ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классификация базовых понятий и типов проектов
Принципиальная модель управления проектами, дающая исчерпывающее представление о совокупности и взаимосвязях базовых понятий, приведена на рис. 1.1, 1.2. Взаимосвязь фаз, функций и подсистем управления проектами показана на рис. 1.3. [1, 2].
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.
Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководстве, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.
Управляемыми параметрами проекта являются:
-
объемы работ и виды работ по проекту; -
стоимость, издержки, расходы по проекту; -
временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ; -
ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам; -
качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и прочее.
Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.
Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте
результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Рисунок 1.1. - Фазы жизненного цикла проекта
Зарождение проекта Project Initiation
Зарождение нового проекта Project Initiation Жизненный цикл проекта | |||||||||||||||
Прединвестиционная (Pre-Investment) фаза | Инвестиционная ( Investment, Impelementation, Execution) фаза | Эксплуатационная ( Execution, Operation) фаза | |||||||||||||
Анализ инвестиционных возможностей (Identification) | Предвари- тельное ТЭО (Pre-feasibility study) | ТЭО (Feasibility study) | Доклад об инвестиции-онных возможностях(Apprisal Report) | Планиро-вание (Planning) | Организация финанси-рования (Funding) | Переговоры и заключение контрактов (Negotiations &Contracting) | Проектиро-вание (Design) | Строительство (Construction) | Маркетинг (Marketing) | Обучение (Training) | Приемка и запуск (Commisioning&Startup) | Производство (Production) | Замена оборудования (Replacement) | Расширение, модернизация, инновация (Expansion, Modernisation, Innovation) | Закрытие проекта (Completion) |
Функции управления проектом (PM Functions)
Планирование (Planing) |
Контроль (Control) |
Анализ (Analysis) |
Принятие решений (Decision making) |
Составление и сопровождение бюджета проекта (Budgeting) |
Организация осуществления (Organisation) |
Мониторинг (Monitoring) |
Оценка (Evaluation) |
Отчетность (Reporting) |
Экспертиза (Appraisal) |
Проверка и приемка (Validation) |
Бухгалтерский учет (Accounting) |
Администрирование (Administration) |
|
Подсистемы управления проектом (PM Subsystems)
(Scope Management) |
(Time Management) |
(Cost Management) |
(Quality Management) |
(Procurement Management) |
(Resource Management) |
(Human Management) |
(Change Management) |
(Risk Management) |
(Inventory Management) |
(Integration Management) |
(Information & Communication Management) |
Рисунок 1.2. - Принципиальная модель управления проектом
Рисунок 1.3. - Взаимосвязь фаз, функций и подсистем управления проектом
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации (говорят также декомпозиции) сводится к разбивке проекта и системы его управления на:
-
фазы жизненного цикла проекта, этапы, работы, задачи, единичные рабочие процессы; -
отдельные пакеты работ, увязанные между собой в структуру работ по проекту; -
организационную структуру исполнителей по проекту; -
структуру распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту в виде матрицы; -
подсистемы по областям управления проектом, функционирующие практически в течение всех фаз управления проектом; -
общие системные функций, выполняемые на всех фазах реализации проекта и во всех подсистемах.
Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта – специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.
Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект. Различают:
-
функциональную структуру. В качестве ее разновидности может применяться дивизиональная форма организации управления, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признаку; -
проектную структуру; -
матричную структуру. Могут быть выделены три ее разновидности: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.
Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы, в том числе:
-
концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта; -
фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками; -
фаза выполнения проекта, включающая работы по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала; -
фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию. -
эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.
Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.
Типы проектов
В связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды специальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания. Влияние остальных факторов нейтрализуются с помощью стандартных процедур контроля (рис. 1.4). Ниже рассмотрены «классические» типы «нормальных» проектов, классифицированные по масштабам,
срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, участникам проекта.
Классификационные признаки | Типы проектов | ||||
По уровню проекта | Проект | Программа | Система | ||
По масштабу (размеру проекта) | Малый | Средний | Мегапроект | ||
По сложности | Простой | Организационно сложный | Технически сложный | Ресурсно сложный | Комплексно сложный |
По срокам реализации | Краткосрочный | Средний | Мегапроект | ||
По требованиям к качеству и способам его обеспечения | Бездефектный | Модульный | Стандартный | ||
По требованиям к ограниченности ресурсов совокупности проектов | Мультипроект | Монопроект | |||
По характеру проекта/ уровню участников | Международный (совместный) | Отечественный: Государственный Территориальный — Местный | |||
По характеру целевой задачи проекта | Антикризисный | Реформирование/ реструктуризация | |||
Маркетинговый | Инновационный | ||||
Образовательный | Чрезвычайный | ||||
По объекту инвестиционной деятельности | Финансовый инвестиционный | Реальный инвестиционный | |||
По главной причине возникновения проекта | Открывшиеся возможности | Необходимость структурно-функциональных преобразований | Реорганизация | ||
Реструктуризация | |||||
Чрезвычайная ситуация | Реинжиниринг |