Файл: Технология проблемного обучения как средство реализации системно деятельностного подхода в обучении физики Человек достигнет результата, только делая чтото сам .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология проблемного обучения как средство реализации
системно- деятельностного подхода в обучении физики
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский,
всемирно известный русский философ,
востоковед, профессор Лондонского университета)
Современная школа – это школа развития, школа деятельности. Сегодня родители хотят видеть своих детей успешными: умеющими ставить цель и добиваться её, умеющими общаться и адаптироваться к ситуации, умеющими ориентироваться в мире и самостоятельно добывать и применять знания, умеющими заботиться о других.
На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты. Новые стандарты общего образования второго поколения - это деятельностно- целевой подход к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В результате обучения учащийся должен приобрести универсальные умения и освоить универсальные действия. При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи.
Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого. В процессе обучения физике учащийся должен приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся по решению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью.
В своей работе на основе системно - деятельностного подхода я активно использую технологию проблемного обучения.
Польский педагог В. Оконь так определяет проблемное обучение:
«... под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций
, формулирование проблемы (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний».
Теоретической основой проблемного обучения являются основные закономерности творческого познавательного процесса.
При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:
-
Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы. -
Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение. -
Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.
Урок с использованием технологии проблемного обучения я начинаю с создания проблемных ситуаций, в которых, столкнувшись с явлениями не соответствующими сложившимся представлениям, учащиеся вынуждены эти представления переосмысливать или осмысливать на новом уровне, т.е. подходить к решению проблемы творчески.
Система приемов создания проблемных ситуаций у каждого учителя своя, формирование такой системы является необходимым условием развития его педагогического мастерства, условием достижения высокой результативности учебно-воспитательного процесса.
Я использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:
-
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; -
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; -
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; -
ставит конкретные вопросы (на логику рассуждения, сравнение, обобщение); -
определяет проблемные теоретические и практические задания; -
ставит проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками).
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.
Рассмотрим несколько примеров.
I. Проблемное обучение при решении физических задач (в частности межпредметного характера). Под проблемной, или творческой,
задачей следует понимать такую задачу, в которой «сформулировано определенное требование, выполняющееся на основе знаний физических законов, но в котором отсутствуют прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи».
Приведем примеры задач, которые, на мой взгляд, требуют творческого подхода:
1. Найти длину провода, который пошел на изготовление данного резистора (провод нихромовый).
2. Что мы будем наблюдать, если на пути лучей, вышедших из линзы, поместить кольца Ньютона?
Конечно, такие задачи можно решать только тогда, когда ученики хорошо усвоят материал темы, приобретут навыки относительно решения задач. Задачи ориентируют учеников на высказывание собственных мнений, суждений, предположений, побуждают к анализу фактов, сравнению, то есть вовлекают их в активный мыслительный процесс.
Проблемные задачи могут служить своеобразной формой изучения нового материала. Например, учитель демонстрирует такой опыт. На сердцевину катушки Томсона, по которой пропускают переменный ток напряжением 220 В, одето толстое медное кольцо. Через несколько секунд после начала эксперимента кольцо ощутимо нагревается. Учитель предлагает ученикам решить такую задачу: «Какова причина нагревания медного кольца?». Ее решение в форме поисковой беседы способствует введению нового физического понятия — вихревых токов.
II. Проблемное обучение в ходе выполнения физического эксперимента
Фронтальный физический эксперимент в общем виде включает такие элементы:
а) нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы;
б) составление плана исследования;
в) выполнение работы;
г) обработка полученных результатов;
д) формулировка выводов.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагаются такие задания:
-
основные: исследовать зависимость выталкивающей силы от объема тела и плотности вещества; -
дополнительные: исследовать, зависит ли выталкивающая сила от плотности тела, его формы, глубины погружения (все необходимые приборы и материалы ученикам выдаются).
Для успешного выполнения задания ученики должны иметь четкое представление о выталкивающей силе, плотности, цене деления прибора, уметь определять с помощью мензурки объем тела, а с помощью динамометра — выталкивающую силу. При этих условиях ученики успешно решают поисковое задание.
III. Домашние проблемные задания
На уроке редко возникает возможность решать достаточно сложные проблемные задания, систематически использовать проблемно-поисковые методы обучения. Домашние проблемные задания открывают широкие возможности для развития учеников, интересующихся изучением физики. Домашние проблемные задания могут быть разной сложности — от достаточно простых, выполнение которых по силам подавляющему большинству учеников, до наиболее сложных. Приведем примеры простых проблемных домашних заданий. При изучении силы трения ученикам предлагается:
-
Положить круглый карандаш на наклонно размещенную книгу: сначала вдоль книги, а затем поперек нее. Объяснить, в каком случае имеет место трение качения, а в каком — трение скольжения или трение покоя. Какая сила трения наибольшая? Наименьшая? -
Предложите и проделайте простой опыт, с помощью которого можно было бы показать, что теплота хорошо распространяется в воде путем конвекции и плохо — путем теплопроводности.
IV. Проблемное изучение физических явлений
При этом можно наметить такую ориентировочную схему:
а) наблюдение явления;
б) выявление характерных особенностей явления;
в) установление связи между данным явлением и другими, ранее изученными явлениями, объяснение природы этой связи;
г) введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление;
д) установление количественных закономерностей, касающихся рассматриваемого явления;
е) рассмотрение способов практического применения явления для объяснения принципов действия технических установок, при решении задач, выполнении лабораторных, практических работ и т. п.
V. Поисковая беседа
Ее эффективность зависит от выполнения, по крайней мере, трех условий:
а) после формулировки проблемы учитель обязан проверить, поняли ли все ученики ее смысл;
б) не следует спешить с началом обсуждения, то есть не нужно начинать его сразу после того, как первый ученик поднял руку;
в) необходимо систематически опрашивать тех учеников, которые не проявляют надлежащей активности, стимулируя их удачные ответы. Например, при изучении в 8 классе темы «Закон Джоуля- Ленца» ученики вспоминают применение теплового действия электрического тока в технике и быту, выясняют, от каких величин и как зависит количество теплоты, выделяющейся в проводнике при прохождении электрического тока.
Ученики высказывают различные предположения, в результате беседы устанавливается, что количество теплоты Qзависит от силы тока в проводнике, его сопротивления и времени прохождения тока. То, что количество теплоты зависит от времени прохождение электрического тока, вполне очевидно. Ученики предлагают различные варианты эксперимента, который позволил бы проверить, зависит ли Qот I и R. Результатом беседы является подбор необходимых установок, которые позволили бы проверить, что количество теплоты, выделившейся в проводнике в процессе прохождения электрического тока, действительно зависит от его силы, сопротивления проводника и времени прохождения тока.
VI. Проблемная ситуация может создаваться также в процессе изучения физических законов, теорий, реализовываться во время проблемного изложения материала.
VII. Источником проблемных задач могут служить факты из истории физики и техники. Например, при решении задач по теме «Работа» учитель может использовать эпизод из книги К. Э. Циолковского «На Луне»: «На Луне сила тяжести в 6 раз меньше земной. Красивый спортсмен, который на Земле преодолел высоту 2 м, должен на Луне прыгнуть на высоту 12 м. Возможно ли это?». Неисчерпаемый «кладязь» проблемных ситуаций — научно-популярные книги Я. И. Перельмана, М. И. Блудова и др.
VIII. Создание проблемной ситуации путем опоры на жизненный опыт учеников, связь обучения с жизнью; практикой
Примером реализации такой ситуации могут служить следующие задания:
Почему железные предметы при прикосновении кажутся более холодными, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова? (8 класс)
Что будет, если кусок дерева положить на поверхность воды? Кусок свинца на поверхность ртути? (7 класс)
Такие вопросы создают проблемные ситуации благодаря использованию противоречий между представлениями, сведениями, имеющимися у учеников, и истинными научными знаниями. Они побуждают школьников к анализу жизненных явлений, поиску их теоретического обоснования.
IX. Создание проблемных ситуаций с помощью технических средств обучения.
Например, в фрагменте из кинофильма «Электромагниты и их применение» идет речь о том, как подъемный кран с помощью электромагнита переносит тяжелые металлические грузы. После высказывания предложений учеников проблема решается путем демонстрации следующих кадров кинофильма, в которых дается разъяснение этого вопроса, решение проблемы.