ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект интегрированного урока по биологии и географии на тему:

«Расы и народы»

Цели и задачи

- способствовать формированию креативного мышления через активизацию их познавательной деятельности.

- повторить и обобщить знания о человеческих расах и народах России;

- развивающие: - формировать познавательную активность, системное диалектическое мышление;

- воспитательные: - понимать единство рас и реакционной сущности расизма, умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.

-способствовать формированию толерантности

Оборудование:

Вид урока: интегрированный

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний

Ход урока

Настя: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг на друга, мы такие разные (а чем мы отличаемся друг от друга?), но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением».

Оля: Однажды Генри Форд сказал такую замечательную фразу:

(Слайд 1). Собраться вместе – это начало

Держаться вместе – это прогресс

Работать вместе – это успех

Надеюсь, ребята на наш сегодня успех на уроке.

Оля: Ребята, а определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…

(Слайд 2) (На слайде картинки с представителями рас, учитель зачитывает стих))

Прошли столетия, промчались годы,

И человек, стихиям вопреки,

Стал властелином девственной природы,

Освоил разные планеты уголки.

Темноволосый, чернокожий и курчавый

Предпочитает Африканский континент,

С желтым оттенком кожи, узкими глазами,

Лучами солнца Азии согрет.

Голубоглазый, светлый волос

И темной кожей он не наделен.

За тысячи веков освоивший Европу,

Еще в Канаде поселился он.

Оля: о чем же мы сегодня будем говорить? (расы)

(слайд 3) Настя: а еще ребята посмотрите на слайд и глядя на картинку скажите, о чем еще пойдет речь?

(Слайд 4) Оля: Вы правы, тема урока: «Расы и народы». (на слайде)

Исходя из темы урока, назовите цель урока?

Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.

Цель нашего урока: повторить и обобщить знания о человеческих расах, биологических особенностях человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный. А также о народах и их малых родинах.


(Слайд 5) Оля: Кто помнит, что такое раса?

Предполагаемая деятельность учащихся: дают определение понятию Раса. (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, разрез глаз, строение век, очертание головы)

Основная часть. Учитель: а сейчас мы с вами и послушаем сообщение Артема (выступает Артем)

Наша планета Земля очень маленькая при взгляде из космоса и одновременно большая. На ней проживает в настоящее время около 7,969 млрд человек, которые живут в разных условиях среды. В каждой популяции людей можно найти особей, отличающихся по многим признакам: росту и массе, чертам лица, окраски кожи и волос. Даже близнецы, развивающиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство, всегда какими – то мелкими чертами отличаются друг от друга. Это индивидуальная изменчивость. Но есть признаки, характеризующие не отдельного человека, а целую общность, обычно связанную с определенным районом обитания. Объяснить их происхождение пытались еще до нашей эры. Вопрос о классификации этих групп названых расами имеет давнюю историю.

Первые попытки классификации человечества делаются в конце 17 века французским ученым Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 одну из первых классификаций человеческих рас. К.Линней в “Системе природы” (1740г). разделил человечество по цвету кожи на 4 разновидности или расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую. Ламарк различал 6 рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, малайскую, американскую и гиперборейскую.В настоящее время большинство антропологов придерживаются следующей классификации рас. Это экваториальная или австрало-негроидная, евразийская или европеоидная, азиатско-американская или монголоидная. (слайд расы с названиями)

Оля: ребята, теперь мы с вами приступим к выполнению заданий, мы заранее разделились на 3 группы

(слайд 6) Задание 1. Заполни таблицу на ваших листах «Сравнительная характеристика рас человека».



п/п

Название расы

Морфологические признаки

1.







2.







3.









Каждой команде выдается по одному муляжу, рассматривая муляж заполняют таблицу, и каждая команда озвучивает свои ответы

Учитель: Молодцы

Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас. Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.

Таким образом, человечество – это единый биологический вид.

Задание 2.

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.

... (А – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими критериями, а также традициями и обычаями. Расы изучает наука …(Б). В настоящее время большинство ученых выделяют … (В) большие расы. Представители … (Г) расы имеют темную кожу, курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы. Все расы относятся к одному виду… (Д).

Перечень терминов:

1) экваториальная

2) раса

3) три

4) Человек разумный

5) расоведение

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

















Оля: все справились с поставленной задачей? Предлагаю поменяться листами и проверить друг друга.

(слайд 8) Физ. минутка

Учитель: А теперь потянемся, глубоко вдохнем и повторяем за нами

Я такой, какой я есть,

И я очень счастлив здесь,

Я могу быть низким,

Могу быть высоким,

Я могу быть толстым,

А могу и быть худым,

Я такой, какой я есть,

И я очень счастлив здесь.

Учитель: молодцы, присаживайтесь

Настя: Мы перечислили признаки отличия, а что нас таких разных объединяет? (ответы детей)


Правильно! Мы все Россияне! В России насчитывается около 200 различных народов.

Настя. Ребята, прежде чем мы перейдем к следующему заданию, я предлагаю вам посмотреть видеоролик

Видеоролик

(слайд 9). Давайте поиграем в игру «Верни меня на малую Родину»

Задание 3. Распределить народы по федеральным округам.

Вывод: каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций.

(слайд 10) Оля: Рефлексия учебной деятельности 

На слайде на нарисован огромный чемодан, мусорная корзина и мясорубка. Ребята поднимают это чемодан, значит все пригодится в дальнейшем

мясорубка, я информацию переработаю

корзина всю информацию выброшу

(слайд 11) Настя: Итог урока.

- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (В мире есть три расы и в Росси есть различные народы)

И подвести итог нашего урока
мне хочется одним очень
хорошим стихотворением, в
которое автор заложил самую
главную мысль «Дружба на
Всей Земле

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.


Задание 1. Работа с контурной картой – отметить на карте столицы Республик входящих в состав РФ.
(слайд 12) Оля: Домашнее задание

Задание 2. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из победителей данной премии – творческое, по выбору учащихся.

Резервное задание

Ребята, по классу развешаны высказывания , характеризующие нашу Родину, одно из них подходит к сегодняшней теме урока, озвучьте его (Россия- многонациональная страна!)

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия

У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)