ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «ВГАППССС»
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование (620)
Дисциплина: Инклюзивное и интегрированное образование
Практическое задание 3, Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
Выполнил:
слушатель Кириллова Виктория Алексеевна
Преподаватель:
Марчук Елена Станиславовна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Ознакомьтесь с содержанием лекций и Приложения 1. Заполните таблицу, кратко указав общие особенности развития детей для каждого из видов нарушений в развитии и рекомендации по организации занятий.
Нарушения в развитии | Общие особенности развития | Рекомендации по организации занятий |
Дети с нарушением зрения | - низкий темп переключения внимания - обедненные, деформированные и неустойчивые зрительные образы, страдает пространственное восприятие; - трудности формирования мыслительных операций - «формализм» в речи - замедленное формирование различных форм деятельности | Хорошая освещенность рабочего места, материалы высокой цветовой контрастности, фон для объектов без лишних деталей, смена видов деятельности (физкультминутки); текст лучше воспринимается белый на черном фоне |
Дети с нарушением слуха | - трудности переключения внимания - ведущий зрительный анализатор - отставание в развитии образной и словесной памяти - позже формируются мыслительные операции - жестовая речь - трудности проявления эмпатии - наблюдается тенденция к стереотипности действий | Четкий алгоритм действий; наглядные пособия; рациональное дозирование и темп подачи учебного материала; особый подход к громкости звука и невысокая контрастность цветов; важно включать задания на развитие пространственных отношений; речь четкая лаконичная, без сложных литературных оборотов |
Дети с нарушением речи | недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; нарушение фонематического восприятия; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи; недостаточный уровень развития навыков коммуникации; пассивность, склонность к спонтанному поведению; дезадаптация | - правильно и четко произносить и артикулировать все звуки родного языка, ясно проговаривать окончания слов - правильно ставить ударения в словах - использовать средства интонационной выразительности речи - замедленный темп, умеренная громкость, доброжелательный тон - четкие, краткие и доступные инструкции, пояснения и вопросы - баланс умственной и речевой нагрузки; наглядный материал; - учитывать возрастные, речевые и психологические особенности детей |
Дети с УО | Нарушение интеллекта; нарушение познавательной деятельности; отклонения во всех видах психической деятельности, в особенности мышления; ограниченное понимание речи; задержка темпа развития отдельных сторон речи; дезадаптация | - многократное повторение - создание ситуаций поощрения - закрепление материала в свободной деятельности - яркие наглядные пособия - обучение в игре и обучение игровым действиям -эмоциональное подкрепление |
Дети с РДА | снижение способности к установлению эмоционального контакта, социальному развитию; стереотипность в поведении; регидность мышления; нарушения коммуникации; избегание речевого взаимодействия; неравномерность и парциальность развития; нарушение эмоциональной сферы; искаженное восприятие мира; сенсорное недоразвитие | Программы вмешательства должны быть плановыми и интенсивными, важно участие родителей совместно со специалистами; должны быть направлены на развитие основных навыков (социальные, навыки общения и игры, поведенческие, организационные навыки) |
Дети с ЗПР | Отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин | Занятия по общеобразовательной программе развития, но есть необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка. |
Дети с НОДА | Отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции; нарушение внимания; двигательная память развивается с опозданием; недостатки мыслительной деятельности; нарушения речи в форме дизартрии и алалии; нарушения эмоционально-волевой сферы; предметная деятельность формируется позже; подражательный характер игровой деятельности. | Упражнения на пространственную и временную ориентацию, перерывы в занятии на физкультминутку; учитывать состояние эмоционально-волевой сферы на занятии; индивидуальный подбор объема занятий; добиваться четкого ответа на вопрос; прорабатывать навыки самообслуживания |