Файл: Инструкция по выполнению работы Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 1294
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
явлениях жизни, в главнейших явлениях природы.
(38)Я вспоминаю «движение ажанов» – молодых людей одного из наших провинциальных городов. (39)«Ажан» должен иметь понятие обо всём, он читает в день по 3–4 книги, просматривая их бегло, «через пятое на десятое», лишь бы уловить содержание и движение сюжета. (40)Это выдавалось за культуру, и молодёжи преподносились рецепты, как быстро сделаться «ажаном» (потом об «ажанстве» очень резко высказывались в «Комсомольской правде»). (41) Так вот, когда я говорю о том, что должен в гуманитарной области знать современный инженер, я не имею в виду такое «ажанство».
(42)Известно, что Александр Македонский имел привычку склонять голову к плечу, а Юлий Цезарь был лыс и носил яркие платья. (43) Но собирание таких сведений – разве это культура?
(44) Наш студент будет заниматься не биографией Цезаря, а конструированием станка. (45) Может быть, станка с громкой биографией. (46)И первая ступень здесь – общая грамотность.
(47) Вы помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». (48) Инженер – не литературовед. (49) Но и ему неплохо научиться различать хореи и ямбы. (50)И инженер будет различать их так же, как он различит мотив печали в траурном марше Шопена и мотив ужаса в траурном марше Бетховена. (51) Начальник цеха, инженер, учёный найдёт в художественной литературе средство для познания, для изучения людей. (52)И иностранные языки нужны ему не только для того, чтобы читать
технические журналы и книги. (53) Они нужны и для чтения Шекспира и Гейне в подлиннике. (54)И, встретившись с доктором Фаустом на страницах книги Гёте, гидротехник, может быть, с удивлением услышит вдохновенные могучие слова о последней мечте энциклопедиста Фауста – о грандиозных гидротехнических работах.
(55)Сталевара надо премировать сочинениями Пушкина, а электротехнику надо знать Лермонтова.
(ПоВ.Т.Шаламову)*
* ШаламовВарламТихонович(1907–1982) – советский и российский писатель.
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Ответ:.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
38.
Ответ: ___________________.
24
Из предложений 11–12 выпишите фразеологизм.
Ответ: __________________.
25
Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи соединительного союза, определительного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагментерассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,использованныеврецензии,пропущены.Вставьтенаместапропусков(А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.Запишитевтаблицуподкаждойбуквойсоответствующуюцифру.
26
«В статье “Электротехника и Пушкин” В.Т. Шаламов рассуждает об общей культуре в среде технических специалистов. Роль образованности выражается при помощи такого тропа, как (А)(“оружие, с которым человек идёт на завоевание культуры” в предложении 12, “полнокровие жизни” в предложении 16). Позицию автору помогают передать такой приём, как (Б)(предложения 3–7), и такое синтаксическое средство, как
(В)(предложения 11, 45). Автор отмечает, что место истинной грамотности не может занять канцелярит, в качестве примера приводится лексическое средство – (Г)(“вышеизложенный”, “препровождается” в предложении 22), иллюстрирующее “литературный стиль”».
Список терминов
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(38)Я вспоминаю «движение ажанов» – молодых людей одного из наших провинциальных городов. (39)«Ажан» должен иметь понятие обо всём, он читает в день по 3–4 книги, просматривая их бегло, «через пятое на десятое», лишь бы уловить содержание и движение сюжета. (40)Это выдавалось за культуру, и молодёжи преподносились рецепты, как быстро сделаться «ажаном» (потом об «ажанстве» очень резко высказывались в «Комсомольской правде»). (41) Так вот, когда я говорю о том, что должен в гуманитарной области знать современный инженер, я не имею в виду такое «ажанство».
(42)Известно, что Александр Македонский имел привычку склонять голову к плечу, а Юлий Цезарь был лыс и носил яркие платья. (43) Но собирание таких сведений – разве это культура?
(44) Наш студент будет заниматься не биографией Цезаря, а конструированием станка. (45) Может быть, станка с громкой биографией. (46)И первая ступень здесь – общая грамотность.
(47) Вы помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». (48) Инженер – не литературовед. (49) Но и ему неплохо научиться различать хореи и ямбы. (50)И инженер будет различать их так же, как он различит мотив печали в траурном марше Шопена и мотив ужаса в траурном марше Бетховена. (51) Начальник цеха, инженер, учёный найдёт в художественной литературе средство для познания, для изучения людей. (52)И иностранные языки нужны ему не только для того, чтобы читать
технические журналы и книги. (53) Они нужны и для чтения Шекспира и Гейне в подлиннике. (54)И, встретившись с доктором Фаустом на страницах книги Гёте, гидротехник, может быть, с удивлением услышит вдохновенные могучие слова о последней мечте энциклопедиста Фауста – о грандиозных гидротехнических работах.
(55)Сталевара надо премировать сочинениями Пушкина, а электротехнику надо знать Лермонтова.
(ПоВ.Т.Шаламову)*
* ШаламовВарламТихонович(1907–1982) – советский и российский писатель.
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Технический специалист должен знать, какими привычками обладали при жизни Александр Македонский и Юлий Цезарь. -
«Ажаны» пропагандировали поверхностное освоение достижений гуманитарной культуры. -
Встретив доктора Фауста, гидротехник, владеющий иностранным языком, может в подробностях расспросить учёного о гидротехнических сооружениях в его стране. -
Было бы прекрасно, если бы технические специалисты могли разбираться и в литературе, и в музыке, но это невозможно в силу их основной занятости. -
Богатый словарь, используемый в повседневной речи, свидетельствует о высокой культуре человека.
Ответ:.
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
-
В предложениях 16–19 представлено повествование. -
Предложения 39, 40 раскрывают понятие, содержащееся в предложении
38.
-
Предложение 44 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 42–43. -
В предложениях 48, 50 представлено описание. -
В предложениях 51–53 представлено рассуждение.
Ответ: ___________________.
24
Из предложений 11–12 выпишите фразеологизм.
Ответ: __________________.
25
Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи соединительного союза, определительного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагментерассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,использованныеврецензии,пропущены.Вставьтенаместапропусков(А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.Запишитевтаблицуподкаждойбуквойсоответствующуюцифру.
26
«В статье “Электротехника и Пушкин” В.Т. Шаламов рассуждает об общей культуре в среде технических специалистов. Роль образованности выражается при помощи такого тропа, как (А)(“оружие, с которым человек идёт на завоевание культуры” в предложении 12, “полнокровие жизни” в предложении 16). Позицию автору помогают передать такой приём, как (Б)(предложения 3–7), и такое синтаксическое средство, как
(В)(предложения 11, 45). Автор отмечает, что место истинной грамотности не может занять канцелярит, в качестве примера приводится лексическое средство – (Г)(“вышеизложенный”, “препровождается” в предложении 22), иллюстрирующее “литературный стиль”».
Список терминов
-
вводные слова и конструкции -
вопросно-ответная форма изложения -
разговорная и просторечная лексика -
лексика официально-делового стиля -
метафора -
однородные члены предложения -
риторические вопросы -
синтаксический параллелизм -
А
Б
В
Г
эпитеты
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.