ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тате правильного (обоснованного) добора пожарной техники при возрастании номера какого-либо пожара. Кроме того, при наличии АСОУ сокращается вре- мя, затрачиваемое диспетчером на управленческие операции, особенно в пери- од сложившейся оперативной обстановки, когда несколько раз требуется высы- лать дополнительные силы, средства и технику, что в конечном счете приводит к снижению величины убытков.
В общем случае при подсчете убытков от пожаров учитывают величину непосредственного ущерба от пожара на объектах производственного и непро- изводственного назначения и косвенные убытки, связанные с ущербом, вы- званным простоем производственного предприятия по причине пожара.
В состав косвенных убытков включаются:
Величина косвенных убытков может быть самой различной в зависимости от назначения объектов и размеров пожара от них. С учетом этих факторов ве- личина косвенных убытков может составить от 10 до 300 % от стоимости непо- средственного ущерба от пожаров.
При проведении практических расчетов разница значений косвенных ма- териальных убытков до внедрения АСОУ и после ее внедрения может быть ус- тановлена по среднестатистическим данным применительно к соответствую- щим классам объектов.
Приведенные затраты на построение и эксплуатацию системы:
C
Cэк EнKп,
где Сэк – затраты на эксплуатацию системы (техническое обслуживание, про- филактика, ремонт);
Ен– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кп– затраты на построение АССОУПО (капитальные вложения).
Эффективность АСОУ зависит как от вероятности безотказной работы технических средств, так и от вероятности безотказной работы диспетчера, ко- торый является одним из функциональных звеньев системы. С учетом этого эффективность АСОУ может быть окончательно определена по формуле
E ЭРтсРд,
С
где Ртс– вероятность безотказной работы технических средств системы;
Рд–вероятность безотказной работы диспетчера.
Если величина Е превышает 1 (т. е. результат применения АСОУ больше приведенных затрат на эксплуатацию и построение системы), значит разработ- ка и эксплуатация АСОУ эффективна. Если Е < 1, необходимо предложить пути повышения эффективности АСОУ.
Основой АСУ является ЭВМ (рис. 7.3). АСУ в ФПС МЧС включает три подсистемы:
Рис.7.3.Структура компьютерной АССОУПО
Функциональная схема АСОУ включает в себя устройство распределе- ния входящих по линиям спецсвязи «01» вызовов и сообщений; устройство
предварительного анализа и фильтрации вызовов, которые поступают на пульт связи диспетчера (ПСД); устройство автоматического определения номера або- нента; устройства ввода информации в ПЭВМ; персональную ЭВМ; электри- фицированный светоплан города; табло наличия и состояния техники; аппара- туру передачи данных (АПД) (для передачи приказа на выезд техники из по- жарных частей); аппаратуру контроля исполнения приказов, сигналы которой поступают на ЦУС от пожарных частей. Кроме того, для поддержания устойчи- вой связи диспетчера с пожарными автомобилями и пожарными частями ис- пользуется стационарная радиостанция.
Одним из основных устройств АСОУ является ЭВМ, предназначенная для управления работой АСОУ. Конкретный тип ЭВМ зависит от требований к АСОУ и определяется быстродействием вычислительного комплекса, его функциональными возможностями, емкостью памяти, возможностью обеспече- ния работы разветвленной системы периферийного оборудования, стоимостью и надежностью. В настоящее время этим требованиям отвечают современные персональные компьютеры.
Для обеспечения формирования и ведения базы данных и рабочих про- грамм служат устройства ввода-вывода данных: USB-накопители, накопители
на жестких магнитных дисках (винчестерах), оптические или магнитно- оптические дисководы, стримеры (накопители на магнитной ленте), накопители на гибких магнитных дисках.
Аппаратура передачи данных включает в себя модемы (факс-модемы) – устройства для сопряжения ЭВМ с телефонной линией. Для передачи данных на небольшие расстояния могут использоваться радиомодемы, что позволяет сэкономить средства на прокладку кабельных линий. Для организации взаимо- действия в пределах локальной компьютерной сети используется стандартное
сетевое оборудование (например, сетевые карты ETHERNET 3 COM, NE-2000 и др.).
Устройства сопряжения обеспечивают обмен информацией между ЭВМ и нестандартным оборудованием (светоплан, табло наличия техники, датчики на- личия автомобилей на местах стоянки и т. п.). Для связи с аналоговыми техни- ческими устройствами используются цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи (ЦАП и АЦП). Связь с цифровыми техническими устройства- ми может осуществляться непосредственно через стандартные порты ЭВМ (СОМ1 или LPT), но в этом случае разрабатывается специальное программное обеспечение.
Для документирования информации используются принтеры: матричные, струйные, лазерные.
Принцип автоматического приема и предварительного анализа вызовов основан на рациональном распределении функций между диспетчером и авто- матическим устройством, которое может с высокой скоростью и точностью различить отдельные виды вызовов. Работа устройства автоматического приема и предварительного анализа вызовов (УАП) заключается в следующем.
При вызове срабатывает реле, и к спецлинии «01» подключается дроссель, обеспечивающий удержание абонента и автоответчика, который за время 2 с автоматически выдает абоненту информацию в виде слов «Пожарная охрана» и затем отключается. В зависимости от вида вызова после начала его обслужива- ния сигналы речевого спектра могут не поступить, могут поступить сигналы
«Занято» (вызовы-помехи) и сигналы речевого спектра (вызов-сообщение).
Если сигналы речевого спектра не поступают (абонент молчит), то через время прослушивания абонент автоматически отключается. Если появились сигналы «Занято», то абонент также автоматически отключается. Если появи- лись сигналы речевого спектра, то телефонный аппарат диспетчера подключа- ется к линии спецсвязи «01» и автоматически включается магнитофон для ре-
гистрации сообщения.
Применение УАП на практике показывает высокую эффективность обслу- живания вызовов. При его совместной работе с пультом диспетчера по приему вызовов «01» достигается значительное сокращение (приблизительно в 3 раза) числа вызовов, поступивших на обслуживание непосредственно диспетчеру,
а вызовы-помехи к диспетчеру при этом не поступают. Кроме того, все опера- ции, связанные с обслуживанием вызовов, в этом случае удается полностью ав- томатизировать.
Процесс функционирования системы в целом может быть проиллюстриро- ван на примере обработки заявки о пожаре, поступающей на ЦУС. Заявка о по- жаре по городской телефонной сети поступает на пульт связи, установленный в диспетчерском зале. Диспетчер, принимающий заявку, уточняет у заявителя адрес пожара, что горит, и вводит эти данные в систему с помощью устройства ввода информации – терминала, установленного на его рабочем месте. Инфор- мация о пожаре поступает в устройство управления и обработки информации (в ЭВМ), укомплектованное соответствующим периферийным оборудованием. ЭВМ, в соответствии с заложенной в нее программой, по введенному в нее ад- ресу определяет, какую технику и из каких пожарных частей необходимо вы- слать на тушение пожара. Перечень техники и список пожарных частей выво- дятся на экран дисплея. Оператор просматривает этот список и принимает ре- шение на его утверждение или коррекцию. Коррекция заключается в том, что оператор может сократить, увеличить или видоизменить список техники. После утверждения приказы на высылку техники рассылаются по задействованным пожарным частям.
В диспетчерском пункте ПЧ приказ поступает по модемной линии на ЭВМ оператора, записывается на магнитный носитель и распечатывается на принте- ре. Одновременно осуществляется контроль выезда техники из депо ПЧ. На ка- ждой стоянке установлен датчик, контролирующий наличие техники. Эта ин- формация постоянно поступает на пульт наличия пожарной техники и далее по линиям связи на селектор-мультиплексор и затем в ЭВМ. Когда вся техника,
В общем случае при подсчете убытков от пожаров учитывают величину непосредственного ущерба от пожара на объектах производственного и непро- изводственного назначения и косвенные убытки, связанные с ущербом, вы- званным простоем производственного предприятия по причине пожара.
В состав косвенных убытков включаются:
-
выплата заработной платы рабочим за время простоя; -
доплата рабочим высшей квалификации, привлеченным для ликвидации последствий пожара; -
оплата демонтажных работ и работ по расчистке и уборке строительных конструкций;-
потери от снижения прибыли из-за недовыпуска продукции; -
оплата штрафов за недоставку продукции; -
потери от капитальных вложений на восстановление основных фондов и т. д.
-
Величина косвенных убытков может быть самой различной в зависимости от назначения объектов и размеров пожара от них. С учетом этих факторов ве- личина косвенных убытков может составить от 10 до 300 % от стоимости непо- средственного ущерба от пожаров.
При проведении практических расчетов разница значений косвенных ма- териальных убытков до внедрения АСОУ и после ее внедрения может быть ус- тановлена по среднестатистическим данным применительно к соответствую- щим классам объектов.
Приведенные затраты на построение и эксплуатацию системы:
C
Cэк EнKп,
где Сэк – затраты на эксплуатацию системы (техническое обслуживание, про- филактика, ремонт);
Ен– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кп– затраты на построение АССОУПО (капитальные вложения).
Эффективность АСОУ зависит как от вероятности безотказной работы технических средств, так и от вероятности безотказной работы диспетчера, ко- торый является одним из функциональных звеньев системы. С учетом этого эффективность АСОУ может быть окончательно определена по формуле
E ЭРтсРд,
С
где Ртс– вероятность безотказной работы технических средств системы;
Рд–вероятность безотказной работы диспетчера.
Если величина Е превышает 1 (т. е. результат применения АСОУ больше приведенных затрат на эксплуатацию и построение системы), значит разработ- ка и эксплуатация АСОУ эффективна. Если Е < 1, необходимо предложить пути повышения эффективности АСОУ.
-
СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА АССОУПО
Основой АСУ является ЭВМ (рис. 7.3). АСУ в ФПС МЧС включает три подсистемы:
-
АСУ административно-хозяйственной деятельности;
-
АСУ пожарной профилактики объектов; -
АСУ оперативного управления силами и средствами тушения пожаров (АСОУ).
Рис.7.3.Структура компьютерной АССОУПО
Функциональная схема АСОУ включает в себя устройство распределе- ния входящих по линиям спецсвязи «01» вызовов и сообщений; устройство
предварительного анализа и фильтрации вызовов, которые поступают на пульт связи диспетчера (ПСД); устройство автоматического определения номера або- нента; устройства ввода информации в ПЭВМ; персональную ЭВМ; электри- фицированный светоплан города; табло наличия и состояния техники; аппара- туру передачи данных (АПД) (для передачи приказа на выезд техники из по- жарных частей); аппаратуру контроля исполнения приказов, сигналы которой поступают на ЦУС от пожарных частей. Кроме того, для поддержания устойчи- вой связи диспетчера с пожарными автомобилями и пожарными частями ис- пользуется стационарная радиостанция.
-
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПЕРЕЧНЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АСОУ
Одним из основных устройств АСОУ является ЭВМ, предназначенная для управления работой АСОУ. Конкретный тип ЭВМ зависит от требований к АСОУ и определяется быстродействием вычислительного комплекса, его функциональными возможностями, емкостью памяти, возможностью обеспече- ния работы разветвленной системы периферийного оборудования, стоимостью и надежностью. В настоящее время этим требованиям отвечают современные персональные компьютеры.
Для обеспечения формирования и ведения базы данных и рабочих про- грамм служат устройства ввода-вывода данных: USB-накопители, накопители
на жестких магнитных дисках (винчестерах), оптические или магнитно- оптические дисководы, стримеры (накопители на магнитной ленте), накопители на гибких магнитных дисках.
Аппаратура передачи данных включает в себя модемы (факс-модемы) – устройства для сопряжения ЭВМ с телефонной линией. Для передачи данных на небольшие расстояния могут использоваться радиомодемы, что позволяет сэкономить средства на прокладку кабельных линий. Для организации взаимо- действия в пределах локальной компьютерной сети используется стандартное
сетевое оборудование (например, сетевые карты ETHERNET 3 COM, NE-2000 и др.).
Устройства сопряжения обеспечивают обмен информацией между ЭВМ и нестандартным оборудованием (светоплан, табло наличия техники, датчики на- личия автомобилей на местах стоянки и т. п.). Для связи с аналоговыми техни- ческими устройствами используются цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи (ЦАП и АЦП). Связь с цифровыми техническими устройства- ми может осуществляться непосредственно через стандартные порты ЭВМ (СОМ1 или LPT), но в этом случае разрабатывается специальное программное обеспечение.
Для документирования информации используются принтеры: матричные, струйные, лазерные.
Принцип автоматического приема и предварительного анализа вызовов основан на рациональном распределении функций между диспетчером и авто- матическим устройством, которое может с высокой скоростью и точностью различить отдельные виды вызовов. Работа устройства автоматического приема и предварительного анализа вызовов (УАП) заключается в следующем.
При вызове срабатывает реле, и к спецлинии «01» подключается дроссель, обеспечивающий удержание абонента и автоответчика, который за время 2 с автоматически выдает абоненту информацию в виде слов «Пожарная охрана» и затем отключается. В зависимости от вида вызова после начала его обслужива- ния сигналы речевого спектра могут не поступить, могут поступить сигналы
«Занято» (вызовы-помехи) и сигналы речевого спектра (вызов-сообщение).
Если сигналы речевого спектра не поступают (абонент молчит), то через время прослушивания абонент автоматически отключается. Если появились сигналы «Занято», то абонент также автоматически отключается. Если появи- лись сигналы речевого спектра, то телефонный аппарат диспетчера подключа- ется к линии спецсвязи «01» и автоматически включается магнитофон для ре-
гистрации сообщения.
Применение УАП на практике показывает высокую эффективность обслу- живания вызовов. При его совместной работе с пультом диспетчера по приему вызовов «01» достигается значительное сокращение (приблизительно в 3 раза) числа вызовов, поступивших на обслуживание непосредственно диспетчеру,
а вызовы-помехи к диспетчеру при этом не поступают. Кроме того, все опера- ции, связанные с обслуживанием вызовов, в этом случае удается полностью ав- томатизировать.
Процесс функционирования системы в целом может быть проиллюстриро- ван на примере обработки заявки о пожаре, поступающей на ЦУС. Заявка о по- жаре по городской телефонной сети поступает на пульт связи, установленный в диспетчерском зале. Диспетчер, принимающий заявку, уточняет у заявителя адрес пожара, что горит, и вводит эти данные в систему с помощью устройства ввода информации – терминала, установленного на его рабочем месте. Инфор- мация о пожаре поступает в устройство управления и обработки информации (в ЭВМ), укомплектованное соответствующим периферийным оборудованием. ЭВМ, в соответствии с заложенной в нее программой, по введенному в нее ад- ресу определяет, какую технику и из каких пожарных частей необходимо вы- слать на тушение пожара. Перечень техники и список пожарных частей выво- дятся на экран дисплея. Оператор просматривает этот список и принимает ре- шение на его утверждение или коррекцию. Коррекция заключается в том, что оператор может сократить, увеличить или видоизменить список техники. После утверждения приказы на высылку техники рассылаются по задействованным пожарным частям.
В диспетчерском пункте ПЧ приказ поступает по модемной линии на ЭВМ оператора, записывается на магнитный носитель и распечатывается на принте- ре. Одновременно осуществляется контроль выезда техники из депо ПЧ. На ка- ждой стоянке установлен датчик, контролирующий наличие техники. Эта ин- формация постоянно поступает на пульт наличия пожарной техники и далее по линиям связи на селектор-мультиплексор и затем в ЭВМ. Когда вся техника,