Файл: Методологические аспекты учета движения товаров в торговле.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С ОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВЛЕ ………………………………………………………..5

    1. Характеристика товара как объекта бухгалтерского учета..........5

    2. Особенности синтетического и аналитического учета товаров в оптовой и розничной торговле…………...............................................................9

    3. Документальное оформление операций по движению товаров……………………………………………………………………………11

ГЛАВА 2. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ОАО « «НПГ» САДЫ ПРИДОНЬЯ»……………………………………………………………………. 14

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО « «НПГ» Сады Придонья»…………………………………………………........................14

2.2 Документальное оформление учета движения товаров …………18

ГЛАВА 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………................33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...36

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля связанна с реализацией товаров для их использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. одним и центральных моментов при осуществлении торговой деятельности является система учета товаров.

Под учетом движения товаров понимаются приходные и расходные операции. С развитием современных методов учета, автоматизация розничной торговли начала предоставлять новейшие способы учета и планирования. Это управление закупками, запасами, продажами, денежными средствами, планирование доходов и расходов и прочие функции.

Актуальность рассматриваемой темы заключается не только в ее практической значимости, но и в особенностях учета, которые присутствуют в каждом отдельно взятом магазине. Кроме того, сфере розничной торговли компьютерной техникой имеет и специфические требования к информационным системам учета товаров, например, учет комплектования системных блоков, серийных номеров, гарантийного обслуживания. Все это послужило основой для выбора цели исследования.

Цель исследования – разработка автоматизированной информационной системы учета движения товара на примере конкретного предприятия.


Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– рассмотреть методологические аспекты учета движения товаров в розничной торговле;

– проанализировать систему учета движения товаров в ОАО «НПГ «Сады Придонья»;

– разработать и описать автоматизированную информационную систему учета движения товара.

Объект исследования: ОАО «НПГ «Сады Придонья».

Предмет исследования: автоматизированная информационная система учета движения товара в ОАО «НПГ «Сады Придонья».

Методологической основой исследования являются системный и функционально-структурный метод исследования, сравнительный анализ, табличные и графические приемы, статистические методики анализа данных.

Нормативно-правовой базой исследования являются нормативные и правовые акты Российской Федерации, органов региональной власти, регламентирующие деятельность финансовой сферы, а также программы развития финансового сектора экономики и аналитические записки.

Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, оперативная и годовая отчетность ОАО «НПГ «Сады Придонья», компьютерная и электронная информация.

Цель и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы, включающего 31 библиографических источников.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВЛЕ


    1. Характеристика товара как объекта бухгалтерского учета

Торговля – это один из эффективных видов деятельности, который может успешно быть реализован в сфере малого и среднего бизнеса. Торговля предполагает быстрый оборот денежных средств и получение прибыли. Развитие торговли как бизнеса у нас в стране достаточно интенсивно, что связано с развитием частного предпринимательства, что характеризуется и высоким уровнем конкуренции в этой сфере деятельности [27].

Торговля делится по признаку расположения торгового предприятия в рамках страны на внутреннюю и внешнюю, внутренняя, в свою очередь также имеет подразделение, что отражено на рисунке 1.




Рисунок 1 – Виды внутренней торговли

Как видно, две основные группы внутренней торговли – оптовая и розничная – характеризуются достаточно углубленным делением, формирующим специфические особенности торгового предприятия. Принципиальные различия оптовой и розничной торговли определяются отношением предприятия к товару, то есть целью его приобретения и использования [3].

Товар является объектом торговой деятельности. В целом все товары могут быть разделены на товары народного потребления и товары производственного назначения с выделением подгрупп, что представлено на рисунке 2.



Рисунок 2 – Классификация товаров в торговле
К товарам народного потребления относятся товары, которые продаются для населения в целях личного, семейного, домашнего использования, что не характеризуется использованием в предпринимательской деятельности [24]. Товары производственного назначения реализуются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в хозяйственной деятельности.

Товары подразделяются на классы, группы, виды и разновидности [25].

Класс определяется как совокупность товаров, которые имеют одинаковое функциональное назначение: автомобильные товары, швейные товары, продовольственные товары. Группа товаров – это определенная часть товаров конкретного класса, которые обладают одинаковым по смыслу составом потребительских свойств и показателей: обувь, верхняя одежда, 20 лакокрасочные товары и т.п. Вид товаров – это комплекс товаров одной группы, которые объединяются одним названием и назначением: куртки, молоко, мука, хлеб, столы, шкафы, краски, обои и пр. Разновидность товаров определяется по выделению частных признаков, которые позволяют отличить товары одни от других в рамках одного вида. То есть для определения разновидностей используются признаки модели, артикула, марки или сорта в зависимости от категории товаров.

Наличие товаров характеризуется через показатель ассортимента, который позволяет выделить набор товаров, объединенных по какому-то признаку. В торговом ассортименте выделяют направления: основной, сопутствующий, простой, развернутый, сложный, широкий, углубленный и пр. [4].

Ассортимент характеризуется показателями и структурой Показатель позволяет отразить количественную характеристику свойств ассортимента товаров, а структура ассортимента, выражаемая в процентах, характеризует выделение групп товаров в общем ассортименте.


Для бухгалтерского учета важно определение товара по положениям НК РФ. П.3 ст. 38 гл. 7 НК РФ определяет, что товаром в целях налогообложения является любое имущество, которое реализуется или предназначено для реализации. Что касается сферы внешней торговли, то понятие товара определяется в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ [4].

В процессе реализации торговых операций товар поступает в торговую организацию (магазин), где обеспечивается его хранение до момента продажи и непосредственная реализация потребителю. На этом этапе важно обеспечение условий хранения и продажи товаров, которые зависят от вида и группы товаров. Основной целью на этапе хранения и последующей реализации является обеспечение сохранности товара, потребительских свойств. Движение товаров именно в рамках торговых организаций, начиная с момента поступления и оприходования, и заканчивая реализацией потребителю, имеет свои особенности, которые будут рассмотрены в следующих разделах [8].

Стоимость товара для потребителя выражает его цена, которые делятся на розничные, оптовые и закупочные.

Закупочная цена характерна для сельскохозяйственной продукции, она отражает цену приобретения продукции у производителя. Закупочная и оптовая цены по смыслу похожи друг на друга, но оптовая цена рассматривается как цена любого товара, который поставщик реализует покупателюдля перепродажи или использования. Розничные цены включают надбавки к оптовой цене и представляют собой стоимость реализации товара конечному потребителю для личного использования без получения выгоды, что является одним из признаков оптовых цен. Структура формирования цены представлена на рисунке 3.



Рисунок 3 – Формирование цены
Цена является основой для определения товарооборота, который представляет собой денежное выражение объема проданных товаров за период времени. Положения о цене товара устанавливает ст.485 ГК РФ, определяющая основные условия по умолчанию, которые будут действовать в процессе реализации, если иное не оговаривается условиями договоров, действующих в торговой деятельности. Розничная цена, применимая в сфере розничной торговли, формируется на основе торговой наценки, что определяет возможности торговых организаций к получению прибыли. Она представляет собой разницу между продажной и оптовой ценой. Таким образом, розничная цена в торговле, организации в которой являются плательщиками ЕНВД, представляет собой сумму покупной стоимости товара и торговой наценки на него [7].




    1. Особенности синтетического и аналитического учета товаров в оптовой и розничной торговле


На основании плана бухгалтерских счетов торговая организация разрабатывает рабочий план счетов, которые она использует для ведения своей деятельности. Возможна ситуация, когда в рабочий план счетов добавляются необходимые субсчета, или сокращаются неиспользуемые, что определяется спецификой предприятия. Субсчета связаны с ведением аналитического учета, что позволяет организовать детальный аналитический учет, удобный для работы. Учетная политика предусматривает и выбор формы бухгалтерского учета, которые представляют собой учетной регистрации первичных данных, заполнение учетных регистров. Учетные регистры – это формы обобщения учетных записей; применяют регистры аналитического и синтетического учета [27].

В целом система проведения операций по бухгалтерскому учету в торговых операциях регламентирована и имеет следующую структуру действий, представленную на рисунке 4.



Рисунок 4 – Последовательность операций отражения движения товаров в бухгалтерском учете
Синтетический учет товаров ведется с использованием счетов 41, 42, 45, 90. Основным счетом, который используется для отражения состояния товаров и их движения в торговле является счет 41 «Товары». Он используется для обобщения информации, которая характеризует наличие и движение товаров, которые относятся к категории товаров и должны быть реализован. Счет 41 активный, сальдо по нему дебетовое, дебет отражает поступление товара и тары, а кредит – выбытие.

В учетной политике закрепляется способ учета товаров:

 по покупным ценам;

 по фактической себестоимости;

 по учетным ценам;

 по продажным ценам.

Покупные цены характерны для использования предприятиями оптовой торговли.

В розничной торговле используются метод учета по фактической стоимости или по продажным ценам, которые предполагают выделение торговой наценки. Последний применяется не слишком часто в практике.