ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория государства и права как наука: предмет, функции, методология. Значение теории государства и права для высшего юридического образования, её место в системе общественных и юридических наук. Тео́рия госуда́рства и пра́ва — фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др. Исходя из этого следует, что ТГП лежит в основе образовательного базиса, необходимого для получения качественного высшего образования, вне зависимости от профиля образования. Предмет. В литературе нет единого подхода к определению предмета теории государства и права. Так, одни авторы указывают, что предметом данной науки являются «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (чаще употребляется термин «исторического») типа[1]». Другие пишут, что предметом теории государства и права является «закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение...» В качестве составляющих, присутствующих практически во всех определениях предмета теории государства и права, Михаил Николаевич Марченко называет[3]: процесс возникновения, становления и развития государства и права, его общие закономерности; взаимосвязь государства и права; характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права; место и роль государства и права в жизни общества, в политической системе; право, правосознание, законность, конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение; правонарушение и юридическая ответственность. Отмечается, что предмет теории государства и права не является незыблемым: как отдельные составляющие, так и их соотношение в связи с происходящими в обществе процессами претерпевают изменения, которые иногда являются довольно значительными[3]. Так, если в трудах по теории государства и права советского периода значительное внимание уделялось таким концепциям, как «государство диктатуры пролетариата», «общенародное» государство и право, «государство всеобщего благоденствия», «государство — ночной сторож», то в современных источниках основное внимание уделяется изучению таких теоретических концепций, как «правовое государство», «социальное государство». В то же время базовая составляющая теории государства и права на всём периоде существования данной науки остаётся неизменной: это основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Методология науки – это совокупность средств, способов, приемов познания явлений. Существует 3 группы методов (подходов): 1) Универсальные (логический, языковой, философский). Суть логического подхода заключается в том, что каждое исследование начинается с живого созерцания (ощущений, восприятий, представлений), абстрактного мышления (понятий, суждений, умозаключений). Грамотное использование логических законов (тождества, достаточного основания, непротиворечия, исключения третьего) и форм (индукции, дедукции, классификации, аналогии) позволяет избегать логических ошибок, не допускать противоречий в своих рассуждениях.Назначение языкового подхода выражается в том, что способы мышления приобретают материальную форму в языке. Данный подход включает такие средства, как буквы, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, а также правила (например, способы образования словосочетаний, правила расстановки знаков препинания). Философский подход позволяет рассматривать правовые явления с наиболее общих, фундаментальных позиций, с использованием категорий «сущность» и «явление», «система» и «элемент», «часть» и «целое», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие» и др. | 2) Методы, присущие специальным неюридическим наукам. Общенаучные методы: Анализ, Индукция, Аналогия, Абстрагирование, Моделирование, Сравнение Частнонаучные методы: Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности, Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы. Сравнительный: сравнение государства и права, их элементов с иными однородными явлениями. Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование). Психологический: изучение, главным образом, правового поведения. Статистический: оперирование количественными величинами. Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства. Специальные методы: формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы. сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта. Технико-юридический; • толкование; • конкретизация; • техника единой классификации нормативных актов; • правовой эксперимент и др. 3) Специально-юридический подход. В процессе познания различных сторон правовой системы общества используются юридические понятия (право, институт права), юридические конструкции (правовой прецедент, состав субъективного права), закономерные связи (между нормой права и нормативно-правовым предписанием, элементами нормы права), юридические категории, правила, достоверные знания. В настоящее время проблемы методологии разработаны слабо, что дает повод говорить об определенных симптомах кризиса современного российского правоведения. Функции ТГП. 1) Онтологическая - Изложение понятий государства и права, причин и закономерностей их возникновения и жизнедеятельности. 2) Гносеологическая - Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП. 3) Эвристическая - Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ. 4) Прогностическая - Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. 5) Методологическая - Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом. 6) Идеологическая - Приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. 7) Организационно-прикладная - Преобразование, реформирование государственно-правовой жизни, разработка рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, обеспечение научности государственного управления и правового регулирования. Говоря о Теории государства и права как учебной дисциплине, выделяют ещё 3 специальных функции: 8) Вводная - Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний. 9) Обобщающая - На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве. 10) Прикладная - Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно-правовой жизни. |
2. Теории происхождения государства и права. Основные причины и общие закономерности возникновения государства и права.Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства: 1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера; 2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов; 3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества; 4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества. На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий. В соответствии с этим cуществует множ-во теорий происх-я гос-ва и права. Множеств-ть этих теорий объясняется различными историч.и социальными условиями, в кот-х жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, кот. они занимали. К наиболее известным относят следующие теории: 1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящ.время эта концепция представляет офиц. доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, гос-во является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных орг-ций, а народ должен бесприкословно повиноваться всем велениям гос-ной воли, как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, гос-во - наилучшая форма человеч.общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естест-е продолжение власти отца (патриарха), кот.заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. 3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что гос-тво произошло от права собств-ка на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматич.распростр-ся и на проживающ.на ней людей. Подобн.образом обосновывается феод-й сюзеренитет. 4. Договорная (Спиноза, Т.Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, го-во возникло в рез-те общественного договора о правилах совместн.проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни го-а, ни права. В догосударственном состоянии в условиях "золотого века" (Ж..-Ж. Руссо) или "войны всех против всех" (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естеств-ми правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального "порока" люди объединились и заключили м/ду собой договор о том, что часть своих прав, присущ.им от рождения, они передают гос-ву как органу, представляющ. их общ. интересы. а гос-во в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Стороники этой теории утверждают, что го-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, "мы можем признать главн., основные части, действительные краеугольные камни го-ва, - в племенах, кот.мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается го-во. Они и только они предшествуют го-ву". Теория преподавала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одн.народов другими. По мнению представителей данной теории, го-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом орг-ции и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны др.сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщ.гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской германией в качестве официальной идеологии. 6. Психологическая (Л,И. Петражицкий). Возникновение го-ва объясняется св-ами человеч.психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями кот.можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на историч.примеры зависимости человеч. сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и др. лидеров. | 7. Марксистская (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, гос-о есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы м/ду ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и го-во. 8.Ирригационная (гидравлическая) (немецкий ученый Э. Виттфогель). Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско- бюрократического класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации. Общие закономерности. Восточный путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как, Нил, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных по объёму работ – устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Всё это определяло, прежде всего. Необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем, сохранились сельскохозяйственные общины, а следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производство – землю. Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группа сложившегося аппарата управления различных форм контроля над экономическими, политическими и военными функциями. Таким образом, Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Западный (европейский) путь возникновения государства характеризуется тем, что ведущим государство образующим фактором на территории Европы, явилось классовое разделение общества, формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства – скот и др. Кроме того, по идее развития частной собственности растёт влияние экономически сильной группы. Которая стремиться ослабить роль народного собрания, базировка (выступавшего военноначальником, верховным жрецом, верховным судьёй) с целью передачи власти своим представителем. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества – государство. Говоря об особенностях образования права, следует отметить, что процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи. При этом на Востоке, где право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, где основными источниками являлись различные религиозные положения, Законы и поучения. В Европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА: - теологическая – исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. - теория естественного права- отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают что параллельно существует позитивное право, созданное государством путем законодательствования и естественного права. - создатель нормативисткой теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Он утверждал, что право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действительность в самом себе. - психологическая теория права усматривает причины правообразования в психике людей. - марскисткая теория происхождения права является последовательно материалистический. |
Виды монархии
Абсолютная монархия (неограниченная) — (ОАЭ, Оман, Катар,Ватикан, Саудовская Аравия).
Ограниченная монархия —помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти.. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России[5], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[6]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
К признакам закона относятся следующие:
- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов по их юридической силе:
1) конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
3)федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
- по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);
- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
- по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.
- по характеру (текущие и чрезвычайные);