Файл: Использование технологических карт на уроках иностранного языка для практического владения иностранным языком.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование технологических карт на уроках иностранного языка
для практического владения иностранным языком
Украинцева О.В.
Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования Шурышкарского района, Ямало- Ненецкого автономного округа, Тюменской области
Как известно, обучение иностранному языку предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности, то есть практическое владение иностранным языком.
Обучая иностранному языку, мы учим общаться на данном языке, а научить этому можно только в условиях общения.
Коммуникативная компетентность – сложное многоуровневое понятие, формирование которого тесным образом связано с технологизацией процесса обучения.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование технологии проектированя не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок. Несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
По рекомендации аттестационной комиссии хочу поделиться своими инновационными введениями в методику преподавания иностранного языка. А именно: использование на уроках технологических карт как средства успешного усвоения английского языка.
Конструирование образовательного процесса, другими словами – планирование изучения английского языка я выполняю в форме технологической карты. (Образец карты проектирования учебного процесса по курсу английского языка в 10-11 кл по методике В.П.Кузовлева представлен в приложении). Ее можно определить как форму конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающую в себе тематическое планирование с поурочным. Однако этим специфика технологической карты не исчерпывается.
Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). .
Технологическая карта урока является механизмом реализации компетентностно-ориентированной технологии.
Технологическая карта имеет два аспекта разработки.
Логико-философский аспект использования технологических карт на уроке иностранного языка направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде конкретных форм деятельности учащихся.
Философско-педагогический аспект заключается в персонификации образования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность учащихся и учителя.
Конструирование технологической карты начинаю с операционно-исполнительского этапа как наиболее привычного нам при разработке урока и несущего самую большую содержательную нагрузку. Это решение учебной задачи. Учеников при этом можно разбить на группы (А, Б, В).
Для А: проект с последующей защитой;
Для Б: коллективная творческая деятельность (педагогическая мастерская);
Для В: работа по обучающим программам по созданию опорного конспекта на новом материале, шаблона рассказа и т.д.
Технологическая карта предпочтительнее конспекта урока. Дело в том, что конспект урока строится строго на основании требования программ, содержании учебника, зачастую определен его логикой. Технологическая карта работает на ученика, поэтому я подбираю формы деятельности для каждого из них в зоне актуального развития.
Это позволяет реализовать функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого ребенка. Учитывается то, что ученик активный участник образовательного процесса.
Помимо традиционных этапов урока я считаю наиболее значимыми для успешного применения комплекса технологических карт еще некоторые.
Это ориентировочно-мотивационный этап. Он включает в себя:
1) Актуализацию знаний, необходимую для создания всем учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.
Проблема успеваемости всегда упирается в заколдованный круг: учебную программу все учащиеся должны усвоить на требуемом уровне независимо от их индивидуально-психологических особенностей. Однако, в повседневной практике этого не происходит. Потому что, начав урок на уровне «троечных» знаний, ученик не в состоянии превратиться в отличника к концу урока. Он обычно остается на том же уровне. В связи с этим существует проблема – как добиться стабильной высокой успеваемости у всех учащихся? Для реализации этого замысла и используется этап выравнивания знаний. Обычно он
состоит из беседы по основной лексике, которая будет использоваться на уроке.
Очевидно, что деления на группы здесь не происходит, хотя ученикам со сформированными интеллектуальными умениями предлагаю составить вопросы эвристической беседы для остальных учащихся.
2) Следующий шаг – построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов темы, частных задач при организации учебной деятельности. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Моя задача создать условия, при которых ученик сам составляет ориентировочную основу действий, и затем действует по ней.
Сформированное таким образом умение обладает свойством широкого переноса и может быть использовано при решении многих проблем.
Умения при этом становятся обобщенными.
3) Главное – переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом. Это означает развитие надпредметных умений.
Урок вне формирования общего способа мышления – не ведет к умственному развитию.
4) Моделирование усвоенного учебного материала в графической, знаковой, символической или другой форме является результатом для деятельности. Хорошо, когда результат может быть использован в повседневной жизни. Так, с учениками, готовыми для работы по методу проектов, моделирую проблемную ситуацию и способы ее разрешения, модель создаю и с помощью вопросов эвристической беседы.
Конструируя урок с позиций технологии, я стараюсь создать дидактическую систему урока, которая должна быть отражена в технологической карте.
Я могу использовать любые методы и приемы работы. Главное, чтобы выполнялась основная цель – внедрение технологических карт: развитие интеллекта учащихся средствами персонификации образовательного процесса через целенаправленное формирование специфических структур умственных действий.
При составлении комплекса технологических карт учитываю следующие особенности:
а) технологическая карта составляется не только для учителя, но и для учащихся, которым она может быть представлена в несколько измененной, адаптированной форме;
б) при планировании целевая установка должна быть диагностируема, в зависимости от нее подбираются задания для итогового контроля знаний и умений учащихся;
в) осуществляется уровневое распределение учебного материала, подбираются задания для различных групп учащихся, что обеспечивает внутригрупповую дифференциацию;
г) учебный материал распределяется по уровням на основе программы, «Обязательного минимума содержания образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников».
Таким образом, практическая работа учителя на основе технологической карты позволит сделать некоторые важные выводы: во-первых, успешно реализуется деятельностный подход, учащиеся совершенствуют свои знания и умения; во-вторых, наблюдается повышение мотивации к изучению предмета; в-третьих, более объективной становится оценка, которая зависит от уровня усвоения учебного материала. Формирование коммуникативной компетентности является важным фактором при обучении иностранному языку.
Переход на технологический уровень помогает преподавателю стать профессионалом, выступает альтернативой формального образования. Технология В.М. Монахова позволяет учитывать особенности личности учащихся, строить учебный процесс целостно и системно, что не всегда можно встретить в традиционных методиках.
В комплексе технологических карт должны быть заданы три группы критериев:
Первый критерий: ценность урока как средства активизации поисково-познавательной и исследовательской деятельности учеников. Показатели для оценки по данному критерию могут служить: уровень выполнения цели (обучающий, развивающий, воспитательный аспекты); целесообразность используемого содержания для стимулирования исследовательского поиска ученика; конструктивность методов, форм работы с позиции формирования активно-деятельностных способов работы обучающихся с информацией для перевода ее на уровень знаний и умений.
Второй критерий: качество мультимедийного сопровождения урока. В ряду показателей: направленность электронных дидактических средств на активизацию поисково-познавательной и исследовательской деятельности учеников; учет при их создании и использовании на уроке возрастных особенностей обучающихся и специфики восприятия ими информации ( в том числе, оригинальность и др.).
Третий критерий: здоровьесберегающий потенциал занятия. Показателями могут служить: наличие условий и возможностей в уроке для становления у обучающихся мотивации к познанию и исследованию; обеспечение смены видов и средств деятельности;наличие и эффективность субъект-субъектного характера освоения знаний;установление на уроке продуктивных форм учебного взаимодействия; развитие на занятии саморегуляции и рефлексии у учеников и др.
Использование технологической карты позволяют организовать учебный процесс в новом качестве. Уроки, построенные на основе технологической карты с использованием принципов информационного взаимодействия не утомительны для учащихся, а интересны и эмоциональны, повышают их активность. Кроме того, учащимся создаются условия для самостоятельного приобретения знаний и их практического применения. Как известно, эффективность учебного процесса во многом зависит насколько учащиеся заинтересованы в своем ученье. Обучение бывает успешным лишь тогда, когда творческой деятельности учителя сопутствует столь же активная творческая деятельность учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гез Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных исследований // Иностр. языки в школе. 1985. № 2. С. 17-24.
2. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000. № 4. С.14-19.
3. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии, 2001. №5. С. 75-98.
4. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
5. Шмелькова Л.В. Технологизация образовательного процесса. Учебно-методическое пособие. Курган: ИПКПРО, 2002.
6. Шмелькова Л.В., Безденежных А.Л. Технологическое проектирование курса английского языка. Атлас технологических карт 10-11 класс. Курган: ИПКПРО, 2003.
7. Монахов В.М., Нижников А.И. Проектирование траектории становления будущего учителя.//Школьные технологии, 2000.№6.С.100-115.
Сведения об авторе.
Статья для журнала «Школьное образование».
Украинцева Ольга Викторовна, учитель английского языка высшей квалификационной категории.
Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа-интернат: Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования Шурышкарского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области.