Файл: Формирование функциональной грамотности одна из основных задач фгособщего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование функциональной грамотности
– одна из основных задач ФГОС
общего образования
2019 год

Функциональная грамотность (определение 1)
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек
— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
[
Образовательная система
«Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под
ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
]
.
6

Функциональная грамотность (определение 3)
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани
е личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[
Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].
8

Функциональная грамотность (определение 4)
• Определение функциональной грамотности в
исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [
PISA 2018 Assessment and Analytical
Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.
]
9

Основные направления формирования
функциональной грамотности, разрабатываемые в
рамках проекта
• Математическая грамотность
• Читательская грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
2 9

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Наличие ситуационной значимости
контекста

Необходимость перевода условий задачи,
сформулированных с помощью обыденного
языка на язык предметной области

Новизна формулировки задачи,
неопределенность в способах решения


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Определение
• «
Математическая грамотность
– это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»

PISA-2021
• Особое внимание к оценке математических
рассуждений
.
Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы:
Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен
увидеть математическую природу проблемы,
представленной в контексте реального мира, и
сформулировать ее на языке математики
Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.
• Компьютерное моделирование

Структура оценки математической
грамотности
• Математическое
содержание
, которое используется в тестовых заданиях
(предметное ядро функциональной грамотности):
Изменения и зависимости
(алгебра)
Пространство и форма
(геометрия)
Неопределенность и данные
(ТВ и статистика)
Количество
(арифметика)
Когнитивные процессы
(составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения
формулировать
ситуацию математически
применять
математические понятия, факты, процедуры
интерпретировать
, использовать и оценивать результаты
рассуждать
Контекст
,
в котором представлена проблема.
Личная жизнь
– Мир человека
Общественная жизнь
– Мир социума
Образование/профессиональная деятельность
– Мир профессий
Научная деятельность
– Мир науки

Апробация. Результаты
• Положительное: учащиеся практически не пропускают задания, очень мало ответов
«не знаю», «не могу решить», есть положительные отзывы о задачах («интересное задание»).
• Отрицательное: значительная часть демонстрирует
неготовность вычленять
математические аспекты из реальной ситуации
, выбирать существенную информацию, обрабатывать, используя математический аппарат. Не понимают, когда надо привлекать жизненный опыт, а когда математические знания.
• Не понимают, что означает «доказать», «обосновать».
• Нет развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную информацию.
• Проявляют известные недостатки: несформированность чувства числа, недостаточность вычислительной подготовки, развития геометрических представлений, воображения, навыков измерения геометрических величин, неумение решать даже учебные задачи.


Формирование МГ. Что делать?
• Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы
• формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
• формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные
• развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами
• формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции
• развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность
Моя Россия: большое в
малом
Всероссийский конкурс
сочинений
Собака бывает кусачей
Автопилот
Тихая дискотека
Погружение
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
• способность человека понимать и использовать письменные тексты,
• размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
• расширять свои знания и возможности,
• участвовать в социальной жизни.

Оценка читательской грамотности
(Мониторинг формирования
функциональной грамотности)
1. Находить и извлекать информацию
2.
Интегрировать и интерпретировать
информацию
3.
Осмысливать и оценивать содержание и
форму текста
4.
Использовать информацию из текста

Требования к текстам :

информационная насыщенность текстового материала;

отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;

соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;

соответствие читательским и жизненным интересам учеников;

возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного текстового материала.

Описание заданий блока
«Читательская грамотность»
• Комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой
• Каждый блок включает текст, в котором представлена некоторая ситуация, и от 7 до 10 вопросов различной трудности
• Задания не типичны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям
• Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений


В интервью Н. Ванье описывает веерный способ расстановки собак в упряжке.
Отметьте рисунок, на котором изображен именно этот способ.
А
Б
В
Г
Характеристики задания:
Содержательная область оценки:
4.
Чтение для получения образования
4.1
Человек и природа
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Контекст: образовательный
Тип текста: составной (объявление, интервью,
аннотация, отзыв о книге)
Уровень сложности задания: средний
Формат ответа: задание с выбором ответа
Объект оценки: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
Пример задания для 5 класса
Часто использую веерный способ расстановки собак в упряжке: каждая собака
напрямую связана с санями шлейкой, все шлейки одинаковой длины. Этот способ
даёт большую подвижность собакам во время езды, бережёт их силы при
поворотах и неровной дороге.

Предварительные выводы по результатам
апробации. Проблемы и рекомендации
Неразличение источников
Работа с множественным
электронным и печатным
текстом
Следование
стереотипам
Работа
с текстами, в которых
представлены различные
точки зрения на
проблему
«Потеря» границ
вопроса
Задания на переформулирование
вопросов и их анализ
Сосредоточение на более
явном элементе вопроса
Задания с текстом, где
требуется извлечь несколько
элементов информации

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Средство оценки естественнонаучной грамотности –
специальные задания, “know how” PISA
Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются
на реальных жизненных ситуациях.
Как отбирается содержание для заданий в мониторинге?
Для заданий 5-6 классов мы ориентируемся на программы исследования TIMSS.
Почему TIMSS?
Для заданий 7 класса – на программы: физика, биология, география. Далее (8-9 классы) добавляется химия.


Первые результаты апробации
• Учащиеся (5 и 7 классы) успешно работают с заданиями, предлагаемыми в компьютерной форме.
• В основном дают грамотные развернутые высказывания.
• Способны анализировать информацию (в т.ч. в виде графиков и диаграмм) и делать выводы, не требующие сложных логических цепочек.
• У 7-классников есть проблемы с освоением программного материала: физика, биология, астрономия.
• 5-классники действительно часто демонстрируют знания и умения, не предусмотренные программой.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Финансовая грамотность
Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами
Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем
Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения
Приобретение опыта использования
полученных знаний в
практической деятельности, а также в
повседневной
жизни (Проект Федерального
государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Требования к предметным результатам.
Обществознание)
Финансовая
грамотность
включает
знание и понимание финансовых терминов,
понятий и финансовых рисков, а также навыки,
мотивацию и уверенность, необходимые для
принятии
эффективных
решений
в
разнообразных
финансовых
ситуациях,
способствующих
улучшению
финансового
благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
(
Исследование PISA)

деньги
доход
процент
накопления
инвестиции
страховка
риск
пенсия
банковский счет
инфляция
товары
услуги
права покупателей
Финансовая грамотность
Акцент на конкретные повседневные ситуации решения
личных и семейных финансовых вопросов
В фокусе
внимания
модели
поведения
личности в
сфере финансов

покупка товаров и услуг

управление семейным бюджетом

планирование финансовых дел и др.

Финансовая грамотность
Разработка формирующих измерительных материалов для
мониторинга функциональной грамотности: тематика
сюжетов (ситуаций) и
познавательные умения
5 класс
Наличные и безналичные деньги
Как составляли семейный бюджет
Доходы семьи
Новые джинсы
Покупки с рук
Акция в магазине
Продавцы в интернете
Фальшивые деньги
Телефонный разговор
7 класс
Зарплата Алёны и ее траты
Банковская карта Артёма
У банкоматов в торговом центре
Разговор у кассы
ПИН-код
Безопасное использование карты
Взять в долг или накопить?
Накопить на компьютер
Обмен валюты
Познавательные умения, действия и стратегии

Выявление финансовой информации

Анализ информации в финансовом контексте

Оценка финансовых проблем

Применение финансовых знаний и понимание
По каждому
сюжету
(ситуации)
предлагается
четыре задания,
соответствующи
е этим четырём
познавательным
умениям,
действиям,
стратегиям