Файл: Реферат по дисциплине экономика студент группы адб101 Пономарев Д. С.pdf
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
РАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ-
ЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВ АНИЯ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
«Финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: ЭКОНОМИКА
Выполнил: студент группы АДб-10-1
Пономарев Д.С.
Проверила: Ломан А.Е к.э.н., доцент кафедры УС и ЖКХ
2022
0
Содержание
Введение ..................................................................................................... 3 1. Развитие дорожного хозяйства ........................................................... 4 2. Источники финансирования ............................................................... 4 3. Коррупция как проблема финансирования ....................................... 7 4. ГЧП как один из источников финансирования ................................ 9 a. Программа «Платон» для поддержки ГЧП ........................... 10 b. Иностранные инвесторы ......................................................... 10 c. Платные дороги как окупаемость при ГЧП .......................... 11
Заключение .............................................................................................. 12
Приложения ............................................................................................. 13
Глоссарий ................................................................................................. 18
Список литературы ................................................................................. 19
3
Введение
В последнее время для развития экономики, а также экономических отно- шений немаловажным аспектом является дорожное строительство, роль и значе- ние которого неуклонно возрастает. Основной целью строительства автомобиль- ной дороги является создание комплекса её инженерных сооружений с задан- ными потребительскими свойствами при минимальных затратах: финансовых, трудовых ресурсов и при минимальных сроках строительства. В настоящее время система государственного регулирования данной отрасли является недо- статочно эффективна и нуждается реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед обществом задачам и особенностям положения, сложившегося в автодорожном строительстве конкретного территориально-административного образования. На данный момент одной из самых актуальных проблем в России является: строительство и реконструкция дорог федерального, регионального и местного значения. Дорожная отрасль влечёт за собой огромные инвестицион- ные вложения для обеспечения территорий более качественными автомобиль- ными дорогами.
Целью данной работы является ознакомление с финансированием строи- тельства автомобильных дорог и искусственных сооружений, системами и ис- точниками финансирования.
Основываясь на цели данной работы, были поставлены, а также выпол- нены следующие задачи.
Рассмотрены источники финансирования муниципальных, территориаль- ных и федеральных дорожных фондов
Рассмотрен действующий проект о дополнительных источниках инвести- рования транспортных объектов.
Рассмотрено привлечение иностранных инвесторов
Изучено как коррупция влияет на финансирование автомобильных дорог
Изучены предпринятые меры для предотвращения оттока денежных средств в процессе финансирования за счёт коррупционных действий
4
1. Развитие дорожного хозяйства.
В последнее время всё острее начинает стоять вопрос о качестве и длине автомобильных дорог, связан он лишь с недостатком финансовых ресурсов для реконструкции, строительства и дальнейшей эксплуатации, в последствии низ- кого уровня инвестирования в дорожную отрасль.
Исходя из вышесказанного был издан указ президента РФ «О националь- ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и последовало следующее:
Увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не ме- нее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами государственной власти субъек- тов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на феде- ральном уровне требований безопасности автомобильных дорог
Снижение доли автомобильных дорог федерального и региональ- ного значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на
10 процентов по сравнению с 2017 годом
Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом
Но для дальнейшего развития экономики с помощью автомобильных до- рог, учитывая вышесказанное, следует учесть, что финансирование дорог идёт за счёт федерального бюджета, бюджета дорожных фондов, а также инвестиций различный частных кампаний.
2) Источники финансирования
Прежде чем перейти к источникам финансирования стоило бы рассмотреть значение термина «Финансирование»
Финансирование – обеспечение денежными средствами организаций и предприятий, различных экономических проектов. Может осуществляться как из собственных средств организаций и предприятия, так и из государственных ис- точников, из средств бюджетов всех уровней, кредитных средств, взносов юри- дических и физических лиц. Если финансирование предприятий, учреждения и организаций осуществляется государством, это предусматривает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осу- ществления их текущей деятельности.
Анализируя финансирование дорожной отрасли в России, можно сделать вывод о том, что развитие транспортной инфраструктуры путём бюджетного ин- вестирования представляется затруднительным. Данное явление связано с дефи- цитом средств бюджетов дорожных фондов субъектов РФ. Так, по мере развития дорожной инфраструктуры, происходит стимул поиска новых источников фи- нансирования.
5
Финансирование дорожной отрасли характеризуется длительным вложе- нием средств. Строительство и дальнейшая реконструкция несёт собой огром- ные денежные затраты, но в то же время открывает новые возможности для ре- гиона. Так, финансирование транспортной инфраструктуры РФ осуществляется из бюджеты различных уровней. Таким образом в бюджетирование положен программно-целевой подход (большая часть нац. дохода перераспределяется гос-вом и выделяются приоритеты расходов). Учитывая вышесказанное, стоило бы добавить, что дорожные фонды также подразделяются на уровни: федераль- ный, территориальный, муниципальный.
Средства Федерального дорожного фонда, территориальных и муници- пальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъя- тию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием ав- томобильных дорог.
Источниками формирования Федерального дорожного фонда:
1. Сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации
2. Платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным доро- гам федерального значения транспортными средствами, осуществляю- щими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов
3. Поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Рос- сийской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельно- сти в отношении автомобильных дорог общего пользования федераль- ного значения
4. Денежных средств, поступающих в федеральный бюджет от уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также от возмещения убытков государ- ственного заказчика, взысканных в установленном порядке в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств Феде- рального дорожного фонда, или в связи с уклонением от заключения таких контракта или иных договоров
Источники наполнения муниципальных дорожных фондов:
1. Доходы от акцизов на автомобильное топливо, транспортный налог и неналоговые источники, определённые Бюджетным кодек- сом Российской Федерации.
2. Доходов местных бюджетов от транспортного налога
3. Иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусмат- ривающим создание муниципального дорожного фонда
4. Бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на уве- личение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в очередном финансовом году
6
Необходимо отметить, что с 2019 года введён новый источник формирования региональных дорожных фондов: доходы от штрафов за нарушения правил до- рожного движения, что позволит профинансировать больше объектов транспорт- ной инфраструктуры. По сведениям Федерального казначейства, за период 2015-
2018 годов суммарный объём финансирования дорожного хозяйства, в том числе, за счет Федерального дорожного фонда, составил более 2 трлн рублей.
Однако в сравнении с другими странами мира Россия инвестирует в инфраструк- туру значительно меньше, чем многие другие государства. Так, среди стран
БРИКС, Россия значительно отстаёт от Бразилии и Индии. Несомненным лиде- ром является Китай, который вкладывает в развитие в 21 раз больше, чем Россия.
Приложение 1
Китай в период последних трёх пятилетних планов инвестировал более 50 трлн юаней в дорожно-транспортную отрасль, что составляет порядка 450 трлн рублей. Госсовет КНР повышал объемы финансирования данной сферы даже в периоды финансового кризиса и замедления темпов роста экономики. Китай вы- ступил инициатором создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, так как заранее знал, что данный финансовый институт придаст импульс инфра- структурному строительству. В этой связи Указом Президента Российской Фе- дерации от 7 мая 2018 года № 204 сформированы дополнительные источники инвестирования транспортных объектов – Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и Нацио- нальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги. Для испол- нения данных мероприятий необходимо более 10 трлн рублей, что обуславливает необходимость увеличения с каждым годом объёма бюджетных ассигнований
Федерального дорожного фонда. Расходы Федерального бюджета по проекту
БКАД приведены в приложении 2.
Ряд мероприятий Комплексного плана реализуется как государственными
(с долей государственного участия), так и частными компаниями, при этом фи- нансовое обеспечение мероприятий характеризуется высокой долей внебюджет- ных источников.
На исполнение транспортной части в 2019- 2024 годах планируется потра- тить 6,348 трлн рублей, включая 3,29 трлн рублей из федерального бюджета, 58,7 млрд рублей – из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федера- ции и более 3 трлн рублей из внебюджетных источников. БКАД включает в себя такие под проекты как «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития до- рожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».
Само финансирование и дальнейшее развитие инфраструктуры представ- ляется весьма затруднительным, в связи с дефицитом средств бюджетов субъек- тов Российской Федерации и их дорожных фондов. Необходимость развития до-
7
рожнотранспортной отрасли стимулирует поиск новых источников финансиро- вания. Не стоит забывать также о всем известной проблеме финансирования как коррупция.
3) Коррупция как проблема финансирования
Самой ясной и главной проблемой как качества строительства и рекон- струкции автомобильных дорог остаётся коррупция, так уменьшая слой дорож- ного полотна или намеренное использование материалов более низкого качества, что ведёт к нарушениям эксплуатации такой автомобильной дороги. Таким об- разом, основываясь на вышесказанном, можно сказать, что при проявлении кор- рупции, условно уменьшается количество денег, выделенных государством для финансирования объекта. Если привести статистику индекса коррупции, можно заметить какое места занимает Россия приложение 3.
В качестве мер противодействия коррупции был вынесен Федеральный за- кон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, благодаря которому удаётся удержать индекс на приблизительно одном уровне, о чём свидетельствует статистика.
Статья 1
Настоящим Федеральным законом в целях обеспечения национальной без- опасности Российской Федерации, расширения инвестирования средств в наци- ональную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции запрещается отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хра- нить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, располо- женных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) поль- зоваться иностранными финансовыми инструментами.
Статья 2
Лица, раннее указанные в пунктах настоящего Федерального закона, обя- заны в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами терри- тории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В случае неисполнения такой обязанности лица, ука- занные в пункте, обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замеща- емую (занимаемую) должность или уволиться.
Статья 3
Основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблю- дения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными