Файл: Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды правоотношений

Виды

Коммерческое представительство - особенностью данного подвида представительства является то, что представитель выступает только от фамилии и только в интересе юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. Поведение представителя в данном случае полностью не совпадает с поведением юридического лица или индивидуального предпринимателя, в его обязанности входят — неисполнение поручений представляемого, а также несохранения в тайне информации, которая является коммерческой тайной. Коммерческим представителем может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие представительство в виде промысла (например, брокерские компании, действующие на фондовых биржах в интересах своих клиентов). Действия, которые осуществляются коммерческими представителями, ограничивается сделками, которые может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Данный подвид представительства является возмездным.(Российская судебная практика в этих вопросах однозначна: Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица. В силу указанной нормы органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и, следовательно, выступать в качестве представителей юридического лица в гражданско-правовых отношениях. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2005 г. N 9467/05) Следовательно:директор фирмы может подписать с обеих сторон договор между этой фирмой и собой как физическим лицомчеловек, являющийся директором двух фирм, может подписать с обеих сторон договор между этими двумя фирмамичеловек, являющийся директором одной фирмы, и представляя другую фирму по доверенности, может подписать с обеих сторон договор между этими двумя фирмами) 11. Сроки в гражданском праве. Исковая давностьИскова́я давность — установленный законодательством срок в суде или ином юрисдикционном органе для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Данное определение соответствует понятию исковой давности, закрепленному в ст. 195 Гражданского Кодекса РФПо российскому праву срок исковой давности является императивным сроком, то есть срок не может быть изменен соглашением сторон.Вообще различают только два вида для сроков:1.общий (3 года, например, для исков по ничтожным сделкам)2.специальные (ранее назывались «сокращенные сроки», но чтобы не вводить в заблуждение, нужно отметить, некоторые специальные сроки длятся более 3 лет) — устанавливаются для особых случаев (например, 1 год для оспаривания недействительности оспоримых сделок)Сроки по исковой давности не распространяются на (ст. 208 ГК):1.требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;2.требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;3.требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;4.требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);5.другие требования в случаях, установленных законом.Специальный срок делится на:1.трехмесячные — нарушения права преимущественной покупки2.шестимесячный — по искам чекодателя ко всем обязанным лицам3.годичный — по искам, связанным с перевозками грузов4.двухгодичный — по искам о недостатках проданного товара, по искам о некачественной работе (по требованию потребителя - физ. лица к организации-исполнителю), по требованиям, связанным со страхованием.5.пятилетний — по искам о недостатках работы по строительному подряду6.шестилетний — иски по возмещению ущерба от загрязнений с судов нефтью7.десятилетний — по требованиям работы по бытовому подряду, иски, связанные с морской перевозкой опасных грузов Сроки давности нельзя изменять, так как они являются императивными. Срок давности начинает течь с момента, как лицо узнало о правонарушении или должно было узнать об этом (например, лицо не узнало о правонарушении из-за своей беспечности) и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите нарушенного права. Срок исковой давности по делам об исполнении обязательства начинает течь со дня наступления срока исполнения обязательства.Приостанавливается течение срока исковой давности в случае:1.непреодолимой силы — если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство2.нахождения истца и ответчика в Вооруженных Силах РФ3.моратория, то есть отсрочки исполнения обязательства на основания решения Правительства РФ4.приостановления действия закона, который регулировал спорное правоотношение5.заключения соглашения о проведения медиации согласно ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»6.если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявленный в уголовном делеСогласно п. 1 ст. 204 Гражданского Кодекса: «Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке.»В п. 2 ст. 202 ГК указано, что «течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если указанные в настоящей статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев — в течение срока давности».Перерыв исковой давности отличается от приостановления тем, что после перерыва срок исковой давности начинает течь заново. Перерыв происходит в случаелицо признало долгВосстановление срока исковой давности судом — это решение суда, по которому суд постановляет, что срок давности хоть и пропущен, но необходимо защитить права. Причина пропуска срока давности в таком случае должна быть уважительной.При пропуске срока исковой давности суд по заявлению другой стороны отказывает в иске. Однако, при наличии достаточных оснований, срок исковой давности может быть восстановлен.По регрессным искам срок начинает течь с момента исполнения основного обязательства.Установление срока исковой давности позволяет избежать неоправданно поздних обращений в суд и в связи с этим способствует большей стабильности гражданского оборота.Согласно ст. 207: «с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т. п.)». 12. Понятие вещного права в цивилистической доктрине. Свойства вещных прав. Принципы вещного права. Задачи вещно-правового регулирования.Вещным правом является абсолютное гражданское право лица, предоставляющее ему возможность непосредственного господства над вещью и отстранения от нее всех других лиц, защищаемое специальными гражданско-правовыми исками.Вещное право — подотрасль гражданского права.После рецепции римского права в Средние века один из основополагающих его принципов римского права — недопустимость двух (нескольких) прав собственности вступил в противоречие с существовавшим при феодализме одновременным «правом собственности» сеньора и вассала на один и тот же земельный участок. Феодальное право, подобно древнему римскому праву, не содержало чёткого различия между правом собственности и другими правами на вещи, что создавало возможность сосуществования нескольких близких по содержанию имущественных прав собственности на одну и ту же вещь. В связи с этим глоссаторами была разработана концепция «разделенной собственности», допускавшая и объяснявшая сосуществование двух или нескольких одноимённых имущественных прав на одну и ту же землю (лен, феод).Однако впоследствии феодальные отношения вассальной зависимости были устранены и была исключена возможность существования двух прав собственности на одну и ту же вещь, в том числе применительно к земельным участкам. В связи с этим появилась экономическая необходимость предоставить юридически наиболее прочную, то есть вещно-правовую (а не обязательственно-правовую) возможность одним лицам пользоваться землёй, принадлежащей другим лицам. Решением этой проблемы стало появление в европейском континентальном праве категории ограниченных вещных прав, противопоставляемых обязательственным правам требования, чаще всего вытекающим из договоров. Эта общая категория заменила собой различные феодальные титулы (права собственности). К ограниченным вещным правам были отнесены сервитуты, узуфрукт, эмфитевзис и суперфиций, а также залог, как право при определённых условиях продать чужую, в том числе недвижимую, вещь и преимущественное право покупки недвижимости (земельного участка), в том числе при установлении долевой собственности на соответствующий объект.Институт вещного права признан ст. 2 ГК России, определившей предмет гражданско-правового регулирования, признан разделом 2 ГК, названным «Право собственности и другие вещные права». Законодатель отвел в структуре гражданского кодекса вещному праву второе «почетное» место, поместив его вслед за группой норм, определяющих правовое положение участников гражданского оборота (ст. 2 ГК). Таким образом, получили официальное признание вещно-правовые отношения как отношения особого рода.Ст. 2 ГК, характеризуя эти задачи, обратила внимание только на основания возникновения и порядок осуществления вещных прав. Иными словами: как права могут возникнуть? и каким образом эти права субъекты должны осуществлять? Обобщенно задачи данного института вещно-правового регулирования сформулированы законодателем в ст. 2ГК следующим образом:«Определить основания возникновения и порядок осуществления вещных прав». Недостаток действующего законодательства, по мнению Щенниковой Ларисы Владимировны, касается как раз самой постановки задач вещно-правового регулирования.Первейшей для законодателя должна быть задача по формированию круга вещных прав. Она может быть обозначена следующим образом: а какие вещные права существуют?Этот круг должен быть замкнутым, а вещные права – поименованными законодателем.Вторым важным для законодателя должен быть вопрос о границах вещных прав. Все вещные права, помимо права собственности, потому и называются ограниченными, что имеют другой, по сравнению с правом собственности, объем и различаются по объему этих прав друг от друга. Вот почему важнейшей для законодателя задачейявляется определение границ вещных прав.Эти границы актуальны и для самого «сильного» вещного права – права собственности. Права собственника не могут быть не ограничены.Третья задача законодателя, как нам представляется, заключается в определении соотношения права собственности и его ограничений. Известно, что все вещные права, кроме права собственности,– это права на чужие вещи, т. е. вещи, имеющие собственника. Они, следовательно, зависимы от воли собственника, чаще всего им порождаются и носят некий производный от права собственности характер. Появление у какого-либо субъекта гражданского права ограниченного вещного права влечет за собой автоматически уменьшение объема господства над этой вещью со стороны собственника. Само право собственности при этом оказывается если можно так сказать «неполным».Таким образом, проблема соотношения права собственности и его ограничений наиважнейшая проблема законодателя.Четвертой задачей законодателя, является определение соотношения вещных прав с правами обязательственными. Обязательственное и вещное права отличаются по существу, следовательно, задачей законодателя является соотнесение этих прав на имущество друг с другом. Цивилистика дает для этого достаточно хороший фундамент – теоретическую базу. Законодательное же регулирование призвано эту теоретическую основу использовать, воплотив ее в конкретные гражданско-правовые нормы и отразив в продуманной структуре разделов ГК.Пятой задачей института вещного права является установление границ «неприкасаемости» его норм, пределов возможного публично-правового вмешательства.В действующем ГК, сделана попытка сохранить необходимое равновесие частно-правового регулирования и публично-правового вмешательства.Тем не менее определение границ возможного публично-правового воздействия на нормы института вещного права остается глобальной проблемой, и она должна быть, как представляется, обозначена в ГК. 13. Виды вещных прав в действующем гражданском законодательстве. Понятие и виды ограниченных вещных прав.Ве́щное пра́во (лат. jus in rem) — абсолютное субъективное гражданское право, обеспечивающее возможность его обладателю своими непосредственными действиями извлекать полезные свойства из самой индивидуально-определенной вещи (вещи как таковой) в целях удовлетворения своего собственного интереса. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определённым действиям, содействию других обязанных лиц. Собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается ею по своему усмотрению в пределах, установленных законом. Вещные права можно разделить на 2 группы: на право собственности и на ограниченные вещные права.Кроме того, под вещным правом понимают также совокупность норм, регулирующих субъективное право собственности и иные субъективные вещные права. В российском праве большинство таких норм сосредоточены в Разделе II Гражданского кодекса РФ. Вещное право — подотрасль гражданского права.Виды вещного права: право собственности, ограниченные вещные права.Право собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение собственника имуществом по своему усмотрению и в своих интересах и защита этого имущества от посягательств третьих лиц.Право собственности в субъективном смысле состоит из следующих правомочий собственника:Правомочие владения — возможность осуществления фактического господства над вещью.Правомочие пользования — это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы.Правомочие распоряжения — возможность определять фактическую судьбу вещи (возможность определения юридической судьбы вещи является не чем иным, как возможностью распорядиться правом собственности. Такая возможность не входит в корпус права собственности, а представляет собой внешнее по отношению к нему правовое явление — так называемая «распорядительная власть» над субъективным правом).Кроме права собственности, обладатель которого имеет неограниченные возможности в управлении вещью (за исключением случаев, когда правомочия собственника ограничены законом), существуют иные вещные права, которые можно назвать ограниченными. Они предоставляют ограниченный комплекс прав в отношении имущества. Чаще всего это выражается в невозможности определять юридическую судьбу вещи (распоряжаться ею).Виды: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненного наследуемого владения землёй; право постоянного бессрочного пользования земельным участком; право безвозмездного срочного пользования земельным участком; право социального найма; право пользования жильём членами семьи собственника; право фактического владельца; право пожизненного проживания в жилом помещении другого лица в соответствии с завещательным отказом (ст. 1137 ГК); сервитут.



Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной - не уголовной - отраслью законодательства. Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

· значимость регулируемых правом общественных отношений;

· размер причиненного вреда или ущерба;

· способ, время и место совершения правонарушения;

· личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида: преступления и проступки.

Преступлением признается деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной - не уголовной - отраслью законодательства. Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на:

· административные (представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния);

· гражданско-правовые (отличаются специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права);

· дисциплинарные (деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций; ответственность за подобные деяния предусмотрена трудовым законодательством и локальными правовыми актами).



В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

Конституционно-правовая ответственность — предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. Применяется в порядке, определённом конституционным и избирательным законодательством.

Международная ответственность — вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права.

Уголовная ответственность — применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.

Административная ответственность — применяется государственными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления в качестве мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие (административный арест, дисквалификация, обязательные работы).

Трудоправовая ответственность — отраслевая юридическая ответственность, которая применяется в отношении работника или работодателя (сторон трудовых правоотношений), в том случае, если таковыми нарушается трудовое законодательство[1].

Дисциплинарная ответственность — заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел. Такую ответственность на правонарушителя возлагает уполномоченное на это лицо (директор предприятия, начальник и т. п.). Данный вид ответственности реализуется в форме замечания, выговора, строгого выговора или увольнения.

Виды (4 вида):


1. Кодификация – способ систематизации, который предполагает переработку нормативных правовых актов в определённой сфере жизнедеятельности, устранение неэффективных, недействующих и противоречивых положений, разработку единого сводного системообразующего акта (Кодекса), а также отмену и изменение отдельных нормативных правовых актов. В ходе кодификации происходит качественная переработка действую­щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

При кодификации может вырабатываться новая государственная политика в сфере регулируемых отношений. В результате кодификации нормативные правовые акты в соответствующие сфере частично утрачивают юридическую силу, частично изменяются, принимается Кодекс. Кодекс закладывает основу правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности, устанавливает систему регулирования, содержит базовые положения (например, отраслевые принципы, общие юридические конструкции), которые конкретизируются в специальных НПА по отдельным вопросам.

Кодификация – это очень трудоёмкий процесс. Поскольку изменяется содержание нормативных правовых актов, принимается Кодекс, то кодификацию может осуществлять только законодательный орган государственной власти.

Виды кодификации:

1. Всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства).

2. Отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрас­ли законодательства).

3. Специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный ко­декс).


Правление по закону


Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом[2][15]. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Равенство перед законом


Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.

Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие».

Обобщённость правовых норм. Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы[16]. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.

Равный доступ к правовой системе. В силу социального неравенства некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела[9]. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

Выполнимость


Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или