Файл: Реферат Система логопедической работы по преодолению ламбдацизмов и параламбдацизмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основной задачей ранней логопедической диагностики является раннее распознавание, выявление отклонений речевого развития с целью последующего их исправления.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Таким образом, одним из важнейших принципов организации логопедического обследования детей раннего возраста является учет закономерностей становления и развития детской речи в норме.

Одно из существенных мест в организации логопедического обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов и приемов обследования.

Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие методы обследования:

- анкетирование (анкета для родителей (матери), опрос­ники);

- беседа с родителями;

- наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в ес­тественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раз­девание и т.п.) и в ходе выполнения специальных зада­ний;

- изучение медицинской документации;

- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педа­гогом по физическому воспитанию;

- ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

- собственно логопедическое обследование ребенка. Оно включает в себя:

I. Обследование импрессивной стороны речи (т.е. сформированности понимания речи).

II. Обследование экспрессивной стороны речи, которое направлено на изучение:

- активного лексикона,

- состояния словообразования,

- грамматического оформления речи, объема и типов предложения,

- состояние звукопроизношения,

- слоговой структуры слова,

- общего звучания речи, состояния голоса.

III. Обследование строе­ния и функционирования основных органов артикуляции.

Особенности проведения обследования детей раннего возраста с описанием схем, речевых карт представлены в различной методической литературе (О.Е.Громова, Н.В.Серебрякова, Гаркуша Ю.Ф.и др.).

Следующим важным моментом при проведении логопедического обследования детей раннего возраста является необходимость установления прочного эмоционального контакта
 с ребенком. Как правило, даже при условии нормального развития речь малыша хорошо понятна только близким родственникам, общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьёзные трудности. Ещё более затруднено детское общение с посторонними взрослыми, если у них имеются даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. Все сообщения малыша вне самой ситуации общения оказываются непонятными, ребенок начинает обижаться и капризничать, чутко реагируя на любые замечания в его адрес, то есть взрослый может легко спровоцировать речевой и поведенческий негативизм у ребенка.

Известно, что ребенок в раннем возрасте не способен подчиняться директивным указаниям взрослого типа «Выполни упражнение», «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Так, проводя обследование артикуляционного аппарата нужно помнить, что дети преддошкольного возраста еще не ощущают положения языка, губ, челюсти, поэтому все задания должны проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы, путем игротерапии. Ребенку можно предложить показать вслед за логопедом, как «язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.д.

При проведении исследования произносительной стороны речи не рекомендуется требовать от ребенка изолированного произнесения звука. Основной акцент в заданиях можно сделать на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Логопеды-практики часто используют такой прием, как завершение ребенком предложения за взрослым, т.к. он легок и доступен в работе, а также с удовольствием принимается маленькими детьми. На использовании этого методического приема построено пособие О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет», М., 2005. Оно предназначено для проведения обследования произносительной стороны речи детей начиная с раннего возраста и включает диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. Положительным моментом пособия является то, что оно содержит задания по обследованию звуков раннего (гласные а, о, у, э, ы, и, согласные п, б, т, д, к, г, х, н, м) и позднего (согласные с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) онтогенеза, которые важны при обследовании ребенка именно раннего возраста и зачастую опускаются в других методических пособиях. Материал по обследованию произношения звуков раннего онтогенеза, представленный красочными предметными и сюжетными картинками, также изложен в пособии И.А.Смирновой «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», СПб., 2004.



Еще одним возможным приемом логопедического обследования детей раннего возраста, как считают авторы вышеуказанного пособия О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, является рассматривание и последующее раскрашивание изображения, который дает возможность организовать непринужденное обсуждение и создает положительный эмоциональный фон в ходе заданий.

Длительность диагностического занятия в ходе проведения логопедического обследования детей раннего возраста сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность одного диагностического занятия — 10-15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если педагогам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Нужно помнить, что мы имеем дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, и любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!

Чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше в столь короткий имеющийся в распоряжении педагога промежуток времени, надо его максимально оптимизировать. Так, например, при назывании картинок во время проверки звукопроизношения можно обследовать:

- состояние словарного запаса ребенка;

- развитие грамматического строя речи - уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже;

- характер воспроизведения слоговой структуры слов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста рекомендуется проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Оно должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом его возрастных особенностей развития высших психических функций. Из опыта работы логопедов-практиков следует, что лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками.

Ключевую роль при достижении успеха при обследовании играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его 
доступность. Нужно помнить, что сюжетные картинки гораздо интереснее детям.

Иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (5-6) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме логопеда» О.Б.Иншаковой. Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднит его сосредоточение на задании и вызовет снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более 2-х крупных изображений на одном листе одновременно.

Методики обследования детей раннего возраста:

  • Методика диагностики умственного развития от рождения до 6 лет А.Гезелла (1930), таблицы Гезелла (1941);

  • Шкалы развития младенцев (тест Н.Бэйли, 1969);

  • Тест «Оценка уровня психомоторного развития ребенка» (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, 1981);

  • «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Г.В.Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, 1983);

  • Сестринская диагностика нарушений развития детей раннего возраста (Д.И.Зелинская, А.М.Казьмин);

  • Тест развития детей первого года жизни О.В. Баженовой, 1986;

  • Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет Е.О.Смирновой, Л.Н.Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой;

  • Психолого-педагогическое обследование Е.А.Стребелевой;

  • Логопедическое обследование Н.С.Жуковой;

  • Логопедическое обследование детей 2-4 лет О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной;

  • Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковй.



Заключение.
Подводя итоги изучения речевого развития детей раннего возраста можно отметить следующие основные моменты:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны /произнесение звуков и слов, дикция, темп/, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.


Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. - М., 1994.

3. Бадалян Л.О. Схема нормального психомоторного развития детей /Невропатология. - М.: Просвещение, 1982.

4. Баранов А. Реальная угроза будущему нации // Народное образование, 1996. N 6. - с.18-28.

5. Бельтюков В.И. Лепет слышащих детей // Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. N 3, 1993. - с.88-94.

7. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей - М.: АРКТИ, 1998.

8. Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. - М., 1988.

9. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982.

11. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967.

12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1987

15. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.

16Динкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

17. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

18. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М., 1982, с.81.

19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

21. Лангеймейер В. Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.