Файл: 1 Понятие уголовного права и его источники. Ук рф его задачи и структура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3. Действие уголовного закона во времени
4. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
Практическое значение деления преступлений на категории
41. Общая характеристика и виды преступлений против общественной безопасности.
Система преступлений против общественной безопасности (и общественного порядка) включает:
Вопрос 48 Экологические преступления. Их виды и уголовно-правовая характеристика
51. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
- организацию деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ).
2) В зависимости от родового объекта посягательства выделяют:
Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).
3) В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на:
Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);
Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации).
Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ.
Объектом преступления выступают конституционные основы политической системы Российской Федерации, а также права и интересы граждан.
Объективная сторона преступления включает в себя три группы деяний:
1) создание экстремистского сообщества, т.е. организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности.
Создание экстремистского сообщества заключается в активных действиях субъекта по объединению группы лиц, имеющих общность в главном, - приверженности к радикальным действиям по подготовке и совершению преступлений экстремистской направленности.
Преступление признается оконченным с момента организационного завершения созданного преступного сообщества, способного подготавливать и совершать преступления экстремистской направленности;
2) руководство экстремистским сообществом заключается в деятельности организатора по разработке планов экстремистской деятельности, распределении обязанностей среди участников и структурных подразделений и иных действиях, направленных на осуществление сообществом своих функций. Руководить таким сообществом может и лицо, возглавлявшее его создание и иное лицо, признанное влиятельным и авторитетным в преступном мире;
3) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений заключается в их действиях по объединению, координации и взаимодействию в ходе преступной деятельности, а также в разработке планов или условий для совершения преступлений экстремистской направленности.
Субъективная сторона преступления включает в себя прямой умысел и вышеуказанные мотивы экстремистской деятельности. При этом субъект может руководствоваться любым из мотивов либо их взаимосвязанным комплексом.
Субъектом преступления может являться любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
54. Общая характеристика преступлений против интересов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Общая характеристика преступлений против государственной власти
Видовой объект — нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.
Объективная сторона состоит в совершении действий (бездействий) указанных в диспозиции соответствующих статей. Такие деяния совершаются вопреки интересам службы, т.е. находятся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован названный выше орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо. Совершение должностным лицом противоправных действий, не связанных с выполнением им своих служебных обязанностей, не образует состава должностного преступления и при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по другим статьям УК. Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными. Однако объединяет их то обстоятельство, что они находятся в противоречии с интересами службы.
Ряд составов престулений (ст. 285, 286, 288, 293 УК) по конструкции — материальные, и для признания преступления оконченным требуется наступление последствий. Остальные преступления имеют формальную конструкцию.
Субъект преступлений, предусмотренных ст. ст. 285—287, 289, 290, 292 и 293 УК: специальный — должностное лицо, определение которого дано в п. 1 примечания к ст. 285 УК. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК. Это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
С точки зрения субъективной стороны все преступления данной главы (кроме ст. 293 УК) могут быть совершены только умышленно.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), α совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда
Эти преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:
– они совершаются специальными субъектами, исключение составляет ст 291 УК РФ (дача взятки), где субъект общий;
– совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;
– они посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления либо содержат реальную угрозу такого нарушения
Виды этих преступлений:
– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст 287 УК РФ);
– присвоение полномочий должностного лица (ст 288 УК РФ);
– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
– получение взятки (ст. 290 УК РФ);
– дача взятки (ст 291 УК РФ);
– служебный подлог (ст 292 УК РФ);
– халатность (ст. 293 УК РФ).
Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
55. Понятие должностного лица и его виды.
Прим. к ст. 285 Должностные лица - лица, постоянно, временно или по спец. полномочию осущ-е функции представителя власти либо выполняющие орг.-распорядит., адм.-хоз. функции в гос.органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных учреждениях, гос. корпорациях, гос.компаниях, гос. и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Под лицами, занимающими гос.долж-ти РФ, понимаются лица, заним.долж-ти, устанавливаемые Конституцией РФ, фед.конституц. законами и фед.законами для непосредственного исполнения полномочий гос.органов.
Под лицами, занимающими гос.долж-ти субъектов РФ, понимаются лица, занимающие долж-ти, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий гос.органов.
56. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение
Ст.285 Злоуп-е долж.полном-ми – исп-е должн.лицом своих служ.полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или гос.