Файл: Формирование функциональной грамотности одна из основных задач фгособщего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовая грамотность
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ
• Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.
• В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.
• Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.
• Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
• По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.
• Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Глобальные компетенции
Доступ к чистой воде
Забота о животных
Здоровье
Между горами и
морем
Государство
«Мусорные острова»
Образование в мире:
право и бизнес
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Исследование PISA

Определение глобальной компетентности
Глобальная компетентность (глобальные компетенции)
- это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности,
имеющий собственное предметное содержание,
ценностную основу и
нацеленный на формирование универсальных навыков.
(Коваль Т.В., Дюкова
С.Е. ГЛОБАЛЬНЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ
-
НОВЫЙ
КОМПОНЕНТ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
//
Отечественная и зарубежная педагогика. 2019.
Т. 1. № 4 (61). С. 112-123.)
72
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия
(PISA 2018 Assessment and Analytical
Framework)

Структура глобальной компетентности
73
Глобальная компетентность
Знания
Оцениваются когнитивным тестом
Когнитивные умения
Оцениваются когнитивным тестом
Отношения
Оцениваются анкетой
Ценности
Вне оценивания


Креативное мышление: понятие
Способность продуктивно участвовать в процессе
выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных )
решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения
воображения
8 1

Модель оценки креативного мышления в исследовании
PISA:
оцениваемые тематические области
Креативное самовыражение
письменное
или
устное
художественное
или
символическое
Получение нового знания/ Решение проблем
естественно-
научные или
математические
социальные или
межличностные

Выдвиже- ние креа- тивных идей
Уточнение и совершенствование идей
Выдвиже- ние разно- образных идей
Выдвижение и
совершенствование идей
Отбор креативных идей
Оценка сильных и слабых сторон идей
Оценка и отбор идей
Креативное самовыражение:

словесное

визуальное
Получение нового знания/
Решение проблем

научных

социальных
Креативное мышление: модель оценки

Креативное мышление (примеры заданий)
Нет вредным привычкам
Школа будущего
Изобретаем
соревнование
Геометрические фигуры
За чистоту воды
Игра «Путешествие по школе»
Мониторинг 5 класс
Мониторинг 7 класс
Визуальное самовыражение
Сюжет для спектакля
Хочу помочь!
Письменное самовыражение
Решение социальных
проблем
Решение естественнонаучных
проблем

Рекомендации и модель организации методической работы руководителей
ММО с заместителями директоров по УВР в части развития компетенций формирования функциональной грамотности обучающихся
Заседание 1. Апрель
1.Разработать Модель методического сопровождения образовательных организаций по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся в муниципальном районе г. Новосибирска / Новосибирской области.
2.Подготовить дорожную карту руководителями ММО заместителей директоров по УВР по реализации задач формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях муниципального района г.
Новосибирска / Новосибирской области.
3.Организовать и провести семинар «О формировании функциональной грамотности обучающихся в образовательной организации», в содержание которого включить и вопрос об оценке качества образования по модели PISA в Новосибирской области в 2021 г.
4.Подготовить анализ готовности школ муниципального района к оценке качества образования по модели PISA.
(собеседование, анкетирование, сбор информации – какие методические семинары проводятся в школе, вебинары, совещания, педсоветы; открытые уроки педагогов по

формированию ФГ, диагностические работы – в каких параллелях, по каким видам ФГ, систематически или фрагментарно и т.д.)
Цель – получить объективную информацию о том, как школы работают по вопросу формирования функциональной грамотности и какие действия необходимо предпринять для активного включения школ в реализацию задачи формирования ФГ обучающихся в школе.
Решение:
1.Информирование педагогических коллективов школ района о проведении в
Новосибирской области оценки качества образования по модели PISA в сентябре- октябре 2021 г.
2.Выстраивание системы работы школы по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся с включением семинаров, мастер-классов, открытых уроков и мероприятий в план методической работы и проведение диагностических работ в 5-9 классах по направлениям ФГ в план внутришкольного мониторинга.

Для замов УВР школ
1.Включение в план методической работы образовательной организации серии семинаров- практикумов, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности.
2.Проведение внутришкольного мониторинга сформированности функциональной грамотности учащихся с 5 по 9 класс.
Урочная деятельность
• Решение контекстных задач в рамках уроков по всем предметам учебного плана.
Внеурочная деятельность
• Проектно-исследовательская работа обучающихся с активным использованием метапредметных и межпредметных проектов и исследований.
• Включение в план внеурочной деятельности образовательной организации образовательных событий, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности (межпредметные недели, учебно-исследовательские конференции, межпредметные марафоны и т.д.)