ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
9 ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ
МЧС России по Республике Бурятия
майор внутренней службы
Д.А. Ковалев
«____»____________________2021 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с личным составом дежурных караулов
9 ПСЧ ПСО ГПС ГУ МЧС России по Республике Бурятия»
с 16.08.21 по 19.08.21
Тема: «Острые стрессовые реакции. Работа с людьми с ОСР»
Вид занятия: классно-групповое
Отводимое время: 45 мин.
Цель занятия: Острые стрессовые реакции. Работа с людьми с ОСР.
Литература используемая при проведении занятия:
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007
Развернутый план занятия:
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
1. | 2. | 3. | 4. |
| |||
1. | Сбор личного состава в классе. Доведение до л/с ход проведения занятия. | 5 | Проверить наличие у обучаемых средств материального обеспечения занятий (учебные пособия, тетради, ручки и т.д.) |
| |||
1. | | 35 | Основными особенностями экстремальных ситуаций являются следующие: – обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям; – жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.); – человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке; – большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. При проведении аварийно – спасательных и других неотложных работ, взаимодействие с пострадавшими является неотъемлемой частью деятельности специалиста. Зачастую, реакция на стресс у пострадавшего такова, что она мешает проведению аварийно – спасательных работ, человек может причинить вред себе и окружающим. Такого рода реакции называются «Острые стрессовые реакции». Можно говорить о том, что, попадая в экстремальную ситуацию, человек находится в особом психологическом состоянии. Это состояние в медицине и психологии принято называть острой реакцией на стресс. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) острое стрессовое расстройство определяется как быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности. Специалисты говорят об острой реакции на стресс в том случае, когда наблюдаются следующие симпто-мы: – человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно; – симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток); – есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и проявлением симптоматики. Человек, переживающий подобное состояние, нуждается в помощи. В психологии такой вид помощи называется экстренной психологической помощью. Оказывать помощь людям, находящимся в состоянии острой стрессовой реакции, часто приходится и спасателям, работающим при ликвидации последствий экстремальной ситуации, и от того, как будет оказана такая помощь, зависит то, как пострадавший будет жить дальше. Поэтому далее мы будем говорить о том, как правильно распознать тот или иной вид острой стрессовой реакции и как правильно оказать помощь пострадавшему, находящемуся в острой стрессовой реакции. Напомним, что экстренной психологической помощью называется система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайной ситуации. Основной целью оказания экстренной психологической помощи пострадавшим является регуляция активного психологического состояния. При оказании психологической помощи важно следовать следующим правилам: - Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физической безопасности (есть примеры, когда при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек). - Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение – это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими: – сообщите пострадавшему актуальную для него информацию (информация должна быть достоверной и дозированной); - Подскажите ему, как необходимо себя вести; - Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства - Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, лучше не делать этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать. - Основной принцип оказания помощи в психологии такой же, как в медицине: «Не навреди». Лучше отказаться от необоснованных, необдуманных действий, чем навредить человеку. Поэтому, если вы не уверены в правильности того, что собираетесь делать – лучше воздержитесь. Рекомендации по ведению: рекомендуется провести обсуждение перечисленных правил. Примерные вопросы для обсуждения: - Как вы думаете, почему при оказании экстренной психологической помощи пострадавшим необходимо соблюдать перечисленные правила? - Что может повлечь за собой несоблюдение предложенных правил? В динамике травматическая ситуация проходит четыре этапа. Первый этап – фаза отрицания или шока. Этот начинается с момента возникновения стрессовой ситуации и может продолжаться до трех дней. Второй этап – этап агрессии и вины. Этот этап длиться от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (агрессии). Третий этап – фаза депрессии. Она длиться до 1 года и характеризуется тем, что человек впервые проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. И последний этап – фаза исцеления. Она начинается после первого года и заключается в том, что человек научается жить без потери. При оказании экстренной психологической помощи пострадавшим необходимо помнить, что такого рода помощь нельзя оказывать людям в психотическом состоянии, признаками которого являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления. Например, после пожара в наркологической клинике в Москве, на опознание пришел мужчина, который говорил родственникам, пришедшим на опознание, что они должны пойти с ним, он знает, что там, за поворотом, есть оазис, в котором все погибшие живы, поют райские птицы и изобилие всего, чего только человеку угодно. Основная задача при выявлении таких людей – обеспечить собственную безопасность и безопасность других пострадавших и как можно скорее передать такого человека медикам. Тактика общения пострадавшими, у которых есть подозрения на бред и галлюцинации состоит в следующем: - обращаться к здоровой части личности; - общаться в рамках картины мира пострадавшего, не вступая в дискуссию о соответствии этой картины реальности. По МКБ – 10 острые стрессовые реакции характеризуются частичной или полной утратой: - целесообразной деятельности; - критичной оценки ситуации; - контакта с другими людьми. Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух – трех суток. К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды: 1. Плач; 2. Агрессия; 3. Истероидная реакция; 4. Апатия; 5. Страх; 6. Психомоторное возбуждение; 7. Ступор; 8. Нервная дрожь. Очередность оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при острых стрессовых реакциях 1. Реакции опасные эмоциональным заражением (истерика, психомоторное возбуждение, агрессия); 2. Ступор (является опасным для здоровья и жизни); 3. Страх (может перерасти в паническую реакцию); 4. Апатия (частично утрачена способность обеспечивать витальные потребности); 5. Нервная дрожь (высока вероятность развития психосоматических заболеваний); 6. Плач (считается самой адаптивной реакцией) При работе с острыми стрессовыми реакциями в первую очередь помощь оказывается при: истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям - эмоциональное заражение. Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи в случае не оказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций – реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций. При оказании экстренной психологической помощи есть ключевые моменты, которые соблюдаются специалистами при работе с острыми стрессовыми реакциями: не оставлять человека одного; дать ощущение большей безопасности; оградить от посторонних зрителей; помочь почувствовать пострадавшему, что он не остался один на один со своей бедой; употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией; постараться свести реакцию к плачу; избегать в своей речи употребления частицы «не». Однако есть и специфика работы с каждым из видов ОСР. Плач. Плач – это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. По этому крайне важно дать реакции плача состояться. Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. При работе с плачем можно использовать общие принципы оказания помощи при острых стрессовых реакциях. Для того чтобы отличить плач от другой острой реакции на стрессовую ситуацию необходимо обратить внимание на следующие признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении. Помощь, оказываема пострадавшему при реакции плача, заключается в следующем: Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно поддерживать физический контакт с пострадавшим. Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один. Применение приемов «активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Рекомендации по ведению: здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на закрепление полученного материала (см. Приложение 10). Истероидная реакция. Истероидная реакция является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих. Истероидная реакция всегда направлена на зрителя, следовательно, изолировав пострадавшего с истероидной реакцией от толпы, велика вероятность купирования реакции. Истероидная реакция характеризуется следующими признаками: • сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; • чрезмерное возбуждение; • множество движений, театральные позы; • речь эмоционально насыщенная, быстрая; • крики, рыдания. При оказании помощи пострадавшему с истероидной реакцией помнить, что самое главное – это: - Постараться удалить зрителей и создать спокойную обстановку для пострадавшего. - Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине; - Неожиданно совершенное действие способно вызвать у пострадавшего ориентировочную реакцию, во время которой вы можете остановить истероидную реакцию; - Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном в побудительном наклонении («выпей воды», «умойся»); - После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть, по возможности прилечь или поспать; - После реакции пострадавшего необходимо передать для наблюдения врачам; - Не потакайте желаниям пострадавшего. Агрессивное поведение. Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям. Агрессивное поведение характеризуют: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесные оскорбления, брань; мышечное напряжение, увеличение кровяного давления. Для оказания помощи пострадавшему необходимо: Свести к минимуму количество окружающих. Дать пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подуш-ку). Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрировать благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Психомоторное возбуждение. Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»). Признаки: движения резкие; бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих. В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим. Для того чтобы помочь человеку при психомоторном возбуждении рекомендуется: Необходимо привлечь внимание пострадавшего. Изолируйте пострадавшего от окружающих. Сделайте массаж позитивных точек. Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не». Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. Нервная дрожь. Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний. Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету). Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки. В том случае если человек не может самостоятельно усилить дрожь, возьмите его за плечи и сильно потрясите в течение 10 – 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним. Помните, что перед тем как потрясти пострадавшего, необходимо объяснить ему все то, что вы будете делать. Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки. Апатия. Непреодолимая усталость, такая, что любое движе-ние, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный вами вопрос может отвечать не с первого раза. Для помощи при апатии необходимо: Говорить с пострадавшим. Задать ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»). Разговаривая с пострадавшим, вовлекать его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи). Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь), взять за руку. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать. Ступор. Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев. Распознать ступор можно по следующим критериям: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности, возможно напряжение отдельных групп мышц, часто ограниченные координированные движения глаз. Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно по этому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае если по близости отсутствует бригада врачей, можно: Ладонь свободной руки положить на грудь пострадавшего. Мягко усиливая рукой движение грудной клетки пострадавшего, попробовать вывести дыхание на более глубокий и длительный дыхательный цикл. Говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Важно добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Страх. Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего, окружающих, велика вероятность эмоционального заражения окружающих, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо. Страх характеризуется: • напряжением мышц (особенно лицевых); • сильным сердцебиением; • учащенным поверхностным дыханием; • сниженным контролем собственного поведения. Помощь пострадавшему в состоянии страха: • Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс – это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме. • Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывая заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий. |
2.Заключительная часть. | |||
1. | Разбор занятия | 5 | Подвести итоги занятия, отметить отличившихся и нерадивых, выставить, в соответствии с показанными знаниями, оценки в журнал. |
Пособия и оборудование, используемое на занятии: план конспект
Задание на самоподготовку: Изучить и уметь пользоваться на практике
Руководитель занятия: Начальник части