ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Леса Тамбовской области, антропогенное воздействие на них
Занятие экологического кружка разработано и проведено учителем начальных классов Горденковой Н.В (авторская программа «Юные экологи»)
2 часа (Теория и практика)
Познавательные УУД
-
Развивать умения извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
-
Выявлять сущность, особенности объектов. -
На основе анализа объектов делать выводы. -
Обобщать и классифицировать по признакам. -
Ориентироваться в тексте. -
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
-
Развивать умение слушать и понимать других. -
Строить речевое высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме. -
Совершенствовать умение работать в группах.
Личностные результаты
-
Развивать умения выказывать своё отношение,
выражать свои эмоции.
-
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. -
Формировать мотивацию к обучению
и познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
-
Развивать умения высказывать своё предположение
на основе работы с материалом.
-
Оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей.
-
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). -
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Цель:
Выяснить на примере тамбовских лесов влияние и воздействие человека на экосистему леса.
Задачи:
-
Изучить видовой состав деревьев тамбовских лесов. -
Узнать, как человек оказывал влияние на леса. Отметить отрицательные и положительные стороны его влияния на экосистему леса. -
Выяснить причины воздействия на леса -
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Оборудование и материалы: проектор, презентации по теме, куклы для театра, материал, подобранный к уроку (гербарий, текст и фотографии самых распространенных деревьев Тамбовской области)
Предварительная подготовка:
-
подборка материала о тамбовских лесах: -
дети по заданию учителя готовят: сценку «Помоги лесу» -
Презентации: «Сохраним лес», -
«Антропогенное воздействие на лес», -
«Что дает дерево человеку» «Забота о лесе». -
Тексты, фотографии (сосна, берёза, ольха, осина, дуб)
Ход занятия:
Учитель: Добрый день, сегодня занятие начнем с загадки:
На горе шумит,
А под горой молчит?
Звучит запись «Звуки леса» (Лес)
О чем мы будем говорить на занятии?
Что мы уже знаем о лесе? (экосистема с замкнутым круговоротом)
Сегодня речь пойдет о влиянии человека на лес.
Человек издавна оказывал влияние на природу, воздействуя как на отдельные виды растений и животных, так и на сообщества в целом.
Воздействие человека на различные элементы среды и факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, называется антропогенным (от греч. антропос - человек). Как это происходит мы рассмотрим на примере Тамбовских лесов.
Презентация «Антропогенное воздействие человека на лес» (презентацию готовила ученица под руководством учителя)
Учитель:
Как вы считаете, какую роль сыграла вырубка лесов в области?
-Ваше мнение, можно восстановить вырубленный лес? (Можно посадить новый)
-Зачем это нужно делать? (Сохранить легкие нашего края. Чтобы климат не изменился)
Восстановление лесов Тамбовской области началось в XIX веке и продолжается по настоящее время.
Презентация «Забота о лесах»(презентацию готовил ученик под руководством учителя.)
Что нового, вы узнали? (Человек не только отрицательно влияет на лесную экосистему, он и заботится о ней. Может восстановить её.)
А теперь предлагаю викторину «Что даёт дерево человеку»
Презентация «Что дает дерево человеку»
Как вы думаете, почему ваше внимание обратила на эти деревья? (самые распространённые деревья тамбовских лесов).
Тамбовские леса прекрасны и удивительны. Леса человек не только использует, но и помогает им. Борьба с вредными последствиями пере эксплуатации биологических ресурсов - задача экологическая. Соответственно и мероприятия по восстановлению устойчивости экосистем должны базироваться на экологической основе. Современные знания достаточны для активных форм воздействия на природные системы вплоть до искусственного конструирования экосистем с заданными свойствами в нарушенных ландшафтах.
Учитель: Сегодня в гости к нам пришли лесные жители Тамбовской области. Они приготовили для вас обращение.
Сценка кукольного театра (готовила группа ребят по заданию учителя)
Куклы держат значки природы.
Заяц: Добрый день, дорогие ребята!
Лиса: Добрый день!
Белка: Здравствуйте!
Заяц: Мы сегодня были на вашем занятии и узнали много интересного о Тамбовских лесах.
Лиса: Нас порадовали ваши выступления и желание помочь родным лесам
Белка: Вы ещё маленькие, но уже можете помочь лесу
Заяц: Знаете ли, вы что 21 марта по экологическому календарю «День защиты леса»
Лиса: Лес- наш дом и мы просим вас помочь защитить наш дом.
Белка: Мы обращаемся к вам с просьбой. Проведите акцию в гимназии «Защити лес!» и пригласите других ребят помочь лесу.
Заяц: Пригласите родителей на субботник и соберите мусор на территории леса.
Лиса: И помните, находясь в лесу, соблюдайте правила бережного отношения к лесу.
Белка: Чистота природы начинается с тебя
Заяц: Звери тоже хотят жить в чистом лесу. Лес их дом
Лиса: Будь природе другом!
Белка: Помоги деревьям!
Все звери вместе: Чистота леса залог здоровья планеты
Учитель: Спасибо, дорогие гости, что пришли к нам, напомнили правила поведения в лесу. Мы постараемся с ребятами вам помочь. Приходите к нам еще, до новых встреч.
Учитель:
Сегодня прошло занятие по теме лес. Какой главный вопрос предстоит решить вашему поколению? Что вы можете в детском возрасте сделать для наших тамбовских лесов? Поднимите руку, кто поддерживает предложение лесных жителей о субботнике. Этот вопрос мы рассмотрим на родительском собрании и назначим дату.
К следующему занятию вам необходимо изучить и подобрать материал о самых распространенных деревьях тамбовских лесов.
Назовите их (дуб, сосна, осина, ольха, берёза). Задание у вас есть. Жду вас на следующее занятие, которое состоится(дата)
Занятие 2 Практика
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим разговор о лесах Тамбовской области. Вы молодое поколение. Вам и продолжать Дело Ваших отцов и дедов. Чтобы не нанести вред нашим лесам вы должны их изучить. Предлагаю вам изучить деревья наших лесов. Вам необходимо изучить подборку материала и приготовить страницы книги «Природа родного края».
Работа в группах
Инструкция по выполнению работы.
-
Рассмотреть подборку материала -
Расположить материал на страницах книги по плану:
А) Общие данные: название, рисунок.
Б) Описание дерева.
В) Где растёт?
Г) Где используется?
Д) Интересные факты
Е) Обращение к людям: «Как беречь дерево» (написать и оформить)
-
Подготовить выступление.
Выступление детей.
Учитель: Вы хорошо подготовили выступления.
А знаете ли вы что в нашей области есть деревья памятники.
Презентация «Деревья – живые памятники» (подготовила ученица, под руководством учителя)
Учитель:
Сегодня вы много интересного узнали о деревьях Тамбовской области. Надеюсь, эти знания вам пригодятся, и вы будете защитниками нашего леса. Сохраните его для будущего поколения.
Страницы книги «Природа родного края» (результат работы в группах)