ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной - не уголовной - отраслью законодательства. Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.
Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:
· значимость регулируемых правом общественных отношений;
· размер причиненного вреда или ущерба;
· способ, время и место совершения правонарушения;
· личность правонарушителя.
В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида: преступления и проступки.
Преступлением признается деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.
Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной - не уголовной - отраслью законодательства. Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.
Проступки подразделяются на:
· административные (представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния);
· гражданско-правовые (отличаются специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права);
· дисциплинарные (деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций; ответственность за подобные деяния предусмотрена трудовым законодательством и локальными правовыми актами).
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:
Конституционно-правовая ответственность — предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. Применяется в порядке, определённом конституционным и избирательным законодательством.
Международная ответственность — вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права.
Уголовная ответственность — применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
Административная ответственность — применяется государственными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления в качестве мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие (административный арест, дисквалификация, обязательные работы).
Трудоправовая ответственность — отраслевая юридическая ответственность, которая применяется в отношении работника или работодателя (сторон трудовых правоотношений), в том случае, если таковыми нарушается трудовое законодательство[1].
Дисциплинарная ответственность — заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел. Такую ответственность на правонарушителя возлагает уполномоченное на это лицо (директор предприятия, начальник и т. п.). Данный вид ответственности реализуется в форме замечания, выговора, строгого выговора или увольнения.
Виды (4 вида):
1. Кодификация – способ систематизации, который предполагает переработку нормативных правовых актов в определённой сфере жизнедеятельности, устранение неэффективных, недействующих и противоречивых положений, разработку единого сводного системообразующего акта (Кодекса), а также отмену и изменение отдельных нормативных правовых актов. В ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.
При кодификации может вырабатываться новая государственная политика в сфере регулируемых отношений. В результате кодификации нормативные правовые акты в соответствующие сфере частично утрачивают юридическую силу, частично изменяются, принимается Кодекс. Кодекс закладывает основу правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности, устанавливает систему регулирования, содержит базовые положения (например, отраслевые принципы, общие юридические конструкции), которые конкретизируются в специальных НПА по отдельным вопросам.
Кодификация – это очень трудоёмкий процесс. Поскольку изменяется содержание нормативных правовых актов, принимается Кодекс, то кодификацию может осуществлять только законодательный орган государственной власти.
Виды кодификации:
1. Всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства).
2. Отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства).
3. Специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный кодекс).
Правление по закону
Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом[2][15]. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.
Равенство перед законом
Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.
Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие».
Обобщённость правовых норм. Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы[16]. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.
Равный доступ к правовой системе. В силу социального неравенства некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела[9]. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.
Выполнимость
Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или