Файл: Используя литературу, составьте таблицу Зарождение эксперимента в отечественной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 1639

Скачиваний: 60

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, френология сыграла важнейшую роль в развитии науки. Она помогла установлению связей между психологией и неврологией при изучении различных функций головного мозга и во многих отношениях по праву считается прародительницей современных научных исследований сознания.

Задание № 3

Ответьте на следующие вопросы

  1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
    на возникновение экспериментальной психологии?


Основателем физиологического направления в психологии стал русский физиолог И. М. Сеченов (1829-1905).

В своей работе Сеченов опирался на понятие рефлекса, которое, по его мнению, должно было стать основой для разработки понятия о психическом акте. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего, на открытие явления "центрального торможения" -тормозного влияния нервных центров), он выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны.


  1. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость прохождения нервного импульса .

  2. Френология – это наука о строении черепа и его взаимосвязи с психологическими особенностями человека.

  3. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?

Развитие нейрофизиологии показало несостоятельность теории Галля, и общество постепенно потеряло интерес к френологии. В действительности психические свойства человека не определяются рельефом поверхности мозга. Кроме того, форма черепа не повторяет формы мозга.

  1. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

Закон Вебера-Фехнера - закон, выражающий связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного им ощущения: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии. Опытная проверка этого закона, проводившаяся многими авторами после Фехнера, в общем подтвердила справедливость этого закона, но только для средней области интенсивности ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых, мускульно-двигательных.

  1. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?


Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, став профессором философии в Лейпциге, создал там первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году. Затем она была преобразована в институт.

  1. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей


  1. Основателем психофизики является Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер.

  2. Основателем психометрии является Фрэнсис Гальтон.

  3. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память? Эббингауз Герман

  4. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

Закон интереса - Интересное запоминается легче

Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче

Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше

Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше

Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой

Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края - всего запоминается информация, представленная в начале и в конце («эффект края»)

Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз

Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д .

  1. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

Психомоторные тесты

  1. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона? Диагностика интеллекта детей.

  2. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

Научный поиск бихевиористов в основном был направлен па выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение, как реакции на стимулы.

  1. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?


Экспериментальный метод исследования.

- Обеспечивается высокая точность результатов;

- возможность выбрать момент начала события;

- Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными;

- возможны повторные исследования в аналогичных условиях

- Повторяемость изучаемого события;

  1. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?

В первый период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
Задание № 1.

Напишите эссе по теме:
8. Этика психологических исследований

В психологических, социальных и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исследованиях. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.

Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.


Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.


Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достоверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и обдумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.

Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях – это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я.
Задание № 2.

Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:





Авторы, название статьи

Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы)


Содержание исследования

Практическая значимость исследования

Наиболее интересные факты и выводы

1

Ассоциация инфекции SARS-CoV-2 с психологическим стрессом, назначением психотропных препаратов, усталостью и проблемами со сном среди пациентов первичной медико-санитарной помощи в Великобритании Kathryn M. Abel, MD, PhD; Matthew J. Carr, PhD; Darren M. Ashcroft, PhD

JAMA Netw Open. 2021;4(11)

Учёные проанализировали медицинские записи около 12 миллионов пациентов в Соединенном Королевстве и получили доказательства того, что инфекция SARS-CoV-2 была связана развитием повышенной усталости и проблем со сном.


Заражение SARS-CoV-2 связано с усталостью и проблемами со сном спустя долгое время после острой фазы COVID-19. Кроме того, есть опасения, что инфекция SARS-CoV-2 может вызвать психическое заболевание; однако доказательства прямого эффекта неубедительны.

Из 11923105 подходящих лиц (6011020 [50,4%] женщин и 5912085 [49,6%] мужчин; средний [IQR] возраст 44 [30-61] года) 232780 человек (2,0%) имели положительный результат. на тест SARS-CoV-2. После применения критериев отбора 86922 человека оказались в соответствующей когорте без предшествующих психических заболеваний, у 19020 человек ранее были тревога или депрессия, у 1036 человек был психоз, у 4152 человек была усталость и у 4539 человек были проблемы со сном. После поправки на наблюдаемые вмешивающиеся факторы была выявлена связь между положительными результатами теста на SARS-CoV-2 и психической заболеваемостью (скорректированное отношение рисков [aHR], 1,83; 95% ДИ, 1,66–2,02), утомляемостью (aHR, 5,98; 95% ДИ). , 5,33–6,71) и проблемы со сном (aHR, 3,16; 95% ДИ, 2,64–3,78). Тем не менее, у лиц с отрицательными результатами теста на SARS-CoV-2 был аналогичный риск возникновения психической заболеваемости (aHR, 1,71; 95% ДИ, 1,65–1,77) и большее увеличение, связанное с гриппом (aHR, 2,98; 95% ДИ, 1,55-5,75).

2

Хроническая бессонница среднем возрасте предсказывает ухудшение когнитивных функций (памяти, внимания, способности к обучению и пр.) в более позднем возрасте (по выходу на пенсию).
Antti Etholén, Olli Pietiläinen,, Anne Kouvonen,, Mirja Hänninen, MD, Ossi Rahkonen, Tea Lallukka,


April 28, 2022

Исследователи применили личностно-ориентированный подход и использовали линейные смешанные модели латентного класса для определения траекторий сна, которые объясняют проблемы с памятью, концентрацией и способностью к обучению после выхода на пенсию.

Среди законопослушных пенсионеров были выявлены три латентные групповые траектории симптомов, связанных с бессонницей: стабильно низкая, убывающая и нарастающая. Среди вышедших на пенсию по инвалидности мы выявили еще одну латентную групповую траекторию: стабильно высокая. Симптомы бессонницы были связаны с ухудшением когнитивной функции.

Когнитивные функции

Три аспекта когнитивной функции — память, концентрация и обучение — оценивались по следующим трем пунктам: «Насколько хорошо работает моя память», «Насколько хорошо я воспринимаю и изучаю новые вещи», «Обычно я могу сосредоточиться на чем-то. ” Ответы давались по пятибалльной шкале («очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо»). В нашей выборке количество наблюдений в высшей и низшей категории было небольшим. Таким образом, эти группы были разделены на хорошие (включает «хорошо» и «очень хорошо»), легкие (включает «удовлетворительно») и плохие (включают «очень плохо» и «плохо»). Этот инструмент включен в базу данных TOIMIA, которая поддерживается Финским институтом здравоохранения и социального обеспечения (THL) (Финский институт здравоохранения и социального обеспечения, (THL)).