Файл: Графическое представление данных в виде диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Чтение графиков реальных процессов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вероятность и статистика
7 класс
Урок: 5
Тема: Графическое представление данных в виде диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Чтение графиков реальных процессов
Цели урока:
сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.
Основные понятия: таблица, график, мастер диаграмм.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала:
Сегодня на уроке мы продолжим работать с электронными таблицами.
-
Что такое электронные таблицы? -
Сформулируйте основные преимущества, которые даёт обработка информации с помощью электронных таблиц по сравнению с обработкой вручную?
3. Изучение нового материала.
Вопросы ученикам
1) Как вы думаете можно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме? (Невозможно.)
2) С помощью чего гораздо удобнее обрабатывать такую информацию? (Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.)
Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.
(Слайд 2) Предположим, вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: (Слайд 3)
Погода в мае 2006 года
Дата | Температура, град С | Влажность, % | Давление, мм | Ветер | Облачность | ||
направление | Град | скорость, м/с | |||||
1 | +16 | 25 | 759 | Ю-В | 130 | 3 | Ясно |
2 | +19 | 30 | 759 | С-З | 320 | 2 | Ясно |
3 | +20 | 30 | 759 | С-В | 30 | 2 | Ясно |
4 | +22 | 26 | 759 | С | 350 | 2 | 20-30% |
5 | +21 | 28 | 760 | С-В | 50 | 1 | 90% |
6 | +22 | 35 | 759 | В | 90 | 2 | 70-80% |
7 | +19 | 52 | 753 | С-В | 30 | 4 | 60% |
8 | +12 | 66 | 750 | С | 340 | 3 | 90% |
9 | +14 | 58 | 747 | С-В | 40 | 2 | Сплошная |
10 | +13 | 88 | 743 | В | 90 | 1 | Сплошная |
11 | +13 | 71 | 741 | В | 80 | 1 | 90% |
12 | +10 | 81 | 745 | С-З | 310 | 2 | Сплошная |
13 | +17 | 48 | 747 | Штиль | - | 0 | 70-80% |
14 | +23 | 40 | 743 | Ю-З | 230 | 1 | 50% |
15 | +16 | 59 | 743 | З | 290 | 2 | 90% |
16 | +13 | 38 | 746 | С-З | 310 | 3 | 70-80% |
17 | +13 | 41 | 749 | Штиль | - | 0 | Сплошная |
18 | +15 | 41 | 750 | С | 20 | 2 | 70-80% |
19 | +17 | 36 | 745 | Ю | 180 | 2 | 40% |
20 | +14 | 88 | 738 | Ю-З | 240 | 2 | 90% |
21 | +21 | 52 | 739 | Ю-В | 140 | 2 | Сплошная |
22 | +15 | 72 | 740 | Ю-З | 240 | 5 | Сплошная |
23 | +21 | 49 | 745 | Ю-З | 240 | 3 | 70-80% |
24 | +22 | 53 | 744 | З | 280 | 2 | 50% |
25 | +17 | 48 | 744 | Ю-З | 220 | 2 | 90% |
26 | +18 | 52 | 744 | Штиль | - | 0 | 90% |
27 | +11 | 93 | 738 | Ю | 160 | 2 | 90% |
28 | +13 | 62 | 741 | З | 270 | 3 | 90% |
29 | +16 | 59 | 735 | Ю-В | 140 | 1 | Сплошная |
30 | +11 | 87 | 736 | Штиль | - | 0 | Сплошная |
31 | +17 | 51 | 744 | Ю-В | 130 | 3 | Сплошная |
Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?
Вопросы ученикам
По таблице «Погода в мае 2006 года» на странице 83 учебника попробуйте ответить на вопросы:
• Какой день был самым холодным?
• Какой день был самым теплым?
• В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?
Легко ли было отвечать на эти вопросы по таблице? (Достаточно трудно).
(Слайд 4) Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна.
Вопросы ученикам
-
С помощью чего можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию)? (Содержащуюся в таблице информацию можно сделать более наглядной и легко воспринимаемой с помощью графиков и диаграмм.)
Тема нашего урока «Графики и диаграммы»
Из курса алгебры вы уже знаете, что такое график.
(Слайд 5) На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с Yпри изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.
График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
(Слайд 6) Например, по данным, содержащимся во 2-й графе таблицы, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца.
Вопросы ученикам
Давайте по графику ответим на эти же вопросы и укажем периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания. Какой можно сделать вывод?
(Слайд 7,8) По данным, содержащимся в 3-й и 4-й графах таблицы, можно построить график изменения влажности воздуха и изменения атмосферного давления.
4. Закрепление нового материала. (Слайд 10)
1) Каким образом могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации?
-
С помощью чего можно наглядно представить процесс изменения величин?
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание: Построить круговую диаграмму