Файл: Рабочая программа элективного курса Общество это человечество в целом для 10 класса составлена в соответствии с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий.
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (4 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (4 ч). Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (4 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1и части 2 и тренинг по выполнению заданий части 1 и 2данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (4 ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическаякультура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (4 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право.Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемныевопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий части 1 и 2по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (9 ч.).
3.1 Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий части 1 (1 ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов имнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23.(2 ч).
21-23 -составное задание на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информациюиз документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий 24 (1ч).
3. 4. Специфика заданий 25 (2 ч).
это задание на ЕГЭ по обществознание проверяет умение подготавливать устное выступление, аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. Оно направлено на составление сложного плана по заданной теме. Тема может попасться на один из пяти тематических блоков — Человек и общество, Экономика, Социальные отношения, Политика или Право.
3.5.Итоговая контрольная работа (1 ч.)
Тематическое планирование элективного курса по обществознанию 10 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. | Формы занятий и контроля |
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 2 | 1 | 1 | вводная лекция практикум (входной контроль) |
2. | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 24 | 18 | 6 | Практикум (промежуточный контроль) |
2.1 | Содержательные линии «Общество, Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы | 4 | 3 | 1 | лекция семинар практикум |
2.2 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 4 | 3 | 1 | лекция семинар практикум |
2.3 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 4 | 3 | 1 | лекция семинар практикум |
2.4 | Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов | 8 | 6 | 2 | лекция семинар практикум |
2.5 | «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы | 4 | 3 | 1 | лекция семинар практикум |
3 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 8 | 3 | 5 | Тематический контроль |
3.1 | Основные модели заданий части 1и проверяемые умения | 2 | 1 | 1 | Практикум (промежуточный контроль) |
3.2 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23 | 1 | | 1 | лекция лабораторное занятие |
3.3 | Специфика заданий 24 | 1 | 1 | 1 | семинар тренинг |
3.4 | Специфика заданий 25 | 2 | 1 | 1 | лекция практикум |
3.5 | Итоговая зачетная работа | 1 | | 1 | итоговый контроль |
| Итого | 34 | 23 | 11 | ЗАЧЕТ |
Литература:
-
Александрова С.В., Волкова Т.П., Программа предметного элективного курса для учащихся 10, 11 классов «Актуальные вопросы изучения обществознания» // Общественно-научное образование в контексте требований ФГОС общего образования и историко-культурного стандрата. Сборник программ элективных курсов / Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. – СПБ.: АППО, 2016г. – С. 70 – 79 -
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г -
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г. -
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Глава, раздел (количество часов) Тема урока | Количество часов | По плану | По факту |
| ||||
1 | Системное строение общества | 1 | | |
2 | Многовариантность общественного развития | 1 | | |
3 | Типология обществ | 1 | | |
4 | Глобальные проблемы человечества | 1 | | |
5 | Социальные институты | 1 | | |
6 | Социализация индивида | 1 | | |
7 | Свобода и ответственность личности | 1 | | |
8 | Познание | 1 | | |
9 | Истина и ее критерии | 1 | | |
10 | Научное познание | 1 | | |
11 | Культура и духовная жизнь | 1 | | |
12 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | | |
13 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | | |
14 | Роль религии в жизни общества | 1 | | |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | | |
16 | Политика и власть | 1 | | |
17 | Государство | 1 | | |
18 | Политические режимы | 1 | | |
19 | Формы правления | 1 | | |
20 | Территориально-государственное устройство | 1 | | |
21 | Гражданское общество | 1 | | |
22 | Проблемы международных отношений | 1 | | |
23 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | | |
24 | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 1 | | |
25 | Подготовка творческой работы | 1 | | |
26 | Защита творческой работы | 1 | | |
27 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23 | 1 | | |
28 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23 | 1 | | |
29 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23 | 1 | | |
30 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23 | 1 | | |
31 | Специфика заданий 24 | 1 | | |
32 | Специфика заданий 25 | 1 | | |
33 | Специфика заданий 25 | 1 | | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | | |