Файл: Классификация базовых понятий и типов проектов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация базовых понятий и типов проектов
Принципиальная модель управления проектами, дающая исчерпывающее представление о совокупности и взаимосвязях базовых понятий, приведена на рис. 1.1, 1.2. Взаимосвязь фаз, функций и подсистем управления проектами показана на рис. 1.3. [1, 2].

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномоч­ным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работаю­щей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими от­дельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководстве, контроль, организацию, администрирова­ние и другие общесистемные функции.

Управляемыми параметрами проекта являются:

  • объемы работ и виды работ по проекту;

  • стоимость, издержки, расходы по проекту;

  • временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы вы­полнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;

  • ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам;

  • качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и прочее.

Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой яв­ляется управление проектом.

Управление проектом представляет собой методологию организации, пла­нирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте
результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.


Рисунок 1.1. - Фазы жизненного цикла проекта




Зарождение проекта Project Initiation



Зарождение нового проекта Project Initiation
Жизненный цикл проекта

Прединвестиционная (Pre-Investment) фаза

Инвестиционная ( Investment, Impelementation, Execution) фаза

Эксплуатационная ( Execution, Operation) фаза

Анализ инвестиционных возможностей (Identification)

Предвари-

тельное ТЭО

(Pre-feasibility

study)

ТЭО (Feasibility study)

Доклад об инвестиции-онных возможностях(Apprisal Report)

Планиро-вание (Planning)

Организация финанси-рования (Funding)

Переговоры и заключение контрактов (Negotiations &Contracting)

Проектиро-вание (Design)

Строительство (Construction)

Маркетинг (Marketing)

Обучение (Training)

Приемка и запуск (Commisioning&Startup)

Производство (Production)

Замена оборудования (Replacement)

Расширение, модернизация, инновация

(Expansion, Modernisation, Innovation)

Закрытие проекта (Completion)


Функции управления проектом (PM Functions)

Планирование (Planing)

Контроль (Control)

Анализ (Analysis)

Принятие решений (Decision making)

Составление и сопровождение бюджета проекта (Budgeting)

Организация осуществления (Organisation)

Мониторинг (Monitoring)

Оценка (Evaluation)

Отчетность (Reporting)

Экспертиза (Appraisal)

Проверка и приемка (Validation)

Бухгалтерский учет (Accounting)

Администрирование (Administration)





Подсистемы управления проектом (PM Subsystems)

(Scope Management)

(Time Management)

(Cost Management)

(Quality Management)

(Procurement Management)

(Resource Management)

(Human Management)

(Change Management)

(Risk Management)

(Inventory Management)

(Integration Management)

(Information & Communication Management)

Рисунок 1.2. - Принципиальная модель управления проектом



Рисунок 1.3. - Взаимосвязь фаз, функций и подсистем управления проектом
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации (говорят также декомпозиции) сводится к разбивке проекта и системы его управления на:

  • фазы жизненного цикла проекта, этапы, работы, задачи, единичные рабочие процессы;

  • отдельные пакеты работ, увязанные между собой в структуру работ по проекту;

  • организационную структуру исполнителей по проекту;

  • структуру распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту в виде матрицы;

  • подсистемы по областям управления проектом, функционирующие практически в течение всех фаз управления проектом;

  • общие системные функций, выполняемые на всех фазах реализации проекта и во всех подсистемах.

Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта – специальная группа, которая становится самостоятельным участником про­екта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.

Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект. Различают:

  • функциональную структуру. В качестве ее разновидности может применяться дивизиональная форма организации управления, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признаку;

  • проектную структуру;

  • матричную структуру. Могут быть выделены три ее разновидности: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по про­екту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матри­ца, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.


Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появле­ния, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жиз­ненный цикл может делиться на четыре фазы, в том числе:

  • концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;

  • фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;

  • фаза выполнения проекта, включающая работы по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала;

  • фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию.

  • эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.

Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.
Типы проектов

В связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды специальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания. Влияние остальных факторов нейтрализуются с помощью стандартных процедур контроля (рис. 1.4). Ниже рассмотрены «классические» типы «нормальных» проектов, классифицированные по масштабам,
срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, участникам проекта.


Классификационные признаки

Типы проектов

По уровню проекта

Проект

Программа

Система

По масштабу (размеру проекта)

Малый

Средний

Мегапроект

По сложности

Простой

Организа­ционно сложный

Технически сложный

Ресурсно сложный

Комплексно сложный

По срокам реализации

Краткосрочный

Средний

Мегапроект

По требованиям к каче­ству и способам его обеспечения

Бездефектный

Модульный

Стандартный

По требованиям к огра­ниченности ресурсов со­вокупности проектов

Мультипроект

Монопроект

По характеру проекта/ уровню участников

Международный (совместный)

Отечественный: Государственный Территориальный — Местный

По характеру целевой задачи проекта

Антикризисный

Реформирование/ реструктуризация

Маркетинговый

Инновационный

Образовательный

Чрезвычайный

По объекту инвестици­онной деятельности

Финансовый инвестици­онный

Реальный инвестиционный

По главной причине возникновения проекта

Открыв­шиеся воз­можности

Необходимость структур­но-функциональных пре­образований

Реорганизация

Реструктуризация

Чрезвычай­ная ситуа­ция

Реинжиниринг