Файл: Как вы думаете, в чем заключается актуальность гуманистических качеств в профессиональной деятельности семейного психолога Необходимо ли проводить целенаправленную работу по их формированию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическое задание


  1. Как вы думаете, в чем заключается актуальность гуманистических качеств в профессиональной деятельности семейного психолога? Необходимо ли проводить целенаправленную работу по их формированию? Какими способами можно сформировать данные качества у специалиста?


Гуманистическая направленность – это нравственные качества личности, определяющие его поведение согласно гуманистическим идеям.

Прежде всего, это признание ценности человеческой личности, ее исключительных прав на развитие и благополучие. Под данными качествами подразумевается комплекс таких черт характера, как терпимость человека к окружающим, стремление им помочь, доброта, уважение к другому человеку, понимание.

Человеческие качества проявляются в состоянии человека при его взаимодействии с окружающим миром. Восприимчивость, адекватность ситуации, духовность, активность и целесообразность являются основными человеческими качествами и состояниями. Такие качества дают возможность успешно реализовать требуемую деятельность. Так же, помимо этих качеств, еще есть особенное качество, такое как открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.



  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Может ли специалист изменить свои личностные качества для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. Если да, то, какими способами?».


Я считаю, что профессиональные качества у человека формируются в период обучения, с началом профессиональной деятельности он начинает активно реализовывать их со временем приобретает профессиональный навык, соответствующий профессии. Именно от заложенных профессиональных качеств и приобретенных профессиональных навыков зависит успешное построение карьеры и реализация себя как специалиста.


Личностные и профессиональные качества являются результатом воспитания. Влияние родителей, общее настроение в семье, поддержка родных и близких позволяют человеку чувствовать себя увереннее, ставить перед собой цели и легко их достигать.

Человек может сам развиваться и корректировать качества именно для себя. Самое главное, чем должен обладать успешный человек, независимо от карьерного уровня и профессии – это уверенность в себе и в своих силах. Это является базисом любой сферы деятельности и результатом саморазвития.

Существует масса тренингов и теоретического материала на тему личных качеств, которые стоят того, чтобы уделить время их изучению.


  1. Как вы считаете какие средства и способы внешнего самовыражения семейного психолога, связанные с его мимикой, пантомимикой, одеждой, аксессуарами, речевыми автоматизмами допустимы и недопустимы при консультировании? Аргументируйте вашу точку зрения.


Я считаю, что имидж практического психолога, работающего в системе образования, оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого. К сожалению, далеко не все психологи учитывают тот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, психологической культуре и является важным показателем профессионального мастерства.

Имидж – это социально-желательный образ, т.е человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя в том числе наиболее эффективную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Американские специалисты по имиджу подчеркивают важность впечатления, остающегося у аудитории после общения с профессионалом.

Профессиональный психолог должен быть привлекательным, эмпатичным, открытым, вызывать симпатию. Он должен излучать уверенность, твердость.

Внешний облик не только отражает внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но довольно определенно очеркивает и социальную позицию субъекта.

Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции:



  • зрение – 75%;

  • слух – 13%

  • прикосновение – 6%;

  • запах – 6%.

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

1. Зеркальный имидж личности – представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

2. Имидж целевой аудитории – представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках целевой аудитории.

3. Внутренний имидж личности – представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

4. Визуальный имидж – представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

  • невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

  • ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.);

  • физические данные;

  • индивидуальный стиль в одежде;

  • манеры (воспитанность);

  • знание этикета;

  • осанка;

  • искусство контакта взглядом.

5. Аудиальный имидж – представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:

  • паравербальный фактор (данные голоса);

  • вербальный фактор (риторика).

6. Кинестетический имидж – представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:

  • психологическое пространство;

  • физический контакт (рукопожатие).

7. Обонятельный имидж – представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).

Профессиональный имидж практического психолога – это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются:

  • профессиональная компетентность;

  • психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

  • социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования, наличие / отсутствие физических дефектов);

  • визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, аккуратная прическа, ограничения в использовании украшений и косметики).


Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:

  • целостность восприятия собственного образа;

  • адекватная самооценка;

  • знание особенностей своего характера.

М. Килошенко в своей работе «Психология моды» говорит о том, что формирование имиджа – это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж – это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим.

Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих его основу, так называемые имиджевые константы.

Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т.д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу (Килошенко М., 2001).

В настоящее время существуют различные методики создания нового имиджа, но большинство из них малоэффективно, поскольку не решает всего комплекса проблем, стоящих перед людьми.

Обобщая опыт работы в данном направлении, нами была разработана методика самоимиджирования, положенная в основу семинара-тренинга «Я – в главной роли!». Название выбрано согласно одной из основных задач тренинга – обучению технологии самоимиджирования, т.е. самостоятельному формированию имиджа в соответствии с социальной (в частности, профессиональной) ролью.


Известно, что многим актерам, для того чтобы вжиться в сценическую роль, до конца прочувствовать ее, необходим соответствующий костюм, грим, реквизит. Осознаем мы или нет, но в жизни происходит точно так же. Правильно сформированный профессиональный имидж, по сути дела, становится символом профессии и реально помогает добиться успеха, вызывая у окружающих (руководителя, коллег, клиентов) позитивные чувства. Такое неосознанное одобрение возникает потому, что человек соответствует представлениям людей об идеальном образе представителя той или иной профессии.

Мы предлагаем пять взаимосвязанных этапов формирования имиджа:

  • первый этап – изучение своих индивидуально-психологических особенностей;

  • второй этап – изучение своих физических данных;

  • третий этап – определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной);

  • четвертый этап – индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов;

  • пятый этап – «прокатка» имиджа в реальных условиях.

На тренинге участники анализируют себя и свои возможности, обретают точку опоры в собственной уникальности. В процессе тренинга акцентируется внимание на следующей идее – увидеть себя в красках, формах, фактурах и т.д. и получить поддержку. После тщательного самоанализа участник семинара вместе с психологом-тренером осуществляет поиск оптимального пути: как представить себя в наилучшем виде для успеха в карьере, включая материальные и нематериальные аспекты. Изучается цвет, стиль, покрой и качество одежды, которая придает авторитетный и обаятельный вид. Формулируются рекомендации, как поддерживать себя в хорошей форме. Обретенное на тренинге умение использовать свою уникальность позволяет человеку чувствовать внутренний комфорт при выстраивании имиджа, соответствующего той или иной социальной роли, помогает выбрать свой стиль в одежде, в аксессуарах, в поведении и других атрибутах имиджа.

В итоге каждый из участников формирует соответствующий имидж, что является и важным психокоррекционным фактором. Участники становятся более уверенными, активно коммуникабельными. Полученные знания остаются информационным банком для выстраивания позитивных отношений в различных социумах, помогают высвечивать свои личностно-деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении.