Файл: Занятие 7 Особенности журналистской деятельности и ее виды План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа сделана:

Студенткой

1 курса специальности

«Журналистика»

Попсуевой И.Д.

Семинарское занятие №7-8.

Особенности журналистской деятельности и ее виды

План.

  1. Информационная политика издания, факторы ее формирования.

Ответ:

Информационная политика – идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ, характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.

Основные черты определяются учредителем издания при разработке концепции СМИ в ходе подготовки в его регистрации. Движение жизни СМИ избегает обеих крайностей:

1. безбрежного плюрализма, когда его направление растворяется во множестве мнений, тем самым формируется беспринципное издание. Аудитории остается гадать, где она имеет дело с позицией редакции, а где – самого журналиста. Это оборачивается сокрытием принятой позиции.

2. жесткое проведение раз принятой позиции, независимо от изменения обстановки, появления серьезных возражений. Такой догматизм ведет к отрыву от жизни, деятельности на основе иллюзорных представлений.

Есть прямая зависимость от направления СМИ. Но в связи с реальным «видением» жизни аудиторией, редакция не может не вырабатывать конкретных форм реализации своего направления именно в связи с характером аудитории.

Право - совокупность установленных государством общеобязательных правил, регулирующих общественные отношения и обеспеченных мерами госвоздействия. Источники права - законы, позаконные акты. Субъекты права - физ.лица, юр.лица,должностные лица.

Для правосознания журналистов особое значение имеет закон о СМИ и др., связанные с функционированием информационной сферы.

Законодательство определяет порядок учреждения, пере/регистрации, прекращения и приостановления деятельности СМИ. Учредителя и редакцию связ. устав или договор, регулирующий права и обазанности всех сотрудников СМИ и учредителя. Устав принимается на общем собрании журналистов и утверждается учредителем.


Журналист - полноправный участник разработки информ.политики СМИ и несёт ответственность за её реализацию. Основные его права и обяз. зафиксированы в Законе РФ о СМИ и др. актах.

Журналист обладает правом отказаться от задания, если его выполнение связано с нарушением закона. При сборе информаци действует право журналиста "искать, запрашивать, получать и распространять информацию". Работник СМИ может записывать любую информацию любыми средствами кроме случаев предусмотренных законом. Обычно процесс сбора информации облегчается процессом аккредитации. Использование скрытой записи допускается в случаях ненарушения прав и совбод, защиты обществ. интересов.

Использование информации также регламентируется законом. Журналист может и обязан проверять достоверность информации. Журналист вправе излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

  1. Редакторская деятельность и ее особенности.

Ответ:

Понятие редактирование происходит от латинского слова redaсtus - приведенный в порядок. Это значение как нельзя лучше отражает суть редактирования, которое всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание наиболее адекватными для восприятия, чтобы обеспечить их соответствие определенным нормам, а также на то, чтобы текст или издание были представлены целостной законченной системой.

Говоря о редактировании, имеют в виду самые разные комплексы работ. Прежде всего - деятельность в сферах массовых коммуникаций. Она охватывает руководство содержательной стороной работы издательств, редакций газет, журналов, студий и включает подготовку изданий, теле- и радиопередач, работу с текстами кинофильмов и спектаклей. Редактирование используется и в системах управления, маркетинга и менеджмента при подготовке управляющей, статистической, юридической документации.

В издательском деле редактирование способствует удовлетворению потребностей населения в книге. Оно реализуется системой форм и методов работы редактора и предполагает осуществление редакционно-издательского процесса, обеспечивающего выход в свет произведений литературы.

Редактор в своей работе опирается на специально книговедческие знания в области издательского дела и редактирования, теоретическое обоснование книги и произведения литературы как объектов редактирования

, учитывает опыт крупных редакторов прошлого и современности.

В задачи редактора входит подготовка конкретного издания, формирование репертуара издательства, организация редакционно-издательского процесса. Можно сказать, что он является организатором, руководителем, менеджером книгоиздательского дела.

Круг его задач чрезвычайно широк. Редактор занимается литературной, методической, информационной, организационной, творческой деятельностью.

При подготовке конкретного издания главной задачей редактора является оценка представленной автором рукописи, определение задач и путей ее доработки и подготовка оригинала к изданию. Редактор собирает творческий коллектив, способный принять участие в подготовке к печати литературного произведения. В такой коллектив могут входить художник, который иллюстрирует и оформляет книгу, литературоведы, искусствоведы, библиографы, специалисты различных областей знания - они создают справочный аппарат издания, рецензенты и консультанты, художественный и технический редакторы. Редактор должен обеспечить слаженность работы творческого коллектива, "подключать" тех или иных специалистов к работе над изданием на различных этапах редакционно-издательского процесса.

Работа редактора над текстом литературного произведения включает критическое чтение рукописи, дающее возможность оценить тему и проблему, связь фактического материала с темой и проблемой. Эта оценка важна для определения значимости содержания литературного произведения. Кроме того, редактор оценивает форму подачи материала, анализируя композицию произведения и использованные автором языково-стилистические средства. Над подготовкой произведения к печати редактор работает вместе с автором, обсуждая с ним все свои замечания. Если для издания отбираются ранее выходившие в свет произведения литературы, редактор должен быть готов к тому, что придется осуществлять текстологическую работу, которую проводит либо он сам, либо специалист в области текстологии.

  1. Организаторская деятельность и ее особенности.

Ответ:

Организаторская деятельность – это система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, следовательно, выражает отношения «человек- группа людей», «организатор – группа организуемых». Организаторской деятельности характерны такие функции, как групповая интеграция, формирование межличностного внутреннего единства, установление связей и координация действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Все эти функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных
сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. По теории Л.И. Уманского структура организаторской деятельности состоит из следующих самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

- усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

- подбор организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

- определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

- распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

- внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

- учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;

- определение актуальных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

- работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

- итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).

Специфика организаторской деятельности проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно бы было воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной).

Организаторская деятельность не может иметь основой усвоение готового опыта или чисто исполнительские функции, она включает в себя собственный поиск, отбор, планирование жизненно важных задач и средств их решения, собственную оценку своих действий, обмен опытом и т.д.

Организаторская деятельность способствует каждой личности почувствовать себя реальным субъектом и настоящим партнером в коллективном деле. Любая человеческая деятельность включает в себя целую систему различных действий, операций и приемов, а именно наличие цели, планирование и контроль выполняемых действий, поиск необходимых путей к достижению цели.


  1. Авторская деятельность и ее особенности.

Ответ:

Авторская(от лат.auctor«создатель»; не от греч.autos«сам») деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непременно специализироваться в той или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе

  1. Информационная политика СМИ как объединяющий фактор в деятельности редакционного коллектива.

Ответ:

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.

Составляющие информационной политики:

1) аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с аудиторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой аудитории и функциональном содержании взаимодействия с ней. Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Редакция не может не вырабатывать конкретных форм реализации своего направления именно в связи с характеристикой аудитории. Со всеми слоями аудитории нужен открытый диалог, честное обсуждение проблем, разногласий.

2) Способы взаимодействия с другими СМИ. Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства.

При этом между СМИ разных направлений происходят столкновений во взглядах и мнениях по тем или иным конкретным проблемам. И если в таких редакция работают журналисты со стремлением к гуманизму, то результатом таких столкновений должна стать выработка конструктивных, удовлетворяющих все стороны решений.