Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стоит заметить, что в случае поломки или отказа, выходит из строя не весь трактор, а как правило лишь одна деталь, или механизм, поэтому трактор не целесообразно весь сдавать в металлолом, а горазда экономически более эффективно восстановить работоспособность машины путём РЕМОНТА.
На сегодняшний день различают два вида ремонта:
-
Текущий; -
Капитальный.
Текущий ремонт.
Не может быть запланирован, т.к. связан с восстановлением или заменой вышедшей из строя детали или механизма. Разумеется, предвидеть, когда какая деталь выйдет из строя довольно таки сложно, поэтому не может существовать плана текущего ремонта.
Капитальный ремонт.
Предусмотренное заводом мероприятие, связанное с восстановлением или частичной заменой всех деталей трактора и увеличения его гарантированного ресурса работы, после ремонта, не менее 80% от нового. Капитальный ремонт проводится на специализированных предприятиях.
В соответствии с темой и целью своей работы, я хочу более подробно остановиться на текущем ремонте тормозных механизмов трактора МТЗ-80, и разработать технологию поиска и устранения неисправностей.
Технологическая карта поиска и устранения неисправностей тормозного механизма трактора МТЗ-80
Признаки неисправности | Причины неисправности | Способы устранения |
1) Педаль выжимается полностью, эффективность торможения трактора недостаточна | 1) Увеличенный свободный ход педалей тормоза (более 80 миллиметров) | Произвести регулировку свободного хода педалей тормоза, при помощи регулировочных болтов |
| 2) Чрезмерный износ фрикционных накладок тормозных дисков | Произвести замену фрикционных накладок |
2) Неполное торможение колёс | 1) Нарушение регулировки тормозных механизмов | Произвести регулировку тормозных механизмов |
| 2) Чрезмерный износ фрикционных накладок тормозных дисков | Произвести замену фрикционных накладок |
| 3) Замасливание фрикционных накладок тормозных дисков | Произвести промывку фрикционных накладок при помощи бензина |
3) Снижена эффективность торможения колёс трактора, торможение сопровождается скрипом | Чрезмерный износ фрикционных накладок тормозных дисков | Произвести замену фрикционных накладок |
4) Заедание тормозных педалей во включенном состоянии, или не полный их возврат | Поломка возвратной пружины или её чрезмерное растяжение | Одеть возвратную пружину или заменить её на новую |
5) Невозможность фиксации рычага стояночного тормоза во включенном состоянии | Чрезмерный износ зубьев фиксирующего механизма или собачки | Произвести замену фиксирующего механизма рычага стояночного тормоза |
1.6 Влияние технического состояния тормозной системы на безопасность дорожного движения и экономические показатели эксплуатации трактора
С одной стороны, кажется, что тормозная система не может оказывать никакого влияния на экономические показатели эксплуатации трактора, но как утверждают специалисты, влияние всё же есть и весьма значительное. При неисправности тормозной системы экономическая эффективность работы трактора резко снижается по следующим причинам:
-
Низкая эффективность торможения трактора может привести к аварии, при которой пострадают не только груз, трактор, сам механизатор, но и другие, ни в чём не повинные участники движения, в том числе и пешеходы. То есть здесь речь не может идти об эффективности эксплуатации трактора, а о полной утрате материальных ценностей, либо даже человеческого здоровья, а в некоторых случаях и жизни. -
Чрезмерно резкое срабатывание тормозной системы до «юза», неизбежно ведёт к износу шин. При сегодняшних ценах на запасные части (одно заднее колесо трактора МТЗ-80 стоит 9000 рублей), быстрый износ шин может не только снизить экономическую эффективность эксплуатации трактора, но и свести её к НУЛЮ. -
Увеличенный расход топлива, вызванный повышенной силой трения в тормозных механизмах трактора вследствие не правильной регулировки снижает экономический эффект эксплуатации трактора. Расход горючесмазочных материалов, во все времена оказывал и оказывает решающее значение на эффективность работы транспортного средства. -
Быстрый износ деталей тормозных механизмов, вызванный неправильной эксплуатацией (не выключили стояночный тормоз) или регулировкой (отсутствие свободного хода педалей тормоза) ведёт не только к дополнительным затратам на их приобретение и оплату работы технического персонала выполняющего ремонт, но и на долго выводит трактор из работы, что не может не сказываться на эффективности его экономической эксплуатации, особенно в период ведения полевых работ. -
Попадание смазки в картер тормозных механизмов. При возникновении такой ситуации в дороге не далеко и до аварии, которая может привести не только к утрате материальных ценностей, но здоровья и жизни людей, в том числе посторонних участников движения и прохожих. Данная неисправность снижает экономический эффект эксплуатации трактора не только путём затрат дорогостоящего масла и времени на его обслуживание, но и ведёт к загрязнению окружающей среды, что пагубно сказывается на экологической обстановке. Масло, вытекая из тормозных механизмов попадает в почву и на многие годы лишает её плодородия.
Таким образом, я хочу сделать вывод, что техническое состояние тормозной системы трактора оказывает огромное влияние на экономическую эффективность его эксплуатации, и безопасность дорожного движения, что в некоторых ситуация приносит больший ущерб, чем неисправность других механизмов и систем трактора.
1.7 Основы эффективной эксплуатации тормозной системы трактора
В заключении первой главы моей выпускной практической квалификационной работы, мне хотелось бы подвести итог, уточнить каким образом, механизатор может увеличить эффективность эксплуатации тормозной системы, а следовательно и всего трактора.
Для эффективной эксплуатации тормозной системы трактора, достаточно выполнять несколько элементарных правил:
-
Всегда перед выездом проверять работоспособность тормозной системы и при выявлении малейшей неисправности направлять трактор в ремонт; -
Своевременно и в полном объёме выполнять операции по обслуживанию тормозной системы, предусмотренные соответствующим номерным техническим обслуживанием; -
Соблюдать правила эксплуатации тормозной системы: не допускать без надобности резких торможений трактора, своевременно выключать стояночный тормоз … ; -
Содержать в чистоте тормозные педали, пол кабины трактора, не допускать загромождение пола кабины посторонними предметами; -
Обязательно блокировать тормозные педали трактора при выполнении транспортных работ; -
Строго соблюдать технологический процесс ремонта и регулировки тормозных механизмов.
Вывод
В заключении своей контрольной работы, мне хотелось бы подвести некоторые итоги. По ходу выполнения работы мне пришлось достаточно много изучить учебной литературы, что, безусловно, поспособствовало расширению моего кругозора, особенно в области технических знаний.
Я более подробно ознакомился со схемами тормозных систем, используемых на современных тракторах и автомобилях, со способами наиболее эффективной эксплуатации тормозного механизма трактора МТЗ-80. Самостоятельно уточнил наиболее часто возникающие неисправности тормозной системы и разработал технологию их устранения, для удобства их визуального восприятия, расположив результат работы по данному вопросу в виде таблицы. Таким образом, у
меня получилась своеобразная памятка, которая будет далеко не лишней в моей профессиональной деятельности.
В моей работе уделено внимание влиянию тормозной системы на экологическую обстановку окружающей среды и безопасность дорожного движения и экономический эффект эксплуатации трактора.
В связи с вышеизложенным, я считаю, что сформулированная цель контрольной работы мною достигнута, поставленные задачи выполнены, труды мои не пропал даром, так как я получил не только массу полезных в работе знаний.
Список используемой литературы.
1) Бабусенко С.М. Ремонт тракторов и автомобилей. М.: Транспорт, 1979.
2) Голицын А.Н. Основы промышленной экологии: Учебник для начального профессионального образования. – М.: ИРПО, Издательский центр «Академия», 2018.
3) Кодекс законов о труде. – М.: 2016.
4) Кузнецов Ю.М. Охрана труда на автотранспортных предприятиях: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1990.
5) Лисичкин К.С. Техническое обслуживание и ремонт тракторов Минского тракторного завода. М.: ПрофОбрИздат, 2018.
6) Луковников А.В., Тургиев А.К. Охрана труда в сельскохозяйственном производстве: Учебное пособие учреждений НПО. – М.: Колос 1999.
7) Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. М.: Высшая школа,2018.
8) Родичев В.А., Пейсахович Б.И. Справочник сельского механизатора. М.: Высшая школа, 2019.
9) Чистяков В.Д. Ремонт тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. М.: Машиностроение, 2017.