ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л.С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Л.С. Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги − переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:
1) предкритический − отказ от прежних форм отношений и поведения;
2) критический − идет поиск новых форм поведения;
3) посткритический − отработка усвоенных форм поведения.
Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6−7 лет, период новорожденности и подростковый период.
Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:
Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца − 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года. Раннее детство (1−3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно–орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3−7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».
Кризис 7 лет. Школьный возраст (8−12 лет). Утрата детской непосредственности из–за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14−18 лет). Чувство взрослости − ощущение своей личности, развитие самосознания.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:
-
возрастное развитие − это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок; -
на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами); -
на конкретно–историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства); -
в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности растущего человека.
Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности − операционально–техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок − вещь», и эмоционально–мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок − взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны.
Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно–потребностной сферы, во втором − усвоение способов действий с предметами и формирование операционально–технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально–техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
1 эпоха. Младенчество (до 1 года) − ведущая деятельность − непосредственно–эмоциональное общение.
Раннее детство – предметно–манипулятивная деятельность.
2 эпоха. Дошкольный возраст − ролевая игра.
Младший школьник − учебная деятельность.
З эпоха. Подросток − интимно–личностное общение.
Старший школьный возраст − учебно–профессиональная деятельность.
Этапы социализации в концепции А. В. Петровского
А.В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграция в различных социальных группах.
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно–опосредованные» взаимоотношения ребенка с труппой и влияют на формирование его личности.
Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней − усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе − фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации − тем, что он стал таким, как все в группе, − и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу − индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой–то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.
Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития − коллективе − способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.
Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группы. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На рис. 1 показаны линии двух вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе.
Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально–психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы, принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.
На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии (рис. 1).
Рис. 1. Периодизация развития личности (по A.B. Петровскому)
Если в каком–то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.
В периодизации A.B. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (период старшего школьного возраста) − доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации.
Таким образом, согласно A.B. Петровскому, детство − это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество − проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.
Периодизация психического развития В.И. Слободчикова
Попытка обобщить современные знания о стадиальности психического развития человека в единой периодизации, охватывающей как разные стороны процесса развития, так и его механизмы нашла отражение в периодизации В.И. Слободчикова. Он предположил, что предельно общим понятием, охватывающим две стороны развития – его объект и источник, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие человеческой общности, внутри которой образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), т.е. быть самобытным. Этот подход опирается на представление Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.
С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация представляет собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций
, необходимых для существования внутри этих общностей, их преобразования и создания новых, в частности – формальный и социальный интеллект, мораль, эмоциональность и др.
Он выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъективности: ступень оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации, универсализации.
Таблица 1
Условные временные рамки стадий развития субъекта человеческих общностей по В.И. Слободчикову.
Ступени развития субъектности | Период становления совместности (событийности) | Период становления самобытности | ||
кризис рождения | стадия принятия | кризисы развития | стадия освоения | |
1. Оживление | род. кризис 2мес.+3нед. | Новорожден. 0,5– 4,0мес. | кризис новорожден. 3,5–7 лет | младенч. 6–12 мес. |
2. Одушевление | кризис младенчества 11–18 мес. | раннее детство 1,3–3,0 г | кризис ран. детства 2,5–3,5 л. | дошкольное детство 3–6,5 г. |
3. Персонализация | кризис детства 5,5–7,5 л. | отрочество 6,5–11,5 л. | кризис отрочества 11–14 л. | юность 13–18 л. |
4. Индивидуализация | кризис юности 17–21 г. | Молодость 19–28 л. | кризис молодости 27–33 л. | взросл. 32–42 г |
5. Универсализация | кризис взрослости 39–45 л. | Зрелость 44–60 л. | кризис взрослости 55–65 л. | Старость 62 г. |
| кризис индивидуальной жизни | | | |
Вход в новую общность подобен новому рождению, поэтому в периодизации В.И. Слободчикова каждая новая ступень развития – освоение и преобразование новой общности начинается с «кризиса рождения». Кризисы рождения обусловлены прежде всего внутренней логикой развития субъекта человеческих отношений.
Первая реальная возможность «зачатия и рождения» субъекта саморазвития открывается в начале подросткового возраста 10–12 лет, а до этого субъектом саморазвития является общность, она инициирует и направляет этот процесс.