ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный час «Берегите Землю! Берегите все вокруг!»
-
Сазина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология
Ключевые слова: экология, классный час
Цель:
-
Формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции; -
Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся; -
Воспитывать у детей любовь к природе, бережного отношения к природе.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, предлагаю послушать стихотворение:
Протяните ко мне руку
Я горошину кладу.
С удивленьем не смотрите,
Всё ребята, объясню,
Вы её не ураните,
Классный час с неё начну.
- На что похожа горошина?
- Она похожа на планету, именно такой она видна из космоса.
- А как называется наша планета? (Земля)
2.Учитель держит в руках глобус.
Вертится, крутится шар голубой-
Это Земля, где живём мы с тобой
Синее- реки, моря, океаны…
Горы, равнины, густые туманы.
Ну, а зелёный- луга и поля
Пёстрая наша планета- Земля.
Белые шапки на полюсе- льдины,
В жёлтый цвет окрашены, знойные пустыни.
Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,
И у нас поместилась в ладошке.
- Мы сегодня будем говорить о планете Земля.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги эту планету -
Ведь другой похожей нету!
Учитель: О какой планете идет речь?
Дети. Речь идёт о планете Земля.
Презентация
Учитель: Конечно, это наша Земля. На дворе весна вступила в свои права. Всё оживает и расцветает после долгой холодной зимы. В прекрасный весенний день - 22 апреля - люди всех стран отмечают Международный день Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды А какая она?
Дети. Большая, зеленая, голубая.
Учитель: Все мы – жители одного большого дома, прекрасной голубой планеты Земля. А чем она отличается от других планет?
Учитель: Вы правы. Только на нашей планете есть жизнь. И сегодня мы поговорим о том, что мы можем сделать, чтобы сберечь нашу планету и сохранить жизнь на Земле.
Учитель: Ребята, чтобы помочь планете, надо знать ее беды и проблемы. Какие вы можете назвать ? (ответы детей)
Учитель: А сейчас послушаем ребят:
1. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается пять миллиардов тонн.
2. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, заводов и фабрик, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше.
3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.
4.. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
5. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
6. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно четвёртая часть плодородных почв.
7.Человек опасен для природы бездумным уничтожением всего живого. Вед. Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
Ученики стоят перед глобусом, читают стихотворения:
Ты береги нас
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
(Е.Шкваловский)
Учитель: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа.
Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу.
Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, небрежно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Посмотрите как это бывает:
Жили люди на планете
Мамы, папы и их дети
Бросят люди по бумажке (все бросают бумажки)
Планета станет замарашкой.
Жили люди на планете
Мамы, папы и их дети
По бутылке бросят люди (все бросают бутылки)
Свалка на планете будет.
Жили люди на планете
Мамы, папы и их дети
Бросят люди по пакету (бросаем пакеты)
Не узнаешь ты планету.
Ой, какая свалка, ребята, получилась!!!
Грязь, бумажки и пакеты…
Засорили мы планету!!! Что же делать?
Ученик:
Давайте же, ребята, природу охранять
И мусор не будем нигде мы бросать! собираем мусор
Учитель: Можно сберечь и лес, и поле, и речку, и всё, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Ребята, как нужно вести себя в лесу? Послушаем одноклассников:
Правило первое.
-
Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помните: деревьям больно, они перестают расти, и долго, мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Правило второе.
-
Не рви лесные и полевые цветы. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придет следом за вами. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Правило третье.
-
В лесу старайся ходить по тропинкам, один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню.
Правило четвёртое.
-
Нельзя брать яйца из гнезд, раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, родители их не бросят.
Правило пятое.
-
Не сбивай грибы даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются и лечатся белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они - санитары леса.
Правило шестое.
-
Не разоряй муравейники. Знай, что муравьи надежно охраняют леса от вредителей. Разоряя муравейник, вы разоряете дом друзей!
Правило седьмое.
-
Не разводите костёр в лесу. Кострище – это раны на почве. Для их заживления требуется 15-20 лет. Помни: большинство пожаров в лесах возникает по вине человека.
Правило восьмое.
-
Не слушай музыку в лесу, так как это тревожит птиц и зверей. От шума звери и птицы покидают свои гнезда и норы. Нужно ценить и охранять лесную тишину, уметь слушать звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
Правило девятое.
-
Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Учитель: Ребята, а вы запомнили правила поведения в лесу?
Давайте поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Учитель: Ребята, к нам пожаловала гостья.
Ромашка: Здравствуйте, ребята. Закройте глазки и представьте, что вы цветок. (Дети закрывают глаза). Что вы чувствуете, если вы:
а) растете на лесной поляне;
б) растете на обочине дороги;
в) стоите в красивой вазе?
Ромашка: Где же лучше вам было? (на поляне)
Вот и я росла на полянке, радовала бабочек, пчел и людей. Но пришли играть на полянку ребята и траву вытоптали, все листочки обломали, нарвали охапки цветов, а по дороге их выбросили. Вот поэтому я такая грустная. Ведь и цветы могут плакать и просить помощи и защиты у людей.
Учитель: Ребята, какое правило забыли дет? (обсуждение поведения детей на полянке)
Учитель: Ребята, чтобы беречь природу, надо ее любить, а чтобы любить, надо ее хорошо знать и понимать. Предлагаю проверить свои знания о природе (за каждый правильный ответ – жетон):
— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)
— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)
— Назовите животное, которое умеет валить деревья. Оно взято под охрану. (Бобер)
— Про эту птицу ходят слухи, что она приносит детей. (Аист)
- Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц-беляк)
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
- Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими)
- Умеют ли слоны плавать? (Да)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге)
- Где устраивают себе гнезда скворцы? (В скворечнике)
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Она погибает)
- Сухие или свежие грибы ест белка? (Сухие)
- Сухие или сырые грибы едят барсуки и лоси? (Сырые)
- Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи)
- Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки)
Учитель: Природа - друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует. Постепенно загрязняются воздух, реки, поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в надёжной защите.
Воздух, вода, пища – это то, что мы берём у природы. Берём и ничего не даём ей взамен. Благополучие и качество жизни человека – это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но это ещё и то, без чего люди не могут жить, - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи. Так давайте любить и охранять природу!
Учитель: Я хочу еще раз напомнить вам: любите природу, берегите её и охраняйте! Будьте природе другом!
Дети читают стихотворения:
Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, луга, горы, а человеку нужна природа. И охранять её – наша самая главная задача. Давайте её беречь!
Давайте будем беречь планету!
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Учитель: В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе. Растения, особенно деревья, растут долго. Но наступит день, когда тебя порадуют посаженные тобой деревья. Не случайно говорят, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил, хотя бы, одно дерево!