Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города РостованаДону Школа 115 имени Юрия Андреевича Жданова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 115 имени Юрия Андреевича Жданова»
(МАОУ «Школа № 115»)
Утверждаю
Директор МАОУ «Школа № 115» им. Ю.А. Жданова
________________ Н.В. Янковская приказ № 383 от 30.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Биология
Уровень образования (класс) – основное общее (9 - А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З классы)
Учитель: Назарова Т. А. Скнарина Т.А. Мельникова И.А.
2022-2023 год
Ростов-на-Дону
Янковская
Нина
Владимировна
Подписано цифровой подписью: Янковская
Нина Владимировна
Дата: 2022.09.01 13:27:59
+03'00'

2
1.
Пояснительная записка
Элементы
Содержание элементов
1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология, как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
2. Нормативные акты и учебно- методические документы, на основании которых разработана учебная программа
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 №19644) (с изменениями от
31.12.2015г. № 1577)
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными


3 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (с изменениями от 22.05.2019 г. №8).
4. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями осуществляющими образовательную деятельность».
5. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
«Школа № 115».
5. Примерная программа основного общего образования по биологии (базовый уровень).
6.
Программа основного общего образования по биологии (авторы: В. В. Пасечник,
В. В. Латюшин,), 2020г.
7. Примерная программа на основе авторской программы по биологии для 5-9 классов. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 – 9 классы под редакцией
В.В. Пасечника Рабочие программы В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С.
Калинова, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка. М.: «Просвещение», 2011.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Линии жизни «Биология 9 класс», авторы
В.В. Пасечник, Каменский А.А., Швецов Г.Г. (М.: Просвещение, 2019 г)
3.Реализация рабочей программы - Примерная программа основного общего образования по биологии для 9 класса авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных
документов. Биология / Сост. Э.Д- Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Просвещение, 2020 г.).
- Учебник: Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. (УМК по биологии
«Линия жизни»), 9 класс –М: Просвещение, 2019г.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2014г.

4
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: 2015г.
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Программа по биологии Пасечника В.В., Латюшина В.В. «Биология. Программы общеобразовательных учреждений» для 9-х классов рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Согласно учебному плану и календарному графику МАОУ «Школа №115» на
2022-2023 учебный год на изучение биологии отводится 2 часа в неделю
В 9 «а» классе отводится 64 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.
В 9 «б» классе отводится 66 часов (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.
В 9 «в» классе отводится 64 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения
В 9 «г» классе отводится 65 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.
В 9 «д» классе отводится 65 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.
В 9 «е» классе отводится 64 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.
В 9 «ж» классе отводится 64 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.


5
В 9 «з» классе отводится 65 часа (2 часа в неделю). Программа реализуется полностью за счёт часов повторения.
4. Цели и задачи программы

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;

Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;

Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

Овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

6

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
5. Специфика программы курса
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды деятельности как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах, тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
Принципы реализации учебного предмета

научный;

культурологический;

гуманистический;

личностно-деятельностный;

историко-проблемный;

интегративный;

компетентностный.


7
2. Содержание учебного предмета, курса
№ Наименование
разделов(тем)
Виды учебной деятельности учащихся.
Форма организации
учебной
деятельности
1.
Введение.
Биология в
системе наук
Знакомство со структурой учебника. Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие
«жизнь». Современные научные представления о сущности жизни.
Значение биологической науки в деятельности человека.
Формы организации
учебного процесса:
классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Входной контроль.
Устный опрос.
2.
Глава 1.
Основы
цитологии -
науки о клетке.
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.
Устный опрос.

8
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторная работа №1: Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.
3. Глава 2.
Размножение и
индивидуальное
развитие
(онтогенез)
организмов
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.
Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.
Устный опрос.
4.
Глава 3.
Основы
генетики
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.
Закономерности наследования признаков живых организмов.
Работы
Г.
Менделя.
Методы исследования наследственности.
Гибридологический метод изучения наследственности.
Моногибридное скрещивание.
Закон доминирования.
Закон расщепления.
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, работа по карточкам, проект с


9
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.
Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы.
Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость.
Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Практическая работа №1: Решение генетических задач.
Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости у растений и животных. Изучение фенотипов растений. использованием ИКТ, ресурсов интернета.
Устный опрос.
5.
Глава 4.
Генетика
человека
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа №2: Составление родословных
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа.
6.
Глава 5.
Эволюционное
учение
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Формы организации
учебного процесса: классная, групповая,

10
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.
Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции.
Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер.
Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. индивидуальная.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.
Устный опрос.