ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический
(наименование института полностью)
Кафедра ___« Педагогики и методик преподавания»_______________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психологопедагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №1
по учебному курсу «Теории и технологии ознакомления младшего дошкольника с окружающим миром »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | В.Р. Фараджова (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1902а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Анализ программ окружающего мира УМК «Школа России» и УМК «Перспектива»
Цель: проанализировать программы окружающего мира с целью ознакомления со структурой программы, содержанием и соответствие требованиям ФГОС.
Критерии | УМК «Перспектива» | УМК «Школа России» |
Авторы | А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая | А.А. Плешаков |
Цели и задачи | Цели: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Задачи:
| Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели здоровье сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях; 4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме. |
Принципы программы, фундаментальная идея | Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. | На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. |
Место курса в учебном плане | На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). | На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). |
Содержание курса | 1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (природа, вещество, звезды и планеты, погода, формы земной поверхности, водоемы, вода, полезные ископаемые, почва, растения, грибы, животные, лес, луг, водоем, круговорот веществ, природные зоны, человек, влияние деятельности человека на природу, заповедники, национальные парки, общее представление о тебе человека). 2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (общество, человек, семья и семейные традиции, младший школьник и его поведение в школе, друзья, взаимоотношения между ними, значение труда в жизни человека и общества, важное значение транспорта в жизни общества, важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта; наша Родина - Россия, Российская Федерация, Президент Российской Федерации, Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно - нравственных связей между соотечественниками, Россия на карте, государственная граница, Москва - столица России, города России, Россия - многонациональная страна, Родной край - частица России, особенности труда людей родного края, и их профессии, История Отечества, Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей, страны и народы мира). 3. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ (Ценность здоровья и здорового образа жизни, режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена, личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья, дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года, правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой, правила безопасного поведения в природе, забота о здоровье и безопасности окружающих людей). | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (Окружающий мир, его многообразие. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Звёзды и планеты. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Погода, её составляющие. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Водные богатства, их разнообразие. Воздух — смесь газов. Вода. Мир камней, его разнообразие и красота. Почва. Растения, их разнообразие. Грибы. Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Природные зоны России. Человек — часть природы. Всемирное природное наследие. Международная Красная книга. Общее представление о строении тела человека. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Семья — самое близкое окружение человека. Хозяйство семьи. Младший школьник. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Экономика, её составные части. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Наземный, воздушный и водный транспорт. Роль компьютера в современной жизни. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Президент Российской Федерации — глава государства. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Россия на карте, государственная граница России. Россия на карте, государственная граница России. Россия — многонациональная страна. Родной край — частица России. Родной край — частица России. История Отечества. Страны и народы мира. Представления об эпохах в истории человечества. Всемирное культурное наследие. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ (Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека). |
Характеристика видов деятельности | Рассказывать, ориентироваться, обсуждать, моделировать, изображать, запомнить, составлять, высказывать, различать, приводить, оценивать, выделять, отображать, называть, обнаруживать, определять, сравнивать, располагать, находить, систематизировать, узнавать, описывать, читать, изготавливать, подбирать, выявлять, перечислять, определять, называть, характеризовать, контролировать, работать в группе, фиксировать, отмечать, придумывать, делать, предлагать, оказывать, пересказывать, рассуждать, рисовать, фотографировать, применять, работать со взрослыми, участвовать, высаживать, проектировать, составить, сочинить, оформить, классифицировать, сопоставлять, взаимопроверка, стремиться, высказывать предположения, презентовать, передавать голосом, обосновывать, иллюстрировать, распределять обязанности, соотносить, извлекать, осуществлять, устанавливать связь, подкармливать, прослеживать, демонстрировать, стремиться, работать, актуализировать, работать в паре, работать индивидуально, перечислять, выписывать, показывать, формулировать, совершать, готовить, изучать, прослеживать, инсценировать, корректировать, вписывать, осваивать, доказывать. | Задавать, вступать, пользоваться, различать, оценивать, понимать, стремиться, работать, актуализировать, сравнивать, описывать, рассказывать, отвечать, рассматривать, работать в паре, обсуждать, работать со взрослыми, находить, узнавать, фотографировать, интервьюировать, составлять, выступать, наблюдать, моделировать, группировать, практическая работа, определять, использовать, самопроверку, извлекать, осуществлять, устанавливать связь, приводить примеры, выдвигать, анализировать, отбирать, проводить опыты, прослеживать, формулировать выводы, ухаживать, изготавливать, подбирать, определять, сочинять, выступать, оформлять, анализировать, фиксировать, классифицировать, сопоставлять, взаимопроверка, стремиться, высказывать предположения, отображать, участвовать, составлять рассказ, презентовать, передавать голосом, обосновывать, иллюстрировать, распределять обязанности, приводить, читать, работать в группе, подкармливать, соотносить, распределять, разыгрывать, предлагать, доказывать, актуализировать, прослеживать, рассматривать, перечислять, выписывать, показывать, формулировать, совершать, готовить, изучать, различать, демонстрировать, выяснять, знакомиться, развивать, описывать, осознавать, участвовать, выявлять, описывать. |
Планируемые результаты освоения курса |
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире. |
1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредетными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире. |
Вывод: таким образом, программы УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» соответствуют ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования), соблюдены требования к структуре основной образовательной программы по Окружающему миру, расписаны в соответствии с ФГОС НОО планируемые результаты освоения курса, указаны основные задачи реализации содержания предмета. Нам понравилась программа по УМК «Школа России», так как в данном УМК больший акцент уделяется экологическому воспитанию, причем в целом на окружающем мире дети должны изучать природу, знать уровни организации природы, животных, птиц, насекомых, воспитание экологической этики, а не культуру( УМК «Перспектива» ).