Файл: Курс лекций содержание введение 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, – это «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние», а также «физическое и душевное недомогание», которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир.

Ш. Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений «к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни». Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. Правда, общее беспокойство еще остается, но это уже «не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста». И здесь начинается вторая фаза – позитивная.

Позитивная фаза приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит переживание природы – как сознательное переживание чего–то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее «Ты». Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной − исключительно положительные. Ш. Бюлер пишет: «Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно – радостное жизнеощущение юности часто уже омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии и мировоззрения, страстями и заботами о куске хлеба».


Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш. Бюлер отмечает, что она относится к 21 или 24 годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн попытался изменить старую поговорку («Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты»), придав ей другое значение («Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты»). В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по–разному формируется личность.

Как и другие его современники, Э. Штерн сравнивал период юности у рабочей и буржуазной молодежи. Он считал, что рабочая молодежь из–за того, что ей необходимо очень рано заботиться о заработке, практически не имеет настоящей юности. Поэтому рабочие подростки имеют преимущественно политическую и экономическую жизненные установки, в отличие от буржуазной молодежи, которая имеет возможность получать настоящее образование, развивать свое «Я».

По Э. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – «серьезная игра». Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает, – еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О «серьезной игре», по Э. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо субъективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.



Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX в., когда детская психология формировалась как самостоятельная наука, оставаясь, как уже отмечалось, под влиянием биологизаторских идей. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных психологических возрастов − подросткового. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания.
Лекция 33. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в.

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка, подтвердили важность общества для конструктивного развития индивида.

Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Анализ биографий выдающихся людей, представленный в книгах Э. Эриксона, показывает, что каждый человек в переходный период от детства к взрослости стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор. В этой связи Э. Эриксон замечает: «В некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного пути человек нуждается в новой идеологической ориентации также сильно и остро, как он нуждается в воздухе и пище». Под идеологией Э. Эриксон как психолог понимает бессознательную тенденцию, свойственную человеку, подгонять в определенное время факты к идеям и идеи к фактам, чтобы создать картину мира, достаточно убедительную для поддержания чувства коллективной и индивидуальной идентичности.

Идентичность – одно из центральных понятий современной психологии развития – многозначно по своему значению. Существует несколько определений этого понятия.

Так, согласно словарному определению, идентичность – это одинаковость, схожесть, тождество, единообразие. В теории Э. Эриксона идентичность – это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития. Это субъективное переживание: «Я тот же самый».


Другое его определение. Идентичность – это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь – это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений, которое можно выразить словами: «Я часть групповой общности». Третье определение идентичности, встречающееся в работах некоторых авторов: идентичность − идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации (А. Маслоу, Х. Когут и др.). Наконец, последнее, но не окончательное определение. Идентичность – текущее переживание «Я–целостности», интегратор новообразований в самосознании.

По отношению к психологии подростка, понятие «идентичность» включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего Я, самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение, которые были выявлены и описаны исследователями в первой половине ХХ в. Однако существенное различие состоит в том, что в настоящее время многими авторами подчеркивается не столько биологическая, сколько социокультурная детерминанта развития личности в подростковом возрасте.

В другой известной научной концепции – концепции Ж. Пиаже – в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико–дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

В возрасте от 11–12 лет и до 14–15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж. Пиаже назвал ее «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально–операциональной стадии в развитии мышления
, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией.

Из–за тех серьезных психофизиологических изменений, которые происходят с подростком в этом возрасте, он более всего интересуется собой. Соответственно он думает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение Д. Элкинд обозначает термином – «воображаемая аудитория» и рассматривает его как одно из основных проявлений эгоцентризма в подростковом возрасте. Подросток настойчиво пытается предвосхитить реакции других людей на самого себя. Однако эти предвосхищения зависят от того, как сам подросток относится к себе. По его мнению, другие люди будут относиться к нему точно так же, как и он сам. В силу этих причин подросток постоянно конструирует «воображаемую аудиторию», центром внимания которой он сам и является. Понятие «воображаемая аудитория», по мнению Д. Элкинда, позволяет объяснить такие феномены подросткового поведения, как стремление к уединению, нежелание подростка открывать другому свои переживания, застенчивость и т.п. В то время как подростку не удается отличить предмет своего мышления от предмета мысли других, он очень хорошо дифференцирует собственные чувства. Подросток оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, особенное. Только он может так страдать, любить, ненавидеть. Попытки многих родителей сблизиться со своими детьми отвергаются ими со словами: «Ты все равно не поймешь, что я чувствую!» Эту веру в уникальность своих переживаний в подростковом возрасте Д. Элкинд назвал «личным мифом». «Личный миф» – это история, которую подросток рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. Д. Элкинд считает «личный миф» вторым компонентом эгоцентризма в подростковом возрасте. «Личный миф» наиболее ярко проявляется в подростковых дневниках.

Многочисленные эмпирические исследования подросткового возраста можно сгруппировать по четырем основным направлениям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, становление идентичности.

Исследователи отмечают неравномерность и неодновременность полового созревания мальчиков и девочек. Меняющийся образ тела оказывает влияние на становление в этом возрасте мужской и женской «родовой» идентичности, на осознание себя как представителя определенного пола. Относительно познавательного развития неоднократно подчеркивается, что «подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности».