Файл: Автоматизированные системы связи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ


И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ


    1. ЗАДАЧИ АСУ

Структура АСОУ определяется количеством и сложностью решаемых ею задач, а эффективность – степенью автоматизации решения этих задач и опти- мальным составом технических средств. Разрабатываемая АССОУПО должна эффективно решать следующие задачи:

  1. хранение информации о состоянии всех видов пожарной техники в гар- низоне;

  2. хранение справочных данных об объектах;

  3. хранение типовых программ тушения пожаров различных рангов;

  4. хранение расписания выездов пожарных подразделений;

  5. прием и автоматическая регистрация всех видов информации;

  6. автоматизация диалога диспетчерскийпунктзаявитель;

  7. автоматизация выбора и анализа поступающей информации;

  8. автоматизация выбора оптимального управляющего воздействия;

  9. автоматизация передачи приказов ПЧ;

  10. автоматизация контроля исполнения приказов;

  11. автоматизация корректировки сведений о текущем составе техники;

  12. автоматизация выбора оптимального маршрута следования;

  13. хранение и автоматизация поиска оперативных планов тушения пожа- ров конкретных объектов;

  14. автоматизация отображения оперативной обстановки в городе на элек- трифицированном светоплане;

  15. автоматизация отображения наличия пожарной техники в ПЧ;

  16. автоматизация отображения на светоплане маршрута движения техни- ки к месту пожара;

  17. автоматизация контроля времени прибытия пожарной техники на по- жар и в ПЧ;

  18. автоматизация прогнозирования развития пожаров для наиболее важ- ных объектов;

  19. автоматизация выработки упреждающих управленческих решений по тушению пожаров;

  20. обеспечение круглосуточной надежной оперативной связи.

С учетом сформулированных задач примерная схема АСОУ имеет вид, изображенный на рис. 7.1. При поступлении сообщения о пожаре оно автома- тически принимается и регистрируется подсистемой приема и автоматической регистрации информации (ПАРИ), оценивается подсистемой анализа информа- ции (АИ), которая с помощью имеющихся сведений в подсистеме информаци- онно-справочного фонда (ИСФ) и типовых расписаний выездов (РВ) пожарных


подразделений выдает соответствующие возникшей оперативной ситуации данные подсистеме выработки управленческого решения (ВУР). Управленче- ское решение – это приказ на выезд соответствующим пожарным подразделе- ниям, который передается подсистемой передачи приказов (ПП) по команде диспетчера пожарным частям (ПЧ). Исполнение приказа – выезд пожарных ав- томобилей автоматически контролируется на диспетчерском пункте подсисте- мой контроля исполнения приказа (КИП) за счет поступления сигналов от дат- чиков, установленных в местах стоянок автомобилей в пожарных частях. При наличии подсистемы прогнозирования развития пожара (ПРП) и выработ- ки упреждающих решений формирование приказов осуществляется с учетом выданных указанной подсистемой прогнозов.



Рис.7.1. Функциональная схема АСОУ
Подсистема оптимизации маршрута следования (ОМС) на основании по- лученного адреса пожара выдает оптимальный маршрут следования техники из каждой пожарной части с целью сокращения времени ее прибытия на место пожара. А подсистема слежения по маршруту (СМ) обеспечивает автоматиче- ское слежение за движением пожарных автомобилей по городу с выдачей под- тверждающего сигнала на диспетчерский пункт о времени прибытия каждой машины на место пожара.

Вся информация о наличии техники в пожарных частях гарнизона, ее убы- тии и прибытии отображается на световом табло с указанием текущего време- ни. С помощью подсистемы отображения наличия техники (ОНТ) диспетчер имеет в любое текущее время точные сведения о наличии техники в боевой го- товности по всем пожарным частям. Оперативная обстановка в городе отобра- жается на электрифицированном светоплане города с помощью подсистемы отображения оперативной обстановки города (ООГ). Для осуществления связи диспетчера с различными абонентами имеется пульт связи (ПС).

Функциональная схема АССОУПО должна включать в себя устройство распределения входящих по линиям спецсвязи «01» вызовов и сообщений; уст- ройство предварительного анализа и фильтрации вызовов, которые поступают

на пульт связи диспетчера (ПСД); устройство автоматического определения номера абонента (АОН); устройства ввода информации в ПЭВМ (УВИ); персо- нальную ЭВМ (ПЭВМ); электрифицированный светоплан города; табло нали- чия и состояния техники; аппаратуру передачи данных – факс-модемы (для пе- редачи приказа на выезд техники из пожарных частей); аппаратуру контроля исполнения приказов, сигналы которой поступают на ЦУС от пожарных частей. Кроме того, для поддержания устойчивой связи диспетчера с пожарными авто- мобилями и пожарными частями используется стационарная радиостанция (РС). Функциональная схема АСУ должна включать в себя все вышеперечис- ленные компоненты и отражать их взаимодействие.

Примерная функциональная схема АСУ представлена на рис. 7.2.



Рис.7.2.Функциональная схема АСУ

    1. РАСЧЕТ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ АССОУПО

И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В ходе исследования пропускной способности и эффективности функцио- нирования АССОУПО проводят следующие действия.

  1. Определение необходимого количества диспетчеров для АСУ.

Время занятости диспетчера обслуживанием одного вызова при внедрении

АСCОУПО:

τобс τп τвур τпп2 .

По заданной интенсивности потока вызовов , поступающих в систему, и величине времени обслуживания одного вызова диспетчером определяется

полная нагрузка на всех диспетчеров за смену (12 часов): yl

60обс12 .


Допустимая нагрузка на одного диспетчера за смену с учетом коэффици- ента занятости составляет y1доп Kдy1макс.

Необходимое число диспетчеров определяется по формуле


nд

yд .

y1доп


Значение nдокругляется до большего целого.

  1. Определение количества каналов связи для передачи приказов в ПЧ и получения подтверждения.

Количество каналов связи определяется в соответствии с количеством по- жарных частей: nк=Nпч.

  1. Расчет пропускной способности АССОУПО.

Вероятность того, что все три диспетчера свободны, определяется как


n

1
P0 k.

y

k0 k!
где y нагрузка на диспетчеров при обслуживании одной поступившей заявки,

y=обс2.

Вероятность одновременной занятости всех nдиспетчеров (вероятность отказа в обслуживании):


Pn

yn

n! P0 .


Вероятность обслуживания вызова: Pобс=1 Pn.


вок.

В установившемся режиме будет обслужено 100Pобс%поступивших зая-
Абсолютная пропускная способность АССОУПО (среднее время обработ-

ки поступившей заявки): A= Pобс2.

  1. Расчет эффективности функционирования АССОУПО.

В качестве обобщенного показателя эффективности функционирования АССОУПО может быть принято отношение обобщенного положительного ре- зультата ее применения в реальных условиях Э к приведенным затратам С на построение и эксплуатацию системы:
E Э.

0 С

Экономический эффект от применения системы можно выразить как
Э= [(Снп1 Снп2) + (Стп1 Стп2) + (Ску1 Ску2)],
где Снп1, Снп2 – средние значения материальных убытков, образующихся до на- чала тушения пожара перед внедрением АССОУПО и после ее внедрения.

Стоимость убытков, образующихся на этапе до прибытия пожарных и на- чала тушения, зависит от условий возникновения и характера развития пожара, времени его обнаружения, выработки управленческого решения (выбора соста- ва техники и формирования приказа на выезд пожарного подразделения), от обоснованности (правильности) выработанного управленческого решения (приказа на выезд) и удельной стоимости самих горючих материалов.

В общем виде стоимость потерь, образующихся до начала пожара, можно определить по формуле
Снп= Sп,
где Sп площадь горения (пожара) в момент начала тушения;

коэффициент удельной стоимости на единицу площади горения. Увеличение площади горения равно
Sп= (срvл)2,
где ср время свободного развития пожара, которое рассчитывается по форму- ле


ср

овур пп тр,


где овремя от начала возникновения пожара до момента его обнаружения;

вур– время обработки сообщения (заявки) с учетом выработки управлен- ческого решения на выезд для тушения пожара;

ппвремя передачи приказа пожарным частям;

тр– время от момента выезда пожарных машин до начала тушения (транспортное время).

Внедрение АССОУПО позволяет сократить значения величин времени вури ппза счет автоматизации приема и обработки заявки, а также за счет автома- тизации выработки управленческого решения и передачи приказов пожарным частям.

При функционировании АССОУПО сокращаются убытки, образующиеся при тушении пожара, во-первых, за счет того, что при всех прочих равных ус- ловиях методов и средств тушения пожарное подразделение прибывает на ме- сто пожара на некоторое время раньше, следовательно, тушение начинается при меньшем размере пожара; во-вторых, за счет автоматизированного про- граммно-обоснованного выбора соответствующих пожарных частей гарнизона, номенклатуры и количественного состава пожарной техники и средств туше- ния, обеспечивающих большую эффективность тушения пожара.

Следует отметить, что величина убытков Стп2 ощутима при организации одновременного тушения нескольких пожаров, при сложной оперативной об- становке, когда требуется для тушения пожаров дополнительный добор средств и техники. В этой обстановке без АСОУ даже опытный диспетчер допускает существенные ошибки в выборе нужной пожарной части и требуемого состава пожарной техники, допускает ошибки в учете задействованной и имеющейся в боевом резерве гарнизона техники, что отрицательно сказывается на резуль-