Файл: Занятие 7 Особенности журналистской деятельности и ее виды План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационная политика конкретного СМИ основывается на заявленному общественно-политическом направлении, обращенному к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ.

Еще одной важнейшей составляющей является способ реализации информационной политики. Есть три возможных решения:

1) сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать акцент на факты; прежде всего представлять мнение.

Иначе говоря, программа СМИ способна реализовываться как через концентрацию внимания на сообщения фактов относительно сведений о событиях, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий.

Стороны информационной политики:

1) пропаганда - деятельность по распространения фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания.

2) Агитация - распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по поводу текущих событий.

3) Контрпропаганда - ответная реакция на деятельность других СМИ. Это выступления против агитационных акций политических противников.

  1. Программа СМИ: основные направления и составляющие.

Ответ:

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.


В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

  1. Три стороны реализации информационной политики: пропаганда, агитация и контрпропаганда.

Ответ:

Стороны деятельности СМИ:

1) Пропаганда– деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, то есть деятельность по утверждению в нём определённого мировоззрения. Пропагандой также называют любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов. Термин употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы.



Если термин использовать для обозначения деятельности по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция по коренным вопросам жизни (программные цели и способы их осуществления). Пропаганды требует отношение журналиста к политике правящих кругов и поддерживающих их сил, а также к взглядам оппозиции.

При разработке этих направлений журналистика формирует со свойственных каждому СМИ позиций образ современного мира, представляет ценностные ориентиры для понимания процессов в нём.

2) Агитация– распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по конкретным ситуациям современной жизни. Основываясь на сведениях о конкретных фактах текущей жизни (событиях, заявлениях, поступках), журналист как агитатор в соответствии со своей позицией даёт представление о них, с помощью прямых оценок или через подачу фактов формирует отношение к ним. Целенаправленно подобранные сообщения о новостях, характер их изложения. Наличие прямого или скрытого комментария формируют у аудитории «событийную картину» происходящего и соответствующее информационной политике СМИ идейно-эмоциональное отношение к ним, воздействуя на общественное мнение. В пропаганде и агитации необходимо стремиться к отделению фактов от мнений.

3) Контрпропаганда– ответная реакция на деятельность других СМИ. Несколько направлений К.:

- все формы позитивной пропаганды и агитации, т.к. они противостоят реализации информационной политики СМИ–оппонентов; - прямые выступления с критикой, направленные против тех СМИ. Которые проводят нежелательную информационную политику;

- критика, затрагивающая принципиальные основы проводимых направлений в различных СМИ (идеология); - «контрагитация» - полемические замечания по выступлениям других СМИ, если создаваемая ими оперативная картина текущих событий и (или) их интерпретация вызывают несогласие, требуют коррективов или неприятия в целом или в конкретных позициях.

Если редакция настроена на ведение открытого диалога, то ведение пропагандистской, агитационной и контрпропагандистской линий носит «поисковый» характер, обогащено толерантным духом и имеет отчётливую направленность на поиск согласованных решений. Совсем иначе это проявляется тогда, когда редакция стремится к «борьбе до победы», что деструктивно.


4) Организация– реализация информационной политики, разработанной на основе принятого данным СМИ направления, приводит к соответствующим изменениям в массовом сознании и как следствие - к изменениям стремлений и направленности воли. Тем самым журналистика своей творческой активностью формирует гражданскую активность аудитории и её направленность. Все три стороны реализации информационной политики: пропаганда, агитация, организация – прочно связаны между собой и все вместе составляют разные стороны единой творческой деятельности в журналистике. Каждое произведение содержит в себе всё (в той или иной степени). Отдельное произведение вообще может казаться несущим только «сообщательский» заряд. Но включённое в совокупность произведений, отобранных для выпуска телепрограммы, оно обнаруживает свою направленность.

  1. Организующее начало журналистской деятельности.

Ответ:

Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом. Как это следует понимать?

Понятие информации. В некоторых учебных пособиях по журналистике, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются утверждения, что понятие «информация», мол, говорит само за себя: информировать — значит сообщать. В действительности дело обстоит совсем не так просто. Обыденное, в том числе редакционное представление об информации не укладывается в понятийный аппарат целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изучения. Это относится, например, к математике и лингвистике, биологии и семиотике и т.д.

  1. Формы реализации информационной политики.

Ответ:

Определенное редакцией направление и основанная на нем информационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм выражения его типологических характеристик.

Типологические характеристики издания (программы) свое «внешнее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении принципиально важных, выявляющих основы направления, проблемно-тематических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Тематическое и проблемное поле жизни необъятно широко. Поэтому первая задача при определении проблемно-тематических линий состоит в выборе: либо быть универсальным (изданием или программой), т.е. стремиться отображать все разнообразие явлений жизни, хотя бы в существенных проявлениях представить все поле действительности, либо специализироваться на нескольких «избранных» пластах жизни, либо сосредоточиться на одной проблемно-тематической линии. К первой группе относятся, например, «Известия» и «Правда», ко второй - «Культура» и «Коммерсант», к третьей - «Совершенно секретно» и «Ваши шесть соток».


Разумеется, универсальные издания (программы) неравномерно уделяют внимание различным сторонам жизни, главное для них - основные политические, экономические, социальные проблемы современности. Поэтому универсальные издания часто называют общеполитическими СМИ. Вместе с тем сосредоточенность на каком-то одном участке жизни вовсе не свидетельство узости проблемного горизонта - и на «малом» тематическом пространстве можно рассматривать общесоциальные проблемы. И в газете «Кот и пес» можно ставить проблемы гуманизма, экологии, культуры быта и т.д., касаться экономических, социальных, даже политических вопросов.

Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Яркая по форме и точно выражающая особенности издания или программы рубрика - крупная творческая находка журналиста, а регулярное и системное ведение ее с применением разнообразных форм в единстве постоянства и динамики - мерило творческого уровня целого коллектива.

  1. Типы журналистского творчества.

Ответ:

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хотя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования научной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологические, научно-популярные произведения.

Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.