Файл: Педагогическая диагностика учебных достижений в 1 классе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Педагогическая диагностика учебных достижений в 1 классе»
Кожемяко Л.ФА. Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска.
С введением Стандартов второго поколения в начальное общееобразования происходит изменение подходов к анализу и оценкерезультативности образовательного процесса. Ориентиром для начальнойшколы становится формирование ключевых компетентностей младшегошкольника. Ключевые компетенции рассматриваются как личностные
новообразования, включающие в себя не только предметные знания и
умения, но и способности к их практическому использованию в реальных
жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные
умения.
В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с
количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область
динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.
Принципиальной особенностью ключевой компетентности личности
является то, что освоив ее в одной области, человек может применить ее в
других областях. Не «знаниевый» критерий, а «деятельностный» становится
основным при компетентностном подходе к образованию.
В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных
учреждений задач является разработка контрольно-измерительных
материалов для оценки достижения младшими школьниками
планируемых результатов освоения основной образовательной
программы.
В соответствии с концепцией образовательных Стандартов второго
поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой
деятельности в области конкретных учебных предметов и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на
базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов,
мотивации учащихся и др.).
При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности
освоения содержания отдельных учебных предметов способность решать
учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и
универсальных способов действий.
Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в
образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально -
ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная
модель его достижений. Отслеживание продвижения каждого ребенка по
пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в
компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания
становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс
каждого ученика.
Для оценки достижения требований к результатам образования
необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов.
Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе
есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для
учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных
достижений учащихся.
В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка
результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий. Эти уровни
отличаются от принятой сегодня пятибалльной системы оценки и позволяют
представить качественную интерпретацию результатов обучения в начальной
школе.
В современной парадигме развивающего образования реализуется
диагностический подход к оценке достижений учеников. Диагностика
позволяет системно отследить индивидуальный путь развития каждого
ученика, выявить его проблемы и трудности, оказать необходимую помощь.
Именно диагностика развития ученика в образовательном процессе
составляет основу системы оценки результатов начального образования в
условиях компетентностного подхода.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально
подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
-определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,
умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- определить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений.
Педагогическая диагностика позволяет определить особенности
усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков.
Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков
ставят задачу:
- проверки воспроизведения знаний,
- применения знаний в знакомой ситуации,
- применения знаний в незнакомой ситуации.
Особенности диагностики в 1 классе
1 этап – сентябрь месяц
Стартовая диагностика организуется с использованием
методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей
дошкольного возраста к обучению в школе».
Задачи учителя:
а) определить сформированность предпосылок к овладению грамотой
и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения
этих предметов (уровень развития устной речи, состояние словарного запаса,
моторики и зрительно-моторных координаций и т.д.)
б) проанализировать характер каждого нарушения в сопоставлении с
нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.
в) использовать полученные данные для осуществления
индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1
классе.
Диагностика предусматривает:
1) групповое обследование, при проведении которого необходимо
придерживаться следующих правил:
- на парте для каждого ребенка должны быть подготовлены рабочие
листы,
набор карандашей;
- учитель должен дать инструкцию по выполнению работы;
- задания читать четко, достаточно громко (можно повторить
задание);
- на выполнение каждого задания отводится не более 3-х минут;
- общая продолжительность группового обследования не должна
превышать
30-35 минут (с учетом 3-5 минутной паузы).
полученные результаты фиксируются в сводной таблице
и анализируются учителем.
2) Индивидуальное обследование, которое проводится на следующий
день после группового.
На данном этапе учитель выполняет такие правила:
- одно из заданий должно быть обязательным для всех
(связано с определением уровня речевого развития);
- дополнительные задания предлагаются только тем детям,
которые допустили ошибки в ходе группового обследования;
- ответы ребенка не должны слышать другие дети;
- общая продолжительность индивидуального обследования
не должна превышать 20-25 минут;
- данные индивидуальной педагогической диагностики
(результаты выполнения заданий и уровень оказанной помощи)
заносятся в таблицу.
Оценивание
После выполнения каждого задания выставляется количественный
балл, а потом выводится средний балл.
3 балла - высокий уровень развития данного параметра;
2 балла - средний уровень развития;
1 балл - низкий уровень готовности к обучению в школе.
Полученные данные педагогической диагностики помогут учителю
использовать те коррекционно-педагогические средства, которые
необходимы для ликвидации пробелов в обучении.
Дети, получившие низкие баллы, это - дети «группы риска»,
требующие особого внимания со стороны педагога и родителей.
2 этап - промежуточная диагностика
Цель: систематически анализировать процесс формирования
компонентов учебной деятельности, стимулировать учебный труд ребенка,
своевременно устранять проблемы в усвоении материала.
Для текущего диагностирования можно использовать тесты, задания,
данные в рабочих тетрадях на печатной основе.
Результаты выполненных работ фиксируются в «Карте индивидуальных достижений».
Регулярность заполнения карты - ежемесячная.
Задача учителя - использовать полученную информацию при
разработке технологий обучения, при решении конкретных методических
задач.
3 этап - (конец апреля - май)
Рубежная диагностика
Цель: выявление степени сформированности компонентов учебной
деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки
обучающихся.
Форма проведения: диагностические контрольные работы по
математике, русскому языку (контрольное списывание, диктант), проверка
сформированности навыка чтения, тесты (окружающий мир).
Результаты также фиксируются в «Карте индивидуальных достижений обучающегося».
Методика оценивания учебных достижений на основе «Карты
индивидуальных достижений ученика».
Для объективного и систематического оценивания учебных
достижений ученика, диагностирования качества образовательного
процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах
результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков, на
каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта
индивидуальных достижений».
В карту заносятся основные программные требования по каждому
учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения, а
также те показатели его развития, которые составляют цель деятельности
учителя в 1- 4 классах.
Регулярному отслеживанию подлежат успехи в обучении и развитие
всех учеников с начала и до конца учебного года. По результатам
выполнения работы успехи ребенка относятся к одному из 4-х уровней:
высокому, выше среднего, среднему или низкому.
В качестве диагностических работ могут быть использованы: диктант,
контрольная работа, проверочная работа (с учетом специфики предмета)
тесты. Диагностические работы содержат различные типы проверочных
(диагностических) заданий:
- задания с выбором ответа (проверяются знания учащихся и
понимание изученного материала);
- задания на поиск ошибки (позволяют проверить прочность усвоения
детьми тех или иных знаний, умения применять знания, уровень развития
контроля и самоконтроля);
- задания на завершение (продолжение) работы (проверяются умения
выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т.д.);
- задания со свободным ответом (используются для проверки умения
воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).
Одним из видов диагностических работ является тест.