Файл: Реферат Система логопедической работы по преодолению ламбдацизмов и параламбдацизмов.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
| |
Реферат
Система логопедической работы по преодолению ламбдацизмов и параламбдацизмов
44.03.03Специальное (дефектологическое) образование
Направленность программы бакалавриата
«Логопедия»
Форма обучения заочная
| Выполнила: Студентка группы ЗФ-209-101-3-2 Налимова Ольга Дмитриевна |
| |
|
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….……..8
1. Характеристика довербального и начального вербального развития детей раннего возраста……………………………………………………………...….10
2. Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста…………………………………………………………………………..15
3. Общие принципы обследования речи детей раннего возраста…………………………………………………………………………...22
4. Заключение…………………………………………………………………….28
5.Список литературы……………………………………….................................29
Ламбдацизм и его исправление
Недостатки произношения звуков л и л' носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих звуков какими-либо другими, носят название параламб-дацизма.
Артикуляция звука л состоит в следующем. Положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Мягкий звук л (л') отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко л' вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами (рис. 28).
Нарушение и твердого, и мягкого л встречается очень редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции.
Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновидностей. Сюда относится: удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместо лампа, палка, стол); произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы («ыампа», «паыка», «стоы»); замена л фонемой и (j) («йампа», «пайка», «стой»), фонемой л' («лямпа», «палька», «столь»), фонемой к («нампа», «панка», «стон»); произнесение л в виде заднеязычного носового звука нг («нгампа», «нгапа» вместо лампа, лапа).
Наиболее распространенным видом ламбдацизма является произнесение в качестве л звука в или краткого у. Язык при этом оттянут в глубь рта, как при гласном у.
Из аномалий анатомического строения речевого аппарата, предрасполагающих к ламбдацизму, следует назвать короткую подъязычную уздечку.
Для исправления ламбдацизма используются следующие приемы.
Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный л, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.
Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным а: сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (ала) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее вводятся слоги с гласными ы, о, у (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу и т.д.).
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только л, но и его мягкую пару — л', исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), a
затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих л и л' (ла-ля, ло-лё, лу-лю).
После того как будет достигнута правильная артикуляция звука л
Рис. 30. Профиль артику ляиии звуков к, г, х
Рис. 31. Профиль артикуляции звуков х', и (j)
Рис. 32. Постановка звука ы (j)
и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, направленных на выработку дифференциации вновь усвоенного звука и того, которым он ранее заменялся.
Введение
Актуальность работы. С каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития. Эти дети попадают в группу риска по не усваиванию программы в дошкольном учреждении. Ребёнок, который плохо освоил программу дошкольного образования, не готов к обучению в школе.
Ранняя помощь ребёнку в сенситивные сроки, позволяет компенсировать нарушения в развитии, предупредить вторичные нарушения и способствовать дальнейшему развитию всех психических функций. Выдающиеся психологи и педагоги Л.С. Выготский, О.Е. Громова, Е.А. Стребелева, М.Монтессори и многие другие, показали важность раннего возраста, когда большинство психических функций ребёнка особенно чувствительны к воздействиям и поэтому под влиянием развиваются очень быстро.
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем в логопедии на сегодняшнее время. В настоящее время логопедия раннего возраста хорошо развивается, и это позволяет изучать особенности доречевого и речевого развития, определять критерии ранней диагностики и разрабатывать методы профилактической работы по предупреждению речевых нарушений. Однако, организация работы логопедических кабинетов в поликлиниках и диспансерах не соответствует потребностям населения, так как не достаточно уделяется внимание профилактике, выявлению группы риска и лечению детей с речевыми нарушениями, особенно с задержками общего и речевого развития.
Цель: изучение особенностей развития технологии обследования речи детей раннего возраста. Объект исследования: речевая деятельность и система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Предмет исследования: процесс формирование речи у детей раннего возраста.
1. Характеристика довербального и начального вербального развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых, как Выготский В.С., Гвоздев А.Н., Громова О.Е., Мухина В.С., Аксарина Н.М., и многих других. Ранним возрастом, принято считать, период от рождения до трёх лет. В этот период происходит становление всех органов и систем ребёнка, развитие его психики [53]. Период до трёх лет, наиболее важен для развития речи ребёнка. По мнению таких учёных, как В.С. Выготский, Л.С Волкова, М.А. Поваляева, период 0 – 3 года является периодом интенсивного развития. На этом возрастном этапе определяются большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Главная особенность этого периода - это пластичность мозга ребёнка. Поваляева, М. А., показала, что в возрасте от 0 – 3 лет, происходит интенсивное формирование навыков и умений, а также их развитие, что способствует накоплению информации об окружающем мире и формированию понятий. С развитием речи у ребёнка связано формирование его, как личности в целом, так и основных психических процессов [43]. Однако, простое накопление знаний, не приводит автоматически к развитию мышления, пишет в своих трудах А.В. Запорожец, так как мышление формируется в процессе педагогического воздействия. Оно закладывается в видах детской деятельности – конструирование, игра, рисование, лепка и других. Очевидно, что только человеческое общество делает ребёнка существом «разумным» и самостоятельно говорящим [10]. Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе (концепция речевого онтогенеза А.А Леонтьева), подразделяется на ряд последовательных периодов: подготовительный (с рождения до года), преддошкольный (от года до трёх лет), дошкольный (от трёх до семи лет), школьный (от семи до семнадцати лет). Развитие детской речи до трёх лет, в свою очередь, подразделяется на три основных этапа: доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяют период гуления и лепета. Второй этап – первичного освоения языка (дограмматический) он охватывает второй год жизни. Третий этап – усвоение грамматики, на третий год жизни [10]. А.А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов вариативны. В свою очередь, Г. Л. Розенгард – Пупко, развитие детской речи в раннем возрасте, делит на два периода: подготовительный период (до 1,5 – 2 лет) и период оформления самостоятельной речи (с 1,5 – 2 лет). Лисина М.И, выделяет, также, три этапа овладения речью у детей, от рождения до школы: довербальный этап, этап возникновения речи и этап развития речевого общения. Наиболее подробно рассмотрим эти этапы [37; 46]. Этап от рождения до года, считается – довербальным, то есть доречевым (жесты, мимика и язык тела). С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции – крик и плач. Затем, около 2 месяцев появляются реакции сосредоточения на речевое общение и улыбка. В 3 месяца появляется «комплекс оживления», характеризующийся эмоционально – двигательной реакцией на общение с взрослым в сочетании с гулением (произнесение гласных: а, у, ы, или гласные в сочетании с согласными). Гуление является ранней стадией лепета. Лепет это голосовые 9 реакции ребёнка на раздражители положительного характера. В лепете принимают участие моторные механизмы: появляется мимика, и ребёнок энергично начинает жестикулировать [52]. В 4 месяца появляется смех. Затем с 5 - 6 месяцев и до года – лепет и интонационная окраска крика [37]. Лепет ещё не имеет социального значения, но очень важен в развитии артикуляции [52]. Предречевые реакции могут развиваться с отклонением, в тех случаях, когда ребёнок не может, по каким-то причинам воспринимать движения органов артикуляции у разговаривающего с ним человека [10]. Многие учёные Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, М.И. Лисина, обращают свое внимания на то, что если на данном этапе не формируется лепет, то это, прежде всего, связано с нарушением слуха или интеллекта у ребёнка. Фонематический слух в норме формируется с 6 месяцев до 1 года 7 месяцев. Фонематический слух – умение различать звуки родного языка в потоке речи: в словах, близких по звучанию, но разных по смыслу (лак – рак) [2]. Второй этап,
называют ранним вербальным развитием, который начинается с года до 1,5 лет. На данном этапе у ребенка появляется сочетание слогов, например: «па – па». Ребёнок может произносить простые слова: папа, баба, мама, дядя (3 - 6 слов). В это время появляются первые вербализации и понимание речи окружающих. В 1,5 года у ребёнка должно быть не менее 20 слов [37]. Многие учёные отмечают, что при нормальном речевом общении детей с окружающими, речевые связи образуются путём подражания с помощью физиологической эхолалии [2]. Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением [6]. Физиологическая эхолалия проявляется в повторении слогов, а затем слов и предшествует пониманию слов и их воспроизведению [2]. Архипова Е.Ф., утверждает, что развитие понимания речи является очень сложным и длительным процессом. Тихеева Е.И., 10 указывает на то, что способность понимания речи проявляется раньше способности активного её употребления [2; 52]. В работе Н.С. Жуковой, выделены шесть уровней понимания речи. Первый уровень ребёнок проходит с 3 до 6 месяцев, когда реагирует на интонацию, прислушивается к голосу и сосредотачивает внимание. Второй уровень от 6 до 10 месяцев, когда ребёнок начинает понимать отдельные инструкции. Третий уровень – понимание названий отдельных предметов и игрушек. Этот уровень подразделяется на три этапа: с 10 – 12 месяцев; с 12 - 14 месяцев; с 15 до 18 месяцев [26]. Четвёртый уровень – понимания названий действий. С двух лет ребёнок уже понимает двухступенчатую инструкцию, например: «Возьми чашку, поставь на стол». В 2 года 6 месяцев ребёнок понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, понимает вопросы косвенных падежей, например: «На чём ты сидишь?» [26]. Пятый уровень с 2 лет 6 месяцев до 3 лет, когда ребёнок понимает прочитанный короткие рассказы и сказки. На шестом уровне происходит понимание сложноподчиненных предложений и значений предлогов вне конкретной ситуации [26]. Более подробно этапы понимания речи описаны в таблице Е.М. Мастюковой (1990) (см. Приложение 1, таблица Б.1). Для того чтобы ребёнок стал говорить у него должны достигнуть определённого уровня развития речедвигательный и слухоречевой анализаторы, а так же органы артикуляции, отмечает в своей работе Е.Ф. Архипова [2]. Переход от доречевой стадии к первым словам – серьёзнейший период в речевом развитии ребёнка, к этому времени в его пассивном лексиконе примерно 50 – 70 слов [55]. Так постепенно невербальный язык вытесняет вербальный, и жесты переходят во вспомогательные средства общения. Цейтлин С.Н, отмечает, что некоторые жесты появляются и на стадии владения словесной речью, например, когда ребенок с помощью пальцев, показывает, сколько ему лет. Набор некоторых жестов передается через поколения, путем подражания 11 взрослым. Чтобы стать коммуникативным знаком жест должен иметь постоянный смысл. Дополнительными средствами коммуникации служат мимика, отдельные звуки и звукоподражания [55]. В два года ребёнок знает местоимения (я, ты, мне), ближе к трём годам овладевает множественным числом существительных и глаголов, называет свое имя, возраст. Ребёнок понимает значение простых предметов и выполняет задание по просьбе взрослого. На втором и третьем году происходит резкое увеличение словарного запаса и достигает тысячи слов. Уже в 2,5 – 3 года используют трех, четырех составные предложения и разные грамматические формы [10]. В работе Т.В. Волосовец, «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», обозначены два периода усвоения грамматических норм у детей. От 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев – период предложений из аморфных слов. В этом периоде выделены две стадии. Первая стадия – односложных предложений (1г 3мес. – 1г8мес.), ребёнок обозначает главный член предложения, а остальные обозначает с помощью невербальных средств [8]. Вторая стадия – двухсловных предложений (подлежащее + сказуемое). Второй период с 1г10мес., до 3 лет. В этот период слова связываются в предложения с помощью грамматических средств [8]. В этом периоде выделяют три стадии: стадия формирования первых форм связей в предложении – рода, числа, падежей (1г10мес. – 2г1мес.); стадия синтаксических связей – изменение окончаний существительных и глаголов (2г1мес. - 2г3мес); стадия усвоения служебных слов – союзов, предлогов, наречий (2г3мес – 3 года) [8]. Овладение ребёнком различными сторонами родного языка, наиболее полно исследованы А.Н.Гвоздевым и представлены в таблице, в книге «Вопросы изучения детской речи», с этапами овладения ребёнком родного языка, по периодам. 12 В раннем возрасте ребёнок проходит путь от отсутствия речи до фразовой речи, поэтому этот период является решающим в речевом развитии ребёнка [8]. Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится в комплексном обследовании ребёнка. Поэтому, очень важно хорошо представлять нормы довербального и раннего вербального развития ребёнка. Наиболее подробно основные показатели довербального и вербального развития детей раннего возраста представлены в таблице «диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития Е.М Мастюковой (см. Приложение 1, таблица Б.2.), и «шкала оценки понимания речи», которые помогают определить степень отставания в общем и речевом развитии ребёнка [26]. Вывод к параграфу 1.1 Таким образом, развитие речи ребёнка является сложным, многообразным и достаточно длительным процессом [10]. В возрасте 2 - 3 лет ребёнок осознаёт себя членом общества. Общение происходит посредством вербальных и невербальных средств. Вербальным средством общения является речь. Невербальные средства общения необходимы для более ясного понимания друг друга. В речи должны присутствовать и вербальные и невербальные формы, что позволяет наиболее полно доносить информацию до собеседника. В речи ребёнка изначально лидируют невербальные средства общения, затем к трём годам ребёнок овладевает навыками активной речи и в дальнейшем мимику, жесты и интонации использует как второстепенные средства для общения с окружающими. Затем речь совершенствуется, что помогает ребёнку более точно высказывать мысли, развиваться умственно и прогрессировать в общем развитии. Глухов В.П. обратил внимание на то, что если условия развития в это время неблагоприятны, то формирования речевой деятельности может задерживаться или проходить в «искаженном виде» [10].