Файл: Курс лекций содержание введение 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Л.С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Л.С. Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги − переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический − отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический − идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический − отработка усвоенных форм поведения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6−7 лет, период новорожденности и подростковый период.

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:

Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца − 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1−3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно–орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3−7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8−12 лет). Утрата детской непосредственности из–за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14−18 лет). Чувство взрослости − ощущение своей личности, развитие самосознания.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:

  • возрастное развитие − это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

  • на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);

  • на конкретно–историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);

  • в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности растущего человека.


Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности − операционально–техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок − вещь», и эмоционально–мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок − взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны.

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно–потребностной сферы, во втором − усвоение способов действий с предметами и формирование операционально–технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально–техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

1 эпоха. Младенчество (до 1 года) − ведущая деятельность − непосредственно–эмоциональное общение.

Раннее детство – предметно–манипулятивная деятельность.

2 эпоха. Дошкольный возраст − ролевая игра.

Младший школьник − учебная деятельность.

З эпоха. Подросток − интимно–личностное общение.

Старший школьный возраст − учебно–профессиональная деятельность.

Этапы социализации в концепции А. В. Петровского

А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграция в различных социальных группах.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно–опосредованные» взаимоотношения ребенка с труппой и влияют на формирование его личности.



Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней − усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе − фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации − тем, что он стал таким, как все в группе, − и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу − индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой–то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития − коллективе − способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группы. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На рис. 1 показаны линии двух вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе.

Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально–психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы, принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.


На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии (рис. 1).



Рис. 1. Периодизация развития личности (по A.B. Петровскому)

Если в каком–то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации A.B. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (период старшего школьного возраста) − доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации.

Таким образом, согласно A.B. Петровскому, детство − это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество − проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.

Периодизация психического развития В.И. Слободчикова

Попытка обобщить современные знания о стадиальности психического развития человека в единой периодизации, охватывающей как разные стороны процесса развития, так и его механизмы нашла отражение в периодизации В.И. Слободчикова. Он предположил, что предельно общим понятием, охватывающим две стороны развития – его объект и источник, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие человеческой общности, внутри которой образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), т.е. быть самобытным. Этот подход опирается на представление Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.

С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация представляет собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций
, необходимых для существования внутри этих общностей, их преобразования и создания новых, в частности – формальный и социальный интеллект, мораль, эмоциональность и др.

Он выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъективности: ступень оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации, универсализации.

Таблица 1

Условные временные рамки стадий развития субъекта человеческих общностей по В.И. Слободчикову.

Ступени развития субъектности

Период становления совместности (событийности)

Период становления самобытности

кризис рождения

стадия принятия

кризисы развития

стадия освоения

1. Оживление

род. кризис 2мес.+3нед.

Новорожден.

0,5– 4,0мес.

кризис новорожден.

3,5–7 лет

младенч.

6–12 мес.

2. Одушевление

кризис младенчества

11–18 мес.

раннее детство

1,3–3,0 г

кризис ран. детства

2,5–3,5 л.

дошкольное детство

3–6,5 г.

3. Персонализация

кризис детства

5,5–7,5 л.

отрочество 6,5–11,5 л.

кризис отрочества

11–14 л.

юность

13–18 л.

4. Индивидуализация

кризис юности

17–21 г.

Молодость

19–28 л.

кризис молодости

27–33 л.

взросл.

32–42 г

5. Универсализация

кризис взрослости

39–45 л.

Зрелость

44–60 л.

кризис взрослости

55–65 л.

Старость

62 г.




кризис индивидуальной жизни










Вход в новую общность подобен новому рождению, поэтому в периодизации В.И. Слободчикова каждая новая ступень развития – освоение и преобразование новой общности начинается с «кризиса рождения». Кризисы рождения обусловлены прежде всего внутренней логикой развития субъекта человеческих отношений.

Первая реальная возможность «зачатия и рождения» субъекта саморазвития открывается в начале подросткового возраста 10–12 лет, а до этого субъектом саморазвития является общность, она инициирует и направляет этот процесс.