Файл: Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММА "Коррекция страхов и тревожности
у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
1. Снизить тревожность.
2. Усилить ― Яǁ ребѐнка.
3. Актуализировать чувство страха.
4. Повысить психический тонус ребѐнка.
5. Осуществить контроль над объектом страха.
6. Повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности программы:
•
повышение уверенности в себе;
•
снижение тревожности;
•
снижение количества страхов;
•
улучшение взаимоотношений родитель-ребенок
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностический инструментарий:
1. Тест ―Страхи в домиках
2. Тест ― Кактус
3. Тест ― Тревожности (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
4. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)
(приложение 1.)
5. Наблюдение за ребенком. (карта – приложение 2.)
6. Шкала эмоций К. Изарда. (модификация С.И.Калинина)
(Приложение 3)
7. Филипс-тест для младших школьников.
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми. (Приложение 4)
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Дыхательные техники.
2. Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своѐм внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
3. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
4. Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжѐнности, переключает внимание.
5. Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
6. Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
7. Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий.
Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно - развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –10 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребенка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребѐнка ощущение целостности и завершенности занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаѐт ощущение целостности, завершѐнности, придаѐт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные (контактные) – 1занятие – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
ЗАНЯТИЕ 1. “ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
1. Разминка: Упражнение “ Росточек под солнцем”
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всѐ чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
2. Упражнение “ Доброе утро...”
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша ... Оля...и т.д., которые нужно пропеть .
3. Упражнение “ Что я люблю?”
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
4. Упражнение “ Качели”
Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
5. Упражнение “ Угадай по голосу”
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.
6. Упражнение “ Лягушки на болоте”
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен
попасть на все кочки по порядку.
7. Упражнение “ Художники – натуралисты”
Дети рисуют совместный рисунок по теме ― Следы невиданных зверей.
ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель: раскрытие своего ―Яǁ, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочѐнности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем” см. 1 занятие.
2. Упражнение “ Узнай по голосу”
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаѐт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра “ Моѐ имя”
Психолог задаѐт вопросы; дети по кругу отвечают.
•
Тебе нравится твоѐ имя?
•
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по - другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребѐнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит: ― Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастѐт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведѐт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
7. Упражнение “ Художники – натуралисты”
Дети рисуют совместный рисунок по теме ― Следы невиданных зверей.
ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель: раскрытие своего ―Яǁ, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочѐнности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем” см. 1 занятие.
2. Упражнение “ Узнай по голосу”
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаѐт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра “ Моѐ имя”
Психолог задаѐт вопросы; дети по кругу отвечают.
•
Тебе нравится твоѐ имя?
•
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по - другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребѐнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит: ― Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастѐт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведѐт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трѐх зеркалах:
•
в зелѐном - такими, какими они представляются себе;
•
в голубом – какими они хотят быть;
•
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение “ Доверяющее падение”
Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаѐт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ 3. “У меня отличное настроение”
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; ―пружинкиǁ на отдельных листах.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. занятие 1.
2. Упражнение “ Возьми и передай”
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
3. Упражнение “Неваляшка”
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение “ Превращения”
Психолог предлагает детям:
•
нахмуриться как... осенняя туча; рассерженный человек;
•
позлиться как... злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребѐнок , у которого отняли мяч;
•
испугаться как ... заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
•
улыбнуться как ... кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему “ Моѐ настроение”
После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
6. Упражнение “ Закончи предложение”
Детям предлагается закончить предложение:
Взрослые обычно боятся....; дети обычно боятся....; мамы обычно боятся....; папы обычно боятся....
7. Упражнение “ Пружинки”
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 4.“ Я расту”
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”
Чертим ручеѐк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр
ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра “ На что похоже моѐ настроение?”
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: ― Моѐ настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небеǁ.
4. Упражнение “ Ласковый мелок”
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение “ Угадай, что спрятано в песке?”
Дети разбиваются на пары. Один прячет что - то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему “ Автопортрет”
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 5. “ МОЙ СТРАХ”
Цель: стимулирование аффективной сферы ребѐнка, повышение психического тонуса ребѐнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Петушиные бои”
Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Игра “ На что похоже моѐ настроение?”
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: ― Моѐ настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небеǁ.
4. Упражнение “ Ласковый мелок”
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение “ Угадай, что спрятано в песке?”
Дети разбиваются на пары. Один прячет что - то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему “ Автопортрет”
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 5. “ МОЙ СТРАХ”
Цель: стимулирование аффективной сферы ребѐнка, повышение психического тонуса ребѐнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Петушиные бои”
Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение “ Расскажи свой страх”. Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.
4. Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким.”
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение “ Чужие рисунки”
Детям по очереди показывают рисунки ―страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение “ Дом ужасов”
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 6. “ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См . 1 занятие.
2. Упражнение “Смелые ребята”
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребѐнок становиться на стул и говорит грозным голосом: ― Бойтесь, меня бойтесь!ǁ Дети отвечают: ― Не боимся мы тебя!ǁ Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, ребѐнок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение “ Азбука страхов”
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребѐнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Упражнение “ На лесной полянке”
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неѐ со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки.
Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”
Ребѐнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, еѐ необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”
Один ребѐнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребѐнок громким уверенным голосом говорит: ―Я тебя не боюсь!ǁ
8. Упражнение “ Горячие ладошки”
ЗАНЯТИЕ 7. “ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”
Цель : развитие умения передавать своѐ эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.