Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Факультет «…………………………………………………….»
Департамент гуманитарных наук
ЭССЕ
по дисциплине «Логика и теория аргументации»
на тему:
«История развития логики как науки»
Подготовил:
Студент группы …….
ФИО студента
Проверил:
Ученое звание, ученая степень и
ФИО преподавателя
Москва 2022
Содержание
Введение 2
1. Возникновение логики как науки 2
2. Традиционная логика 5
3. Современная логика 7
Заключение 9
Список источников и литературы 11
Введение
В современном российском обществе как никогда востребованы специалисты, совмещающие фундаментальные знания в специальных областях с широкой гуманитарной подготовкой. Одной из гуманитарных дисциплин является логика, в центре внимания которой находятся формы мышления (понятие, суждение, умозаключение и др.), а также действия с ними, направленные на получение нового знания. Она особенно важна для тех профессий, которые можно рассматривать как разновидности коммуникативной деятельности. Люди, принадлежащие к этим профессиям, должны уметь ясно формулировать свои мысли, приводить убедительные доводы в их обоснование, опровергать ошибочные мнения и т. д. Для того чтобы лучше понимать логику, необходимо иметь ясное представление о том, какие причины вызвали её появление и какие этапы она прошла в своём развитии. Всё сказанное определяет актуальность темы, рассмотрению которой посвящено эссе.
Целью эссе является осмысление того, какие причины вызвали появление логики как науки и какие этапы она прошла в своём развитии. Эта цель влечёт за собой постановку следующих задач, находящих своё отражение в структуре эссе:
-
показать причины, с которыми было связано возникновение логики как науки; -
проанализировать основные периоды в развитии традиционной логики; -
показать тождество и различие традиционной и современной логики.
Структура эссе включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх разделов, заключение и список литературы, который содержит 12 источников.
1. Возникновение логики как науки
Логика как наука возникла в 4 в. до н. э. в Древней Греции, переживавшей классический период своего развития. Её основоположником является Аристотель, который стоит в одном ряду с такими выдающимися философами античности, как Сократ и Платон. Возникновение логики было связано с потребностями развития математики, философии, а также политики и права, т. е. тех областей древнегреческого общества, в которых важную роль играло обоснование принимаемых положений.
В развитии математики древние греки опирались на арифметические и геометрические знания, накопленные в Вавилонии и Египте. Первоначально они пользовались любыми средствами, которые помогали им доказывать математические истины. Так, в доказательстве теоремы Пифагора, согласно которой квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, существенную роль играли чертежи. Однако постепенно произошло превращение математики в дедуктивную науку, в которой одни положения обосновываются с помощью других, ранее принятых положений. В «Началах» Евклида, который был младшим современником Аристотеля, теоремы выводятся в конечном счёте из аксиом и определений без какого бы то ни было обращения к опыту.
Первые греческие философы были одновременно и поэтами, которые выражали свои взгляды в образной форме. Фрагменты их произведений, которые дошли до нас, являются скорее афоризмами, чем обоснованными положениями. Так, Гераклиту, который является основоположником диалектики как учения о развитии, приписывается авторство знаменитых афоризмов «Всё течёт, всё изменяется», а также «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако к 5 в. до н. э., когда Ионию как культурный центр Древней Греции сменили Афины, произошло изменение представлений о философствовании. От авторов философских систем требовалось уже не только провозглашать свои взгляды, но и обосновывать их. Так, Горгий из Леонтин, принадлежавший к школе софистов, следующим образом обосновывал положение о том, что ничто не существует: «если бы нечто и существовало, то оно было бы непознаваемым; если бы нечто и было познаваемым, то познанное невыразимо».
В области политики основным социальным институтом древнегреческого общества было народное собрание, а в области права – суд. В народном собрании рассматривались вопросы, которые были важны для жизни всего полиса. К ним относились объявление войны, введение налогов, помощь нуждающимся и т. д. Однако решению этих вопросов предшествовало обсуждение различных точек зрения, сторонники которых пытались убедить других членов народного собрания в своей правоте. При этом принималась та точка зрения, которая получала наибольшее число голосов. Поэтому от политика требовалось умение показать, что его точка зрения вполне согласуется с мнением большинства, т. е. вытекает из принимаемых им положений.
Число судебных заседателей, которые выбирались из членов народного собрания, зависело от важности рассматриваемого вопроса. То есть, чем более важным для полиса был рассматриваемый вопрос, тем большее число заседателей участвовало в его рассмотрении. В древнегреческом судопроизводстве отсутствовали прения, а также не предполагалась апелляция. После заслушивания сторон судебные заседатели решали посредством голосования, виновен обвиняемый или нет. Если он признавался виновным, то вторым голосованием они определяли для него наказание. При существовавшей в Древней Греции системе судопроизводства многое зависело от того, сумет ли обвиняемый обосновать свою позицию. Неумение защитить себя в суде могло иметь самые негативные последствия, вплоть до вынесения ему смертного приговора. Поэтому искусство убедительного выступления, которому обучали представители школы софистов, приобрело в Древней Греции огромную популярность.
Чтобы обосновать какое-либо положение, необходимо вывести его из принятых уже положений. Так, математик доказывает новые теоремы, используя аксиомы, определения и доказанные уже теоремы. Философ обосновывает свои концепции с помощью положений, которые не должны вызывать серьёзных возражений у его оппонентов. К таким же положениям обращается и человек, выступающий в народном собрании или в суде. Он имеет своей целью убедить членов народного собрания или судебных заседателей в том, что его точка зрения верна.
Структура обоснования включает в себя два элемента: во-первых, принимаемые положения, а во-вторых, выведение из них обосновываемого положения. Выведение одного положения из других, получившее название умозаключения (или рассуждения), может быть правильным или неправильным. Аристотель сделал умозаключение предметом специального исследования, положив тем самым начало логике как науке. Он первый осознал необходимость науки об умозаключениях, которая получила впоследствии название логики.
Создав логику как науку, Аристотель не смог придумать для неё общеупотребимое название. В его трактате «О софистических опровержениях», посвящённом критике софистов, используется выражение «учение об умозаключениях». Слово «логика» для обозначения науки об умозаключениях, созданной Аристотелем, стало использоваться во 2-3 вв. В течение долгого времени в качестве его синонима использовалось слово «диалектика», которое является одним из самых многозначных в античной философии. В настоящее время за наукой об умозаключениях, созданной Аристотелем, окончательно закрепилось слово «логика», тогда как диалектикой обычно называют учение о развитии.
Помимо Аристотеля и его последователей, которых называли перипатетиками, логические проблемы разрабатывались представителями других философских школ Древней Греции, прежде всего мегариками и стоиками. Большой вклад в их разработку был сделан в средние века, когда логику стали преподавать в университетах, появившихся в конце 12 – начале 13 в. в Париже, Оксфорде, Кембридже и других западноевропейских городах. В Новое время логические исследования стимулировались прежде всего развитием математики, которая считалась образцом научной строгости. Немецкий философ Лейбниц, живший в 17 в., сформулировал идею применения в логике математических методов. Хотя эта идея не была им реализована, его считают основоположником современной логики, которую часто называют символической или математической. Современная логика пришла на смену традиционной, которая началась с работ Аристотеля и просуществовала до конца 19 – начала 20 в. Таким образом, традиционная и современная логика являются двумя этапами в развитии логики как науки1.
2. Традиционная логика
Традиционная логика является первым этапом в развитии логики, который начался в 4 в. до н. э. и завершился в конце 19 – начале 20 в., когда сформировалась современная логика. Она изучала правильные рассуждения, опираясь прежде всего на естественный язык, который не является вполне адекватным для целей логического анализа из-за своей многозначности, аморфности правил построения выражений т. д. В развитии традиционной логики можно выделить три периода: 1) античная логика (4 в. до н. э. – 5 в.); 2) средневековая логика (5 в. – 15 в.); 3) логика Нового времени (15 в. – рубеж 19-20 вв.).
Античная логика. Представители школы софистов стимулировали своими исследованиями интерес к логическим проблемам, Сократ и Платон пытались их решить, но только Аристотель осознал специфику логики как
особой области философского знания, рассмотрев в своих трактатах основные её вопросы. Те из этих трактатов, которые имели отношение к логике, были объединены под общим названием «Органон». В «Органона» входят шесть трактатов: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика» и «О софистических опровержениях». Центральное положение в логической системе Аристотеля занимает учение о силлогизме, которое условно можно разделить на три части, представленные соответственно «Первой аналитикой», «Второй аналитикой» и «Топикой». В первой из этих частей рассматриваются чистые формы силлогизма, во второй – особенности их использования в математике, которая исходит в своих рассуждениях из истинных посылок, а в третьей – особенности их использования в философии и повседневной жизни, где рассуждения основываются не на истинных посылках, а лишь на правдоподобных.
Развитие логики после Аристотеля шло по двум направлениям, одно из которых было связано с непосредственным развитием его логического учения, а другое – с образование новых школ, развивавших совершенно иной тип логической теории, чем силлогистика. Самым известным учеником Аристотеля, который внёс большой вклад в развитие его силлогистики, был Теофраст. Его считали самым разносторонним философом античности, оставившим после себя работы по философии, риторике, поэтике, страноведению, музыке, искусствоведению и религии2.
Стоическая школа, которая была основана Зеноном из Китиона, представила иной тип логической теории. В отличие от Аристотеля, положившего в основу своей силлогистики субъектно-предикатные структуры высказываний, стоики рассматривали отношения между высказываниями с точки зрения истинности. Поэтому их считают предшественниками логики высказываний, представляющей собой наиболее фундаментальный раздел современной логики. Заключительным этапом античной логики, который связал её со средневековой логикой, стала римская логика. Её особенность заключалась в том, что логическая проблематика оказалась в ней связанной с проблемами риторики.
Средневековая логика