ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оксид кремния. Кремниевая кислота.
9 класс.
Цели:предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:
знать: о свойствах оксида кремния и кремниевой кислоты
уметь: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксида кремния и кремниевой кислоты
Задачи урока: способствовать формированию познавательной активности; владению навыками самостоятельного приобретения новых знаний; развитие навыков решения задач и химических уравнений реакции для обеспечения мотивации и целеполагания учебной деятельности; способствовать воспитанию убежденности в возможности познания природы.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, периодическая таблица Д. И. Менделеева.
Ход урока.
-
Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
-
Проверка домашнего задания.
-
Выборочно проверяются рабочие тетради с выполненным домашним заданием. -
На доске учащиеся записывают уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кремния.
-
Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся.
Учащимся предлагается прочитать высказывание В. И. Вернадского: «Кремний вырисовывается в мироздании как элемент, обладающий исключительным значением».
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
-
Что такое кислотные оксиды? -
Что образуется при взаимодействии кислотных оксидов с водой? -
Существуют ли кислородсодержащие кислоты, которые не могут образовываться путем взаимодействия соответствующего оксида с водой?
-
Изучение нового материала.
Физические свойства и нахождение в природе
Оксид кремния (IV) – это твердое вещество с атомной кристаллической решеткой. В
природе встречается в виде кварца, речного песка, кремнезема и прочих модификаций:
Химические свойства
Оксид кремния (IV) – типичный кислотный оксид. За счет кремния со степенью окисления +4 проявляет слабые окислительные свойства.
1. Как кислотный оксид, диоксид кремния (IV) взаимодействует с растворами и расплавами щелочей и в расплаве с основными оксидами. При этом образуются силикаты.
Например, диоксид кремния взаимодействует с гидроксидом калия:
SiO2 + 2KOH → K2SiO3 + H2O
Еще пример: диоксид кремния взаимодействует с оксидом кальция.
SiO2 + CaO → CaSiO3
2. Оксид кремния (IV) не взаимодействует с водой, т.к. кремниевая кислота нерастворима.
3. Оксид кремния (IV) реагирует при сплавлении с карбонатами щелочных металлов.
Например, оксид кремния (IV) взаимодействует с карбонатом калия. При этом образуется силикат калия и углекислый газ:
SiO2 + K2CO3 → K2SiO3 + CO2
Кремниевая кислота
Строение молекулы и физические свойства
Кремниевые кислоты — очень слабые, малорастворимые в воде соединения общей формулы nSiO2•mH2O. Образует коллоидный раствор в воде.
Метакремниевая H2SiO3 существует в растворе в виде полимера:
Способы получения
Кремниевая кислота образуется при действии сильных кислот на растворимые силикаты (силикаты щелочных металлов).
Например, при действии соляной кислоты на силикат натрия:
Na2SiO3 + 2HCl
→ H2SiO3 + 2 NaCl
При нагревании кремниевая кислотаразлагаетсяна оксид и воду:
H2SiO3→ SiO2+ H2O
Силикаты — это соли кремниевой кислоты. Большинство силикатов нерастворимо в воде, кроме силикатов натрия и калия, их называют «жидким стеклом».
-
Закрепление нового материала
Предлагается ответить на вопросы теста:
1. Кремниевая кислота обладает следующими свойствами
а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами
б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде
в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде
2. Силикаты это соли:
а) кремниевой кислоты
б) серной кислоты
в) угольной кислоты
3. Кремниевую кислоту получают:
а) при взаимодействии оксида кремния с водой
б) при взаимодействии гидрооксида с оксидом кремния
в) при взаимодействии силиката и кислоты
4) У кремния и его оксида кристаллическая решетка:
а) атомная
б) ионная
в) молекулярная.
5) Оксид кремния растворяется в воде:
а) хорошо
б) плохо
в) нерастворим
Осуществите превращения по схеме:
1) Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 →SiO2
2) Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2
-
Информация о домашнем задании.
§37, упр. 5,6,8
-
Подведение итогов урока.
В конце урока учитель подводит итоги, выставляет и кооментирует отметки.
-
Рефлексия
- Какой вид работы сегодня на уроке понравился больше всего?
- Где могут понадобиться полученные знания в жизни?
- Что ещё Вы хотели бы узнать по этой теме?