обеспечивающую беспосадочное время работы не менее 6-7 ч; - обладать хорошей продольной, поперечной и путевой устойчивостью; в режиме установившегося горизонтального полета углы крена, тангажа и рысканья не должны превышать +1°, а время для ввода и вывода самолета в вираж или из виража должно быть минимальным; - быть оснащенными высокоточным навигационным оборудованием, позволяющим выполнять автоматизированные полет по заданному маршруту с высокой точностью в разных геомагнитных и широтных условиях; - иметь удобное, с хорошим обзором местности, место для штурмана, а также соответствующее место для установки съемочной аппаратуры, работы бортинженера и хранителя фото- и других материалов.
В настоящее время в лесном хозяйстве России для аэросъемки и выполнения других работ применяют в основном самолеты ТУ-134, АН-30, АН-2, и вертолеты К-26, МИ-8 и др.
На самолетах и вертолетах, предназначенных для проведения аэрофотосъемки, помимо автоматизированных навигационных систем, применяются визиры типа ОПБ-1, НКПБ, МКВ. При прохождении самолета(вертолета) по маршруту съемки эти навигационные системы позволяют:
- контролировать точность прокладки курса следования по заданному маршруту;
- контролировать точность прокладки поперечного базиса съемки;
- намечать ориентиры на оси очередного съемочного маршрута;
-намечать начало и окончание маршрута;
- определять боковое уклонение от линии заданного пути(оси маршрута);
- измерять горизонтальные и вертикальные углы относительно продольной оси самолета(вертолета);
- измерять углы сноса и интервал фотографирования(съемки).
При выполнении съемочного полета применяются три автономных метода определения курса следования: магнитный, гироскопический и астрономический. Соответственно используют магнитные индукционные компасы, гироскопические компасы и астрономические компасы.
В целях повышения производительности работ и улучшения качества съемочного материала, аэрофотосъемочный полет осуществляется инструментальными методами в режиме автоматического программного пилотирования с использованием комплекса пилотажно-навигационных приборов и систем. Основой такого комплекса является автопилот с программным устройством. Для измерения путевой скорости и текущего угла сноса и выдачи информации об их величине в комплекс включен доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС). В настоящее время при выполнении аэрофотосъемочных работ применяют спутниковые системы навигации.