Файл: Графическое представление данных в виде диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Чтение графиков реальных процессов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вероятность и статистика

7 класс

Урок: 5

Тема: Графическое представление данных в виде диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Чтение графиков реальных процессов
Цели урока:

сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.

Основные понятия: таблица, график, мастер диаграмм.
Ход урока:



I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала:

Сегодня на уроке мы продолжим работать с электронными таблицами.

    • Что такое электронные таблицы?

    • Сформулируйте основные преимущества, которые даёт обработка информации с помощью электронных таблиц по сравнению с обработкой вручную?


3. Изучение нового материала.

Вопросы ученикам

1) Как вы думаете можно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме? (Невозможно.)

2) С помощью чего гораздо удобнее обрабатывать такую информацию? (Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.)

Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

(Слайд 2) Предположим, вы готовитесь к школьной географиче­ской конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего меся­ца вы собирали информацию о температуре воздуха, давле­нии, влажности, облачности, направлении и скорости вет­ра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: (Слайд 3)

Погода в мае 2006 года

Дата

Температура, град С

Влажность, %

Давление, мм

Ветер

Облачность

направление


Град


скорость, м/с

1

+16

25

759

Ю-В

130

3

Ясно

2

+19

30

759

С-З

320

2

Ясно

3

+20

30

759

С-В

30

2

Ясно

4

+22

26

759

С

350

2

20-30%

5

+21

28

760

С-В

50

1

90%

6

+22

35

759

В

90

2

70-80%

7

+19

52

753

С-В

30

4

60%

8

+12

66

750

С

340

3

90%

9

+14

58

747

С-В

40

2

Сплошная

10

+13

88

743

В

90

1

Сплошная

11

+13

71

741

В

80

1

90%

12

+10

81

745

С-З

310

2

Сплошная

13

+17

48

747

Штиль

-

0

70-80%

14

+23

40

743

Ю-З

230

1

50%

15

+16

59

743

З

290

2

90%

16

+13

38

746

С-З

310

3

70-80%

17

+13

41

749

Штиль

-

0

Сплошная

18

+15

41

750

С

20

2

70-80%

19

+17

36

745

Ю

180

2

40%

20

+14

88

738

Ю-З

240

2

90%

21

+21

52

739

Ю-В

140

2

Сплошная

22

+15

72

740

Ю-З

240

5

Сплошная

23

+21

49

745

Ю-З

240

3

70-80%

24

+22

53

744

З

280

2

50%

25

+17

48

744

Ю-З

220

2

90%

26

+18

52

744

Штиль

-

0

90%

27

+11

93

738

Ю

160

2

90%

28

+13

62

741

З

270

3

90%

29

+16

59

735

Ю-В

140

1

Сплошная

30

+11

87

736

Штиль

-

0

Сплошная

31

+17

51

744

Ю-В

130

3

Сплошная



Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?

Вопросы ученикам

По таблице «Погода в мае 2006 года» на странице 83 учебника попробуйте ответить на вопросы:

• Какой день был самым холодным?

• Какой день был самым теплым?

• В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?

Легко ли было отвечать на эти вопросы по таблице? (Достаточно трудно).
(Слайд 4) Вы собрали большое количество информации, она точ­на, полна и достоверна, но в табличном виде не будет ин­тересна слушателям, так как совершенно не наглядна.

Вопросы ученикам

  • С помощью чего можно сделать содержащуюся в таблице информацию более на­глядной и легко воспринимаемой (визуализировать ин­формацию)? (Содержащуюся в таблице информацию можно сделать более на­глядной и легко воспринимаемой с помощью графиков и диаграмм.)


Тема нашего урока «Графики и диаграммы»

Из курса алгебры вы уже знаете, что такое график.

(Слайд 5) На графике изображают две координатные оси под пря­мым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на ко­торых откладывают представляемые значения. Одна вели­чина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая ве­личина. Например, температура воздуха (зависимая вели­чина) может изменяться во времени (независимая величи­на). Таким образом, график показывает, что происходит с Yпри изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
(Слайд 6) Например, по данным, содержащимся во 2-й гра­фе таблицы, можно построить график изменения температуры в те­чение рассматриваемого месяца.

Вопросы ученикам



Давайте по графику ответим на эти же вопросы и укажем периоды, когда температура воздуха была доста­точно стабильна или, наоборот, претерпевала значитель­ные колебания. Какой можно сделать вывод?

(Слайд 7,8) По данным, содержащимся в 3-й и 4-й гра­фах таблицы, можно построить график изменения влажности воздуха и изменения атмосферного давления.

4. Закрепление нового материала. (Слайд 10)

1) Каким образом могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации?

  1. С помощью чего можно наглядно представить процесс изменения величин?


V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание: Построить круговую диаграмму