Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт государственной службы и управления
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление |
Образовательная программа «Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин)» |
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
«Экономическое развитие России в условиях санкционных ограничений»
Автор:
обучающийся группы ОБ-14-2
очной формы обучения
____________________________ (подпись)
Янков Кирилл Александрович
Руководитель:
профессор кафедры регионального управления Факультета международного регионоведения и регионального управления ИГСУ РАНХиГС, доктор экономических наук, доцент
_____________________________
(подпись)
Цепилова Елена Сергеевна
Москва, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..............2
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………….5
1.1 Понятие санкционных ограничений, их виды и цели введения………...5
1.2 История развития политико-экономических отношений стран Запада и России до введения санкций…………………………………………………12
2. САНКЦИИ ЗАПАДНЫХ СТРАН ПРОТИВ РОССИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………..18
2.1 Причины введения и хронология западных санкций против РФ……...18
2.2 Последствия применения санкций……………………………………….25
2.3 Последствия введения РФ контрсанкций……………………………….44
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ………………………………………..55
3.1 Мировой опыт преодоления санкционных рестрикций………………..55
3.2 Программа импортозамещения в РФ……………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....…………………………………….69
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уже почти четыре года Россия находится под санкциями, которые были введены против нашей страны рядом стран Европы и Соединёнными Штатами Америки. Первые санкции были введены в марте-апреле 2014 года в отношении отдельных лиц, групп лиц и компаний. В июле 2014 года были введены санкции в отношении оборонного, энергетического и финансового секторов России. В оборонном секторе США и ЕС сократили доступ к финансированию крупнейшим российским компаниям на срок более 30 дней и ввели запрет на экспорт продукции и технологий двойного назначения в отношении 14 компаний, имеющих отношение к оборонному комплексу. Санкции, ограничивающие сотрудничество с Россией в оборонной сфере, введены Великобританией, Израилем, Швейцарией и Швецией.
В энергетическом секторе США и ЕС ограничили доступ к финансированию крупнейшим российским нефтегазовым компаниям. Кроме того, они ввели запрет на экспорт товаров и услуг (исключая финансовые услуги) или технологий в поддержку глубоководного бурения, разведки или добычи ресурсов на арктическом шельфе или сланцевого сырья. Вслед за ЕС санкции ввели Норвегия, Канада и Австралия. В ответ на эти санкции 7 августа 2014 года Россия ввела запрет на импорт продовольственных товаров из ряда Западных стран сроком на один год. Этот запрет распространяется на ввоз мяса, рыбы, морепродуктов, плодоовощной продукции, молока, молочных продуктов и широкого ассортимента полуфабрикатов из США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии. Позднее в этот список были дополнительно включены другие страны.
Проблема возможности и экономической целесообразности замещения импортной продукции отечественными аналогами многоаспектна и включает в себя уровень качества, который в состоянии обеспечить отечественные предприятия, уровень цен и сервиса, необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и др.
Целью исследования является анализ экономического развития России в условиях санкционных ограничений.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие санкционных ограничений, их виды и цели введения;
- изучить историю развития политико-экономических отношений стран Запада и России до введения санкций;
- выявить причины введения и хронология западных санкций против РФ;
- исследовать последствия применения санкций и введения РФ контрсанкций;
- представить мировой опыт преодоления санкционных рестрикций;
- оценить программу импортозамещения в РФ.
Степень изученности темы. Вопросы экономических санкций при изучении смежных или более общих проблем рассматриваются в работах Курдюкова Г.И., Мингазова Л.Х, Чикова П.В., Батршина Р.Р.
Объектом исследования является экономическое положение России в условиях санкционных ограничений.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих в социально-экономической системе страны в условиях санкционных ограничений.
В работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ тематической, специальной и научной литературы, статистическое наблюдение за динамикой развития России в условиях санкционных ограничений.
Так же в работе были использованы методы и приемы анализа: диалектический метод познания, системный подход, индукции, дедукции, графический и табличный приемы анализа
Информационной базой исследования послужили труды российских и зарубежных, материалы периодической печати, открытые данные в сети Интернет.
Научная новизна исследования заключается в обосновании подходов к импортозамещению в условиях применения против России экономических санкций.
Практическая значимость исследования состоит в доведении результатов исследования до конкретных рекомендаций, имеющих прикладное значение.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка литературы.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие санкционных ограничений, их виды и цели введения
Экономические санкции, введённые против России в 2014 г., оказали серьёзное влияние на социально-экономическое развитие страны и ее регионов1.
Несмотря на широкое обсуждение экономических санкций в научной литературе, строгого определения данного понятия пока не сложилось.
Термин «санкция» (от лат. sanctio – нерушимый закон, строжайшее постановление) в толковом словаре раскрывается как утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение, как мера, применяемая государством к нарушителю2.
Рисунок 1.1 – Сущность термина «санкции»
А.С. Панова, раскрывая значение санкции как правовой категории, характеризует его как «правовое средство, применение которого дает возможность потерпевшему защитить свои нарушенные (оспариваемые) права, предусмотренные нормативно-правовым актом и (или) договором и влечет для нарушителя наступление неблагоприятных последствий имущественного и (или) организационного характера»3.
Экономические санкции имеют политическую природу, поскольку их конечной целью служит обеспечение заданного инициаторами вектора управленческих решений руководства страны – объекта санкционного давления – без силового участия.
Однако самые распространенные инструменты достижения политических целей располагаются, как правило, в сфере экономики и в этом смысле имеют подлинную экономическую сущность.
Так, M. Nincic и P. Wallensteen характеризуют экономические санкции как «экономическое давление одним правительством на другое, чтобы достичь какой-то политической цели. Оно реализуется или, по крайней мере, инициируется политическими властями, которые вмешиваются в «нормальную» деятельность экономических отношений»4.
Санкции могут выступить оружием достижения целей крупных мировых корпораций, масштаб которых позволяет завуалировать экономические цели под благие политические намерения и пролоббировать введение санкций против страны-объекта, экономическая деятельность которых грозит переделом мирового рынка.
D. Baldwin предлагает различать экономические санкции и экономическую войну (стратегическое эмбарго). По мнению ученого, стратегическое эмбарго направлено на ослабление совокупного экономического потенциала противника, чтобы ослабить его военный потенциал либо в мирной гонке вооружений, либо в продолжающейся войне. «Экономические стимулы» D.Baldwin называет «позитивными санкциями»5.
Экономическая сущность санкций расширялась одновременно с разнообразием мер давления. В 80-е годы была распространена точка зрения о санкциях как мерах, при которых страна-инициатор публично приостанавливает значительную часть торговли с другой страной для достижения политических целей6.
Проанализировав различные точки зрения, следует сказать, что авторы придерживаются мнения, что экономические санкции представляют собой закрепленные в международных актах временные меры воздействия со стороны инициаторов санкций, отдельных стран или их объединений, целью которых является наказание, корректировка поведения или демонстрация позиции инициатора санкций международной общественности в отношении политической цели. При этом одним из средств достижения политических целей выступают экономические меры. Нельзя исключать, что политические цели могут выступать лишь декларацией в глобальном экономическом переустройстве.
В данном определении отражается позиция авторов о том, что существуют три потенциальные цели, которые могут преследовать страны-субъекты санкций. Осознание и понимание этих целей важно для формирования контрмер.
Выделяют пять уровней международных санкций7:
1) глобальный уровень (санкции вводятся различными международными организациями, например, ООН, МВФ и др.);
2) межгосударственный уровень (санкции вводятся отдельными государствами);
3) отраслевой уровень (уровень государственных институтов, отраслей и секторов экономики, которые задействованы в межгосударственном сотрудничестве);
4) корпоративный уровень (уровень транснациональных, государственных и частных компаний и корпораций, которые осуществляют внешнеторговую деятельность);