Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение таблицы 1
Надежность перевозки | 1/9 | 1/7 | 1 | 0,25 | 0,06 |
Сумма оценок по столбцу kj | 3,11 | 1,64 | 17 | 4,31 | 1,00 |
λmax = 3,11 ∙ 0,38+1,64 ∙ 0,56+17 ∙ 0,06=3,10.
Is = = 0,05.
Os = = 0,09 ≤ 0,1, следовательно матрица согласована.
Полученные результаты удовлетворяют условию Is, Os ≤ 0,1.
После расчета важности каждого критерия необходимо поочередно оценить альтернативы. В таблицах 2-4 представлены оценки по каждому критерию.
Таблица 2 – Оценки относительно стоимости перевозки
Способ доставки | Железнодорожный-Морской | Автомобильный-Морской | Железнодорожный-Каботажная перевозка | Приоритет объекта ai | Wi |
Железнодорожный | 1 | 3 | 4 | 2,29 | 0,63 |
Автомобильный | 1/3 | 1 | 1/2 | 0,55 | 0,15 |
Железнодорожноречной | 1/4 | 2 | 1 | 0,79 | 0,22 |
Сумма оценок по столбцу kj | 1,58 | 6 | 5,5 | 3,63 | 1,00 |
λmax= 1,58 ∙ 0,63+6 ∙ 0,15+5,5 ∙ 0,22 = 3,11.
Is = = 0,05.
Os = = 0,09 ≤ 0,10 следовательно, таблица матрица согласована.
Таблица 3 – Оценки относительно срока перевозки
Способ доставки | Железнодорожный-Морской | Автомобильный-Морской | Железнодорожный-Каботажная перевозка | Приоритет объекта ai | Wi |
Железнодорожный | 1 | 9 | 2 | 2,62 | 0,65 |
Продолжение таблицы 3
Автомобильный | 1/9 | 1 | 1,2 | 0,38 | 0,1 |
Железнодорожноречерй | 1/2 | 2 | 1 | 1 | 0,25 |
Сумма оценок по столбцу kj | 1,61 | 12 | 3,5 | 4 | 1,00 |
λmax = 1,61 ∙ 0,65+12 ∙ 0,1+3,5 ∙ 0,25= 3,07.
Is = = 0,04.
Os = = 0,06 ≤ 0,10 следовательно, таблица матрица согласована.
Таблица 4 – Оценки относительно надежности перевозки
Способ доставки | Железнодорожный-Морской | Автомобильный-Морской | Железнодорожный-Каботажная перевозка | Приоритет объекта ai | Wi |
Железнодорожный | 1 | 7 | 2 | 2,41 | 0,63 |
Автомобильный | 1/7 | 1 | 0,5 | 0,41 | 0,11 |
Железнодорожнречной | 1/2 | 2 | 1 | 0,79 | 0,22 |
Сумма оценок по столбцу kj | 1,64 | 10 | 3,5 | 3,83 | 1,00 |
λmax= 1,64 ∙ 0,63+10 ∙ 0,11+3,5 ∙ 0,22= 3,03.
Is = = 0,02.
Os = = 0,03 ≤ 0,10 следовательно, таблица матрица согласована.
Полученные результаты удовлетворяют условию Is, Os ≤ 0,1.
При выполнении последнего этапа решения задачи составляется матрица весов (приоритетов Wi) альтернатив по критериям, представленная в таблице 5.
Таблица 5 – Итоговая таблица с функцией полезности альтернатив
Альтернативы | Нормированные приоритеты альтернатив по критериям | Полезность альтернативы | ||
К1 | К2 | К3 | ||
Железнодорожный | 0,65 | 0,63 | 0,63 | 0,64 |
Автомобильный | 0,10 | 0,15 | 0,11 | 0,13 |
Железнодорожноречной | 0,25 | 0,22 | 0,26 | 0,23 |
Нормированные приоритеты критериев | 0,38 | 0,56 | 0,06 | 1 |
Как показывают расчеты, наибольшую полезность имеет первая альтернатива. Это способ доставки, включающий в себя использование железнодорожного. Именно она и является наиболее предпочтительной альтернативой способа доставки древесины из Алапаевска в Харбин.
Итогом решения задачи методом анализа иерархий является не определение именно правильного варианта, а поиск такой альтернативы, которая наилучшим образом согласуется с пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению.
При использовании исследуемого метода можно быстро и достаточно точно оценить исследуемые альтернативы по каждому из используемых критериев. Исходя из этого, данный метод обладает такими положительными сторонами, как:
-
возможность определения и устранений противоречий в данных, -
охват любого вида деятельности, -
группировка множества элементов одного уровня в кластеры в соответствии с относительной важностью, -
простая система расчета рейтингов, -
возможность выделения ряда подзадач из основной поставленной задачи, -
внедрение в уже ранжированные альтернативы не изменяет их порядок.
Но в то же время МАИ имеет ряд недостатков:
-
влияние факторов на принимаемое решение опосредовано, -
противоречивость исходной информации [6].
Также, рассматривая вопрос этики, необходимо отметить то, что сбор информации выполнялся посредством первичных источников (специалистов логистической компании), так как результаты, рассчитанные с помощью онлайн-калькуляторов на сайтах, носят общий характер и не учитывают всех нюансов маршрута или специфики перевозимого груза. В последствии описанного выше, можно выделить такие этические вопросы, как:
- научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов);
- максимальная объективность в рамках интерпретации результатов, выводов, которые должны соответствовать полученным показателям и не зависеть от чьих-либо субъективных установок;
- профессиональная компетентность (самоуважение и самоограничение), т.е. запрет на проведение опроса с неподготовленным специалистам, а также на выработку заключений и рекомендаций по вопросам, выходящим за рамки компетентности.
Немаловажным критерием выступает также временные ограничения предоставления оценок, так как в современном мире существует огромное количество факторов, способных влиять на расставление приоритета альтернативам, следовательно, рекомендуется выполнять исследование в максимально приближенный срок его выполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996. -
Саати Т.Л. Принятие решений при зависимости и обратных связях. Аналитические сети. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 360 с. -
Топ десяти стран экспортеров древесины: сайт. – Москва, 2019 – . – URL: https://agroexpert.md/rus/analitika/top-10-stran-eksporterov-pshenitsy (дата обращения: 28.05.2021). -
География экспорта российской древесиы: сайт. – Москва, 2019 – . – URL: http://ikar.ru/companynews/946.html (дата обращения: 27.05.2021) -
Экспорт древесины: сайт. – Москва, 2019 – . – URL: https://exportv.ru/i/eksport-zerna (дата обращения: 27.05.2021). -
Синюк, В. Г. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений: учебное пособие / В. Г. Синюк, А. В. Шевырев. – Москва : Экзамен, 2003. – 158 с. – ISBN 5-946922-37-8.