ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект интегрированного урока по биологии и географии на тему:
«Расы и народы»
Цели и задачи
- способствовать формированию креативного мышления через активизацию их познавательной деятельности.
- повторить и обобщить знания о человеческих расах и народах России;
- развивающие: - формировать познавательную активность, системное диалектическое мышление;
- воспитательные: - понимать единство рас и реакционной сущности расизма, умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.
-способствовать формированию толерантности
Оборудование:
Вид урока: интегрированный
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний
Ход урока
Настя: «Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг на друга, мы такие разные (а чем мы отличаемся друг от друга?), но все мы едины! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок с позитивным настроением».
Оля: Однажды Генри Форд сказал такую замечательную фразу:
(Слайд 1). Собраться вместе – это начало
Держаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это успех
Надеюсь, ребята на наш сегодня успех на уроке.
Оля: Ребята, а определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…
(Слайд 2) (На слайде картинки с представителями рас, учитель зачитывает стих))
Прошли столетия, промчались годы,
И человек, стихиям вопреки,
Стал властелином девственной природы,
Освоил разные планеты уголки.
Темноволосый, чернокожий и курчавый
Предпочитает Африканский континент,
С желтым оттенком кожи, узкими глазами,
Лучами солнца Азии согрет.
Голубоглазый, светлый волос
И темной кожей он не наделен.
За тысячи веков освоивший Европу,
Еще в Канаде поселился он.
Оля: о чем же мы сегодня будем говорить? (расы)
(слайд 3) Настя: а еще ребята посмотрите на слайд и глядя на картинку скажите, о чем еще пойдет речь?
(Слайд 4) Оля: Вы правы, тема урока: «Расы и народы». (на слайде)
Исходя из темы урока, назовите цель урока?
Предполагаемая деятельность учащихся: Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока.
Цель нашего урока: повторить и обобщить знания о человеческих расах, биологических особенностях человеческих рас, как групп организмов, относящихся к одному виду Человек разумный. А также о народах и их малых родинах.
(Слайд 5) Оля: Кто помнит, что такое раса?
Предполагаемая деятельность учащихся: дают определение понятию Раса. (Раса – это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, разрез глаз, строение век, очертание головы)
Основная часть. Учитель: а сейчас мы с вами и послушаем сообщение Артема (выступает Артем)
Наша планета Земля очень маленькая при взгляде из космоса и одновременно большая. На ней проживает в настоящее время около 7,969 млрд человек, которые живут в разных условиях среды. В каждой популяции людей можно найти особей, отличающихся по многим признакам: росту и массе, чертам лица, окраски кожи и волос. Даже близнецы, развивающиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство, всегда какими – то мелкими чертами отличаются друг от друга. Это индивидуальная изменчивость. Но есть признаки, характеризующие не отдельного человека, а целую общность, обычно связанную с определенным районом обитания. Объяснить их происхождение пытались еще до нашей эры. Вопрос о классификации этих групп названых расами имеет давнюю историю.
Первые попытки классификации человечества делаются в конце 17 века французским ученым Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 одну из первых классификаций человеческих рас. К.Линней в “Системе природы” (1740г). разделил человечество по цвету кожи на 4 разновидности или расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую. Ламарк различал 6 рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, малайскую, американскую и гиперборейскую.В настоящее время большинство антропологов придерживаются следующей классификации рас. Это экваториальная или австрало-негроидная, евразийская или европеоидная, азиатско-американская или монголоидная. (слайд расы с названиями)
Оля: ребята, теперь мы с вами приступим к выполнению заданий, мы заранее разделились на 3 группы
(слайд 6) Задание 1. Заполни таблицу на ваших листах «Сравнительная характеристика рас человека».
№ п/п | Название расы | Морфологические признаки |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
Каждой команде выдается по одному муляжу, рассматривая муляж заполняют таблицу, и каждая команда озвучивает свои ответы
Учитель: Молодцы
Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас. Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.
Таким образом, человечество – это единый биологический вид.
Задание 2.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.
... (А – это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими критериями, а также традициями и обычаями. Расы изучает наука …(Б). В настоящее время большинство ученых выделяют … (В) большие расы. Представители … (Г) расы имеют темную кожу, курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы. Все расы относятся к одному виду… (Д).
Перечень терминов:
1) экваториальная
2) раса
3) три
4) Человек разумный
5) расоведение
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Оля: все справились с поставленной задачей? Предлагаю поменяться листами и проверить друг друга.
(слайд 8) Физ. минутка
Учитель: А теперь потянемся, глубоко вдохнем и повторяем за нами
Я такой, какой я есть,
И я очень счастлив здесь,
Я могу быть низким,
Могу быть высоким,
Я могу быть толстым,
А могу и быть худым,
Я такой, какой я есть,
И я очень счастлив здесь.
Учитель: молодцы, присаживайтесь
Настя: Мы перечислили признаки отличия, а что нас таких разных объединяет? (ответы детей)
Правильно! Мы все Россияне! В России насчитывается около 200 различных народов.
Настя. Ребята, прежде чем мы перейдем к следующему заданию, я предлагаю вам посмотреть видеоролик
Видеоролик
(слайд 9). Давайте поиграем в игру «Верни меня на малую Родину»
Задание 3. Распределить народы по федеральным округам.
Вывод: каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций.
(слайд 10) Оля: Рефлексия учебной деятельности
На слайде на нарисован огромный чемодан, мусорная корзина и мясорубка. Ребята поднимают это чемодан, значит все пригодится в дальнейшем
мясорубка, я информацию переработаю
корзина всю информацию выброшу
(слайд 11) Настя: Итог урока.
- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (В мире есть три расы и в Росси есть различные народы)
И подвести итог нашего урока
мне хочется одним очень
хорошим стихотворением, в
которое автор заложил самую
главную мысль «Дружба на
Всей Земле
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
Задание 1. Работа с контурной картой – отметить на карте столицы Республик входящих в состав РФ.
(слайд 12) Оля: Домашнее задание
Задание 2. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из победителей данной премии – творческое, по выбору учащихся.
Резервное задание
Ребята, по классу развешаны высказывания , характеризующие нашу Родину, одно из них подходит к сегодняшней теме урока, озвучьте его (Россия- многонациональная страна!)
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)