Файл: М. Щербатов полагал, что без Петра Россия прошла бы такой путь за двести лет, а.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можно назвать школой практических дельцов, но характеризовать эту школу по ее деятельности и направлению трудно. Хотя и достаточно было у Петра I таких сподвижников, однако они оставались в меньшинстве перед косной массой народа. Уже в конце царствования Петра его современник Посошков с грустью замечал, что "видим мы все, как Великий наш Монарх трудит себя, да ничего не успеет, потому что пособников по его желанию немного: он на гору еще и сам-десят тянет, а под гору миллионы тянут, то как дело его скоро будет?". Если дело Петра и не пропало с кончиной его, а стало жить в истории, то причина этого не в непосредственном сочувствии общества, а в полном соответствии реформы с вековыми задачами и потребностями народа.
Петр I был захвачен идеей создания в России государства совершенной регулярности, в котором каждый человек имел бы точно обозначенное место и строго подчинялся регламенту. Его модель идеального государства строилась на убеждении, что государство может эффективно функционировать только на основе установленных сверху законов и правил и только с помощью правильно устроенной системы государственной бюрократии, поставленной под жесткий контроль верховной власти и свободной от произвола чиновников. Построение рационально управляемого государства путем реформ и законодательного регламентирования было осознанной целью Петра. Он мечтал о создании «регулярного» государства, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Но при отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. И реформы стали приобретать характер принудительных мероприятий. Никакая инициатива, исходящая от общества и даже от ближайшего окружения, стала не нужна. Петру необходимы были лишь способные организаторы и исполнители. Подводя итог 1 задачи, я могу сказать, что регулярное государство это - это государство, в котором абсолютная власть монарха путем строгой регламентации всех сторон общественной и частной жизни должна была привести подданных к «общему благу».
Как уже было сказано, идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых - превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Для историка 19 века С.М. Соловьева Петр I - революционер на троне, осуществивший в России революцию, равную по своему значению Французской. Но какими же средствами были достигнуты эти результаты? Интерес для исследования представляет статья профессора Е.В. Анисимова «Петр I: рождение империи», где автор обстоятельно анализирует петровские реформы. Наметившаяся еще в 17 веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны. Так, в 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией (позднее – канцелярия министров). Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. Реформа 1718 – 1720 годов упразднила приказы и ввела коллегии - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. Правительствующий синод, основанный в 1721 году — управлял церковными делами, заменил патриарха. В состав Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а
решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви. Городская реформа, проведенная в 1720 году, разделила городское население в соответствии с положением каждого человека в обществе. Она способствовала не только экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных горожан. Сделаем вывод по 2 задаче: реформаторская деятельность Петра I действительно была направлена на создание регулярного государства, хоты во многом и носила импровизационный характер. В выстроенной им системе каждый человек и орган управления имели четкое место, определенные задачи и строго подчинялись самому царю – императору.
Петр I был захвачен идеей создания в России государства совершенной регулярности, в котором каждый человек имел бы точно обозначенное место и строго подчинялся регламенту. Его модель идеального государства строилась на убеждении, что государство может эффективно функционировать только на основе установленных сверху законов и правил и только с помощью правильно устроенной системы государственной бюрократии, поставленной под жесткий контроль верховной власти и свободной от произвола чиновников. Построение рационально управляемого государства путем реформ и законодательного регламентирования было осознанной целью Петра. Он мечтал о создании «регулярного» государства, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Но при отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. И реформы стали приобретать характер принудительных мероприятий. Никакая инициатива, исходящая от общества и даже от ближайшего окружения, стала не нужна. Петру необходимы были лишь способные организаторы и исполнители. Подводя итог 1 задачи, я могу сказать, что регулярное государство это - это государство, в котором абсолютная власть монарха путем строгой регламентации всех сторон общественной и частной жизни должна была привести подданных к «общему благу».
Как уже было сказано, идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых - превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Для историка 19 века С.М. Соловьева Петр I - революционер на троне, осуществивший в России революцию, равную по своему значению Французской. Но какими же средствами были достигнуты эти результаты? Интерес для исследования представляет статья профессора Е.В. Анисимова «Петр I: рождение империи», где автор обстоятельно анализирует петровские реформы. Наметившаяся еще в 17 веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны. Так, в 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией (позднее – канцелярия министров). Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. Реформа 1718 – 1720 годов упразднила приказы и ввела коллегии - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. Правительствующий синод, основанный в 1721 году — управлял церковными делами, заменил патриарха. В состав Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а
решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви. Городская реформа, проведенная в 1720 году, разделила городское население в соответствии с положением каждого человека в обществе. Она способствовала не только экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных горожан. Сделаем вывод по 2 задаче: реформаторская деятельность Петра I действительно была направлена на создание регулярного государства, хоты во многом и носила импровизационный характер. В выстроенной им системе каждый человек и орган управления имели четкое место, определенные задачи и строго подчинялись самому царю – императору.