Файл: Исследовательская работа по биологии Близнецы, похожи или нет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» имени В.И. Слядневой
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по биологии
«Близнецы, похожи или нет»
Подготовила:
ученица 9 «А» класса
МКОУ «СОШ №14»
Иванченко Полина
Руководитель:
Лачинова Ф.Г.
Учитель биологии
С. Надежда, 2022
Оглавление
1. Введение…………………………………………………….3
2. Виды близнецов, их особенности…………………………4-5
3. Сравнительная характеристика близнецов……………….6
3.1. Сравнение антропометрических данных…………...…. 6
3.2. Сравнение личностных данных…………………...……6-7
3.3. Наблюдения одноклассников за близнецами…………..7
3.4. Склонности к изучению школьных предметов……..…7
3.5. Сравнение вкусов и интересов близнецов…………..…7-8
4. Заключение…………………………………………..…….9
5. Список литературы……………………………………..…10
Введение
Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением, вызывавшим удивление и любопытство.
Близнецы часто предстают как две половинки одного целого, имея связь более глубокую, чем у обычных братьев и сестер. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда?
Актуальность исследования состоит в том, что близнецы похожи только внешне, но они разные по своим психологическим особенностям.
Цель исследования: выявить личностные особенности близнецов. Близнецы не такие одинаковые, как всем кажется.
Задачи:
-
изучить литературу по теме близнецов; -
провести исследование по изучению особенностей близнецов; -
исследовать индивидуальность близнецов; -
сравнить близнецовые пары.
Объект исследования: близнецовые пары, обучающиеся в школе №56
г. Ульяновск
Предмет исследования: определение различий между близнецами.
Гипотеза исследования: предположим
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, анализ, обобщение.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Кто такие близнецы?
В энциклопедическом словаре выясняем, что «Близнецы» — это два и более потомка, рожденные почти одновременно
, у человека и тех млекопитающих животных, которые обычно рождают одного детеныша. Близнецы бывают однояйцевые (идентичные, из одного оплодотворенного яйца) и разнояйцевые (неидентичные, из двух и более оплодотворенных яиц). Близнецы могут быть близнецами и двойняшками. Близнецы всегда одного пола, у них одинаковый цвет волос, глаз, форма носа и т.д. Двойняшки могут быть не похожи друг на друга и могут быть разного пола.
1.2 Как часто рождаются близнецы?
Впервые закономерность рождения близнецов была прослежена французским биологом Д.Эллином в 1895 году и выглядит так: одна двойня приходится приблизительно на 85 родов, одна тройня – на 7.000 родов, одна четверня – на 680.000, а одна шестерня – на 4.712.000.000 родов. От чего зависят многоплодные роды, науке не до конца еще ясно.
Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этой закономерности. По наблюдениям ученых, чаще всего близнецы рождаются у чернокожих, и совсем редко – у китайцев и японцев. (Таблица №1.)
1.3 Передается ли способность к рождению близнецов по наследству?
Ученые пришли к выводу, что способность к рождению близнецов передается через поколение.
1.4 Интересные факты
Маленькое индийское поселение «Кандаллур» прославилось на всю страну как «Деревня близнецов». Здесь проживают семьдесят пар двойняшек. И с каждым годом близнецов рождается все больше. «У вас не двоится в глазах», – эту фразу слышит каждый турист, приезжающий в деревню. Поскольку по индийской традиции близнецов одевают одинаково, отличить их бывает крайне трудно.
Ученые не могут найти объяснения данному феномену. Сами индийцы ссылаются на проделки бога Рама, имевшего детей-близнецов.
Впрочем, абсолютно одинаковыми близнецы кажутся только на первый взгляд. Начнём с того, что у них разные отпечатки пальцев. В 25% случаев такие люди оказываются «зеркальными»: один левша, другой – правша, у одного родимое пятно слева, у другого – справа, даже расположение внутренних органов может оказаться у одного обычным, у другого – зеркальным. Главное правило гемеллологии – развитие индивидуальности у каждого из двойняшек.
Несмотря на то, что близнецы имеют одинаковый набор генов, это разные личности. О том, как близнецы проявляют себя в жизни, покажет мое исследование.
Глава 2. Исследование.
Первым этапом нашего исследования было установление сходства и различия близнецов по различным признакам.
В качестве испытуемых были использованы мои сестры Вероника и Виктория Пода. Так как известно, что фенотип- это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготности близнецов. Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы.
Сравнение фенотипов Вероники и Виктории
Проанализировав таблицу можно сразу сделать вывод о том, что Вероника и Виктория фенотипически очень похожи и это свидетельствует о их монозиготности.
-
Сравнение личностных данных
Девочкам были розданы листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Они должны были дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.
Вывод: результаты этой анкеты говорят о том, что в Альмире и Ренате есть отличительные черты и качества.
Одинаковых качеств оказалось - 4.
Различных - 5 качеств.
-
Наблюдения одноклассников за близнецами
Был проведен письменный опрос «Вероника и Виктория, какие они?» Вот, что написали ребята.
Вероника: активная, ответственная, веселая, умная, добрая, отзывчивая, дружелюбная, верная, классная, красивая.
Виктория: смешная, классная подруга, веселая, душа компании, добрая, умная, жизнерадостная, забавная, иногда скрытная.
Анализ: девочки для одноклассников практически одинаковы, но Виктория более ответственная, отзывчивая, дружелюбная. А Вероника-
любитель больших шумных компании, у нее много друзей.
-
Склонности к изучению школьных предметов
Девочкам предлагался список учебных предметов, которые они изучали. Рядом с каждым предметом изображены два смайлика (веселый, нейтральный). Нужно выбрать тот, который соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть её на листочке бумаги.
Вывод: это задание позволило выяснить, что не все предметы нравятся девочкам одинаково, у каждой из них свои склонности к изучению отдельных школьных предметов.
4. Сравнение вкусов и интересов близнецов
Близнецам была предложена анкета, в которой надо было рассказать о своих предпочтениях, вкусах и интересах.
Виктория.
Предпочтения:
- изучение новых технологий;
- история (изучение исторических личностей).
ИНТЕРЕСЫ: играет на гитаре
Вероника.
Предпочтения:
- музыка (меломан);
- любит Азиатскую культуру.
ИНТЕРЕСЫ: - любит рисовать.
Вывод: и в этой анкете мы наблюдаем полное различие вкусов и интересов девочек.
На основании полученных результатов исследования я пришла к выводу, что на наследование способностей и других свойств психики человека большое влияние оказывает воспитание и образование, поэтому психологические характеристики монозиготных близнецов могут отличаться
Заключение
Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже много веков. Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли наследственности и среды в формировании различных признаков.
Результаты данной исследовательской работы полностью подтвердили гипотезу, что близнецы, имеющие одинаковый генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться по многим параметрам (физическому развитию, интересам, увлечениям). Проведенные исследования показали, что каждый из них является индивидуальностью со своими особенностями характера. И в этом немаловажную роль играет окружающая среда.
Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, но связаны с организационными трудностями, с чем мы столкнулись в данной работе (найти близнецов, привлечь их к исследованию). Много других вопросов мы не смогли затронуть в работе (заболеваемость близнецов, профессиональное определение, особенности психического развития).
Изучение близнецов является важным и перспективным, исследования в этом направлении надо продолжать.
Близнецы – удивительные люди. Между ними всегда существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. И, наверное, они проживают более счастливую жизнь, ведь их на свете двое, а то и больше! Мы надеемся, что так оно и будет!
Список используемой литературы
-
Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1986 -
Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996 -
Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976 -
Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991 -
Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986 -
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/