Файл: Педагогическая диагностика учебных достижений в 1 классе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Педагогическая диагностика учебных достижений в 1 классе»

Кожемяко Л.ФА. Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска.

С введением Стандартов второго поколения в начальное общееобразования происходит изменение подходов к анализу и оценкерезультативности образовательного процесса. Ориентиром для начальнойшколы становится формирование ключевых компетентностей младшегошкольника. Ключевые компетенции рассматриваются как личностные

новообразования, включающие в себя не только предметные знания и

умения, но и способности к их практическому использованию в реальных

жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные

умения.

В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с

количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область

динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.

Принципиальной особенностью ключевой компетентности личности

является то, что освоив ее в одной области, человек может применить ее в

других областях. Не «знаниевый» критерий, а «деятельностный» становится

основным при компетентностном подходе к образованию.

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных

учреждений задач является разработка контрольно-измерительных

материалов для оценки достижения младшими школьниками

планируемых результатов освоения основной образовательной

программы.

В соответствии с концепцией образовательных Стандартов второго

поколения результаты образования включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой

деятельности в области конкретных учебных предметов и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на

базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных

жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов,

мотивации учащихся и др.).

При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности

освоения содержания отдельных учебных предметов способность решать

учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и

универсальных способов действий.

Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в


образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально -

ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная

модель его достижений. Отслеживание продвижения каждого ребенка по

пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в

компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания

становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс

каждого ученика.

Для оценки достижения требований к результатам образования

необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов.

Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе

есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для

учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных

достижений учащихся.

В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка

результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий. Эти уровни

отличаются от принятой сегодня пятибалльной системы оценки и позволяют

представить качественную интерпретацию результатов обучения в начальной

школе.

В современной парадигме развивающего образования реализуется

диагностический подход к оценке достижений учеников. Диагностика

позволяет системно отследить индивидуальный путь развития каждого

ученика, выявить его проблемы и трудности, оказать необходимую помощь.

Именно диагностика развития ученика в образовательном процессе

составляет основу системы оценки результатов начального образования в

условиях компетентностного подхода.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально

подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

-определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,

умений и навыков;

- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

- определить уровень овладения учебной деятельностью;

- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих

метапредметных результатов:



- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений.

Педагогическая диагностика позволяет определить особенности

усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков.

Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков

ставят задачу:

- проверки воспроизведения знаний,

- применения знаний в знакомой ситуации,

- применения знаний в незнакомой ситуации.

Особенности диагностики в 1 классе

1 этап – сентябрь месяц

Стартовая диагностика организуется с использованием

методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей

дошкольного возраста к обучению в школе».

Задачи учителя:

а) определить сформированность предпосылок к овладению грамотой

и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения

этих предметов (уровень развития устной речи, состояние словарного запаса,

моторики и зрительно-моторных координаций и т.д.)

б) проанализировать характер каждого нарушения в сопоставлении с

нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.

в) использовать полученные данные для осуществления

индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1

классе.

Диагностика предусматривает:

1) групповое обследование, при проведении которого необходимо

придерживаться следующих правил:

- на парте для каждого ребенка должны быть подготовлены рабочие

листы,

набор карандашей;

- учитель должен дать инструкцию по выполнению работы;

- задания читать четко, достаточно громко (можно повторить


задание);

- на выполнение каждого задания отводится не более 3-х минут;

- общая продолжительность группового обследования не должна

превышать

30-35 минут (с учетом 3-5 минутной паузы).

полученные результаты фиксируются в сводной таблице

и анализируются учителем.

2) Индивидуальное обследование, которое проводится на следующий

день после группового.

На данном этапе учитель выполняет такие правила:

- одно из заданий должно быть обязательным для всех

(связано с определением уровня речевого развития);

- дополнительные задания предлагаются только тем детям,

которые допустили ошибки в ходе группового обследования;

- ответы ребенка не должны слышать другие дети;

- общая продолжительность индивидуального обследования

не должна превышать 20-25 минут;

- данные индивидуальной педагогической диагностики

(результаты выполнения заданий и уровень оказанной помощи)

заносятся в таблицу.

Оценивание

После выполнения каждого задания выставляется количественный

балл, а потом выводится средний балл.

3 балла - высокий уровень развития данного параметра;

2 балла - средний уровень развития;

1 балл - низкий уровень готовности к обучению в школе.

Полученные данные педагогической диагностики помогут учителю

использовать те коррекционно-педагогические средства, которые

необходимы для ликвидации пробелов в обучении.

Дети, получившие низкие баллы, это - дети «группы риска»,

требующие особого внимания со стороны педагога и родителей.

2 этап - промежуточная диагностика

Цель: систематически анализировать процесс формирования

компонентов учебной деятельности, стимулировать учебный труд ребенка,

своевременно устранять проблемы в усвоении материала.

Для текущего диагностирования можно использовать тесты, задания,

данные в рабочих тетрадях на печатной основе.

Результаты выполненных работ фиксируются в «Карте индивидуальных достижений».

Регулярность заполнения карты - ежемесячная.

Задача учителя - использовать полученную информацию при

разработке технологий обучения, при решении конкретных методических

задач.

3 этап - (конец апреля - май)

Рубежная диагностика


Цель: выявление степени сформированности компонентов учебной

деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки

обучающихся.

Форма проведения: диагностические контрольные работы по

математике, русскому языку (контрольное списывание, диктант), проверка

сформированности навыка чтения, тесты (окружающий мир).

Результаты также фиксируются в «Карте индивидуальных достижений обучающегося».

Методика оценивания учебных достижений на основе «Карты

индивидуальных достижений ученика».

Для объективного и систематического оценивания учебных

достижений ученика, диагностирования качества образовательного

процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах

результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков, на

каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта

индивидуальных достижений».

В карту заносятся основные программные требования по каждому

учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения, а

также те показатели его развития, которые составляют цель деятельности

учителя в 1- 4 классах.

Регулярному отслеживанию подлежат успехи в обучении и развитие

всех учеников с начала и до конца учебного года. По результатам

выполнения работы успехи ребенка относятся к одному из 4-х уровней:

высокому, выше среднего, среднему или низкому.

В качестве диагностических работ могут быть использованы: диктант,

контрольная работа, проверочная работа (с учетом специфики предмета)

тесты. Диагностические работы содержат различные типы проверочных

(диагностических) заданий:

- задания с выбором ответа (проверяются знания учащихся и

понимание изученного материала);

- задания на поиск ошибки (позволяют проверить прочность усвоения

детьми тех или иных знаний, умения применять знания, уровень развития

контроля и самоконтроля);

- задания на завершение (продолжение) работы (проверяются умения

выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т.д.);

- задания со свободным ответом (используются для проверки умения

воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).

Одним из видов диагностических работ является тест.